Библиографическое описание:

Новиков Д. В. Этапы, условия и методы временных творческих коллективов в формировании аутокомпетентности режиссера [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 225-228.

В области формирования аутокомпетентности режиссеров научные исследования не проводились. В научной литературе освещены лишь отдельные аспекты этой проблемы: педагогический аспект деятельности режиссера (П. Абалкин, С. Гиппиус, К. Горчаков, И. Ершов, М. Кнебель, К. Станиславский, М. Чехов и др.); готовность режиссера к профессиональной деятельности (Е. Бондарева); концептуальные основы содержания деятельности режиссера (К. Станиславский, М. Кнебель и др.). Профессиональное развитие и становление личности режиссера происходит в процессе ее активной творческой деятельности. Поэтому деятельность режиссера может рассматриваться как педагогический процесс, имеющий определенную специфику.

На основе проведенного анализа психологической, театральной и педагогической литературы, и исходя из выявленных компонентов аутокомпетентности, нами была разработана характеристика сформированности аутокомпетентности режиссера, уровни и критерии ее оценки. Данная характеристика сформированности аутокомпетентности режиссера определила необходимость в экспериментальном выявлении уровня аутокомпетентности режиссеров и в разработке и обосновании эффективной модели ее формирования.

Развитие аутокомпетентности режиссера во временных творческих коллективах обусловленно влиянием на личность режиссера различных, находящихся в сложной зависимости, факторов: социальных, профессиональных и психологических. На наш взгляд, выделение каких-либо педагогических условий и их методов эффективной реализации модели формирования аутокомпетентности студентов во временных творческих коллективах должно выполнять трехстороннее формирующее взаимодействие режиссера-студента (Схема №1) с педагогом (профессиональный фактор), коллективом (психологический фактор) и зрителем (социальный фактор). На основе этих взаимодействий студент достигает определенного уровня сформированности исследуемого образования.

Совокупность упомянутых факторов обуславливает структуру