Библиографическое описание:

Кирбитова Л. Г. Реализация комплексного подхода к преодолению заикания [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 161-164.

В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный подход, включающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий. Необходимость именно комплексного воздействия объясняется тем, что данный недуг представляет собой не какой-то частный «изолированный» дефект, а сложное речевое расстройство, тесно связанное со всей личностью ребенка. Естественно, что такое сложное расстройство не может быть преодолено за счет использования каких-то отдельных приемов – здесь необходимо воздействие на весь организм в целом, начиная с раннего возраста.

В нашем дошкольном учреждении функционирует группа для детей с заиканием. Эти дети требуют особой заботы и внимания. Они отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна. Поддержка личности такого ребенка выступает в коррекционной работе на первый план.

Комплексный метод, включает в себя различные медико-педагогические мероприятия:

  • Коррекционные логопедические занятия с учителем – логопедом.

  • Фармакотерапия.

  • Музыкотерапия – использование музыки в оздоровительных целях.

  • Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием движений.

  • Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее и физическое оздоровление и коррекцию в двигательной сфере.

  • Логоритмотерапия – система упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением.

  • Физиотерапия.

  • Сказкотерапия – постановка лечебных спектаклей.

  • Куклотерапия – использование различных видов театра для коррекции речи, снятия болезненной фиксации на дефекте.

  • Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами.

Получение позитивных результатов – следствие партнерского продуктивного контакта и принципа межпрофессиональной деятельности специалистов и педагогов, осуществляющих реабилитационную работу. С каждым из этих специалистов имеется перспективный план по взаимодействию.

Приемы компенсации речевых расстройств в работе с детьми с ТНР в первую очередь базируются на положениях гуманной педагогики. Гуманизация специального образования предполагает, прежде всего, уважение к личности каждого ребенка с проблемами развития. Особенно принципы гуманного отношения к ребенку актуальны в работе с заикающимися дошкольниками. Ведь в первую очередь у таких детей необходимо «наладить» душевный комфорт, а только потом приступать непосредственно к коррекции заикания.

Для психического здоровья таких детей важна благоприятная среда, в которой его любят и понимают, не позволяют грубого обращения, где не жалеют бездумно, проявляя всяческое снисхождение, а уважают и помогают поверить в себя и свои силы. Работать с такими детьми интересно, но в тоже время очень трудно. Ведь кроме основного речевого нарушения у большинства детей присутствуют различного рода невротические проявления. Рассеять тревогу, создать вокруг ребенка теплую и спокойную атмосферу – первое условие, как для профилактики, так и для лечения заикания. Ведь страшно не само заикание, страшно, когда оно патологически изменяет личность ребенка. Поэтому, чтобы процесс воспитания, развития и коррекции стал продуктивным, мы следуем принципам личностно-гуманного подхода к каждому ребенку. Это главное укрепляющее средство.

В каждом человеке, а в ребенке тем более, живет стремление сообщить миру о своих достижениях, мыслях, чувствах, отношении к происходящему. А такой ли ребенок с заиканием?

Речь заикающегося ребенка в большинстве случаев, нормально развивается, дети свободно излагают свои мысли, общаются с взрослыми и сверстниками. Это происходит до тех пор, пока они не столкнутся с травмирующей ситуацией и не осознают свой речевой дефект. И формула знаю как, умею, и хочу общаться, сразу ломается. «Я – не такой, как все, я не могу говорить, как другие дети, а значит, и не буду». И у ребенка с заиканием постепенно нарушается коммуникативная функция.

Что такое заикание?

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата.

Сам факт существования речевых судорог приводит к целому ряду речевых и личностных нарушений, что вынуждает заикающихся во время речи одновременно думать о том, что сказать, как сказать. Речь для ребенка становится тяжким трудом, и ставит его перед необходимостью как быстрее передать хотя бы элементарное содержание высказывания; тут не до позы, взгляда, мимики, жеста.

Повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс компенсации речевого дефекта, предупредить появление рецидивов, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации – задача педагогов, медиков, всех работающих с такими детьми.

А учиться и лечиться такой ребенок будет с увлечением и охотой только тогда, когда его вовлекают в интересную и разнообразную деятельность. Такой интересной деятельностью для ребенка является игра. Игра управляет развитием, в ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. С этой целью в моем кабинете создана развивающая Лого среда, которая помогает превратить трудный процесс коррекционной работы в занимательную игру. Лого среда оформлена в виде кукольных персонажей из знакомых детских мультфильмов: «Простоквашино», «Путешествие в Тили-мили-трямдию» и др. Эти персонажи позволяют быстрее вступить в контакт с ребенком с речевой патологией, создать атмосферу сказочности, быстро развернуть с ребенком любую коррекционную и театрализованную деятельность.

Радость жизни ребенок ощущает, если во время игры царит духовная общность между логопедом и воспитанником. Эта общность и достигается через развивающее воздействие Лого среды.

Длительный процесс компенсации речевого дефекта требует ненасильственных методов управления. И здесь опять выручает его «Величество Игра». Ведь методика Г.А. Волковой, которую использую в работе, так и называется «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». В ходе игр-занятий подбираю разнообразные игровые упражнения, речевые игры, в том числе и игры-драматизации.

Эти игры подтолкнули меня к использованию в «лечении» заикания элементов куклотерапии. Куклы в работе с дошкольниками всегда играли немаловажную роль. А если у ребенка еще и различные невротические проявления, заикание, нарушение дыхания, темпа речи и др., то здесь кукла является и средством коррекции этих нарушений. Упорядоченность и согласованность движений руки и речи обусловлено применение в коррекции заикания ручных кукол. «Уже один вид веселого человечка, который оживает на глазах зрителей, вызывает большой интерес, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению» [3, 99].

Когда дети научились работать с куклой, пришло время непосредственно, самим войти в образ. Это очень сложно для детей, как в эмоциональном, так и в психологическом плане, т.к. кукла и ширма – это некая защита для ребенка от зрителя, и отсутствие таковой как бы обнажает его, оставляет один на один со зрителем, дает колоссальную психоэмоциональную нагрузку. Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребенка достаточно долго и доставляют ему много волнений.

Идея лечить детей – невротиков с помощью кукольного театра возникла в нашей стране. Так Татьяна Львовна Шишова в 1988 году, в Горьком на театральном фестивале выступая, говорила, что кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении. Она отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. А если это не актер, а болезненно застенчивый ребенок? Застенчивость – это когда хочется спрятаться за стенку. И мы своим детям такую возможность предоставляем. Ребенок прячется за ширму, как настоящий кукловод. А в кукольном театре мы даем детям еще одну «стенку» - возможность спрятаться за метафорический образ. Учитывая, личностно-психологические особенности заикающихся детей игра в театр ведется в определенной системе:

  • Театр за ширмой.

  • За ширмой, но без занавеса.

  • Театр в темных очках.

В игре с куклой все внимание ребенка теперь уже концентрируется на руке и на кукле, таким образом, снимается болезненная фиксация на речи. Напряжение с органов артикуляции переходит на руку. Рука ребенка напряжена и дрожит, а речь льется спокойно без пароксизмов заикания. Особенности ручных кукол позволяют широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Даю куклу в руки ребенка, с ее помощью в игровой форме обучаю детей игровой технике, незаметно исправляя запинки в речи.

Действенным приемом коррекции заикания является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – основана на использовании связи слова, музыки и движения. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Основными составляющими логопедической ритмики являются:

  • Различного рода ходьба, прыжки, бег под музыку

  • Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

  • Дыхательные упражнения.

  • Артикуляционная гимнастика.

  • Работа над просодическими компонентами речи.

  • Мелодекламации.

  • Пение.

  • Элементарное музицирование.

  • Музыкорисование

В заключение занятия обязательно проводится глубокая релаксация.

В ходе занятия двигательно-речевые логоритмические упражнения помогают легко и непринужденно компенсировать не только недостатки речи, психические функции, но и открывают новые способности ребенка, повышают его самооценку.

Постоянно заботясь о душевном равновесии детей, об их настроении, чувствах и переживаниях, использую в работе такой эффективный вид коррекции, как элементы музыкотерапии. В режиме работы группы она используется, как музыкальный фон. Ведь спокойная, тихая музыка оказывает успокаивающее и гармонизирующее воздействие на ребенка, а музыка динамичного и ритмичного характера способствует выбросу негативных эмоций и переживаний.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают, данный метод позволяет использовать музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов двигательных и речевых расстройств. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют ощутить радужный мир детства, и «настроить» на мажорный лад иммунную систему, улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением.

На занятиях мы используем различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, музыкорисование и обязательно элементы театрализации. При этом большое значение придается музыкально-психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально-филосовскому тренингу, формирующему личность.

Кроме того, элементы музыкотерапии являются слагаемыми каждого моего логопедического занятия. Это стало возможным благодаря появлению в кабинете логопеда компьютера и возможности использования не только музыки, а и различных коррекционно-логопедических игр, презентаций и многих других компьютерных технологий, которые делают процесс обучения интересным, ярким, позволяет в работе с ребенком задействовать как можно больше анализаторов.

Как известно, заикающиеся дети имеют различные невротические проявления, внутренние зажимы, и т.п. Снять психоэмоциональное напряжение, стабилизировать нервную систему позволяют опять же куклы, сделанные из набивных мячей. Доброго Чипполино можно крепко прижать, полюбить, пожалеть, а злого, жадного Синьора - Помидора – поколотить, кулачками, наказать за то, что обижал добрых человечков, персонажей сказки Джанни Родари. Тем самым, снимая агрессивные проявления, отрицательные эмоции.

Важным для себя в воспитании заикающихся детей я считаю принцип толерантности, который проявляется в исключительной чуткости, постоянной заботе и настрое на уверенность в успехе. Этому помогают и игровые психологические тренинги. Они проводятся перед каждым логопедическим занятием. И такие «уроки» душевного равновесия шаг за шагом помогают ребенку выйти из сложной ситуации. Для психического здоровья ребенка важна сбалансированность эмоций. Разбалансированность чувств, способствует возникновению эмоциональных расстройств, а это ведет к нарушению социальных контактов и к декомпенсации заикания.

Родителям и педагогам важно с самого начала понять свою исключительную, совершенно незаменимую роль в деле практической реализации комплексного метода преодоления заикания.

Что же конкретно могут сделать родители?

Прежде всего, они должны позаботиться о выполнении всех рекомендаций врача-невролога, учителя - логопеда, и других специалистов, работающих с их детьми.

Кроме того, для обеспечения спокойной обстановки в семье им придется многое пересмотреть как в их собственных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с ребенком. Все имеющиеся противоречия на некоторое время следует «приглушить» или же отложить выяснение разного рода конфликтных вопросов. Цена этому «перемирию»- здоровье ребенка.

Педагог должен быть добрым источником веры в то, что у маленького партнера все получится, он должен излучать, должен чувствовать эту веру, чтобы зажечь искорку интереса.

Любовь к детям – основа гуманистической направленности педагогики, поэтому коррекционно-воспитательный процесс в нашей группе ориентирован на личность воспитанников.


Литература:
  1. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. М., АСАДЕМА, 2003.

  2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. С-П «Детство-пресс» 2003.

  3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М. Просвещение, 1993, 99с.

  4. Громова Е.И. К вопросу о влиянии музыки на речь в норме и патологии. Вестник Моск. Университета. Психология. 1984,№7 .

  5. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Книги для трудных родителей. Чтобы ребенок не был трудным. Речь. 2008. 

  6. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Разноцветные белые вороны. Семья и школа. 1996. 

Основные термины (генерируются автоматически): коррекции заикания, внимание ребенка, невротические проявления, преодоления заикания, процесс компенсации речевого, различные невротические проявления, компенсации речевого дефекта, личность ребенка, личностью ребенка, личностные качества ребенка, ребенка важна сбалансированность, ребенка косвенным, ребенка теплую, мозговую деятельность ребенка, коррекции заикания ручных, новые способности ребенка, Рука ребенка, здоровье ребенка, приемом коррекции заикания, руки ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle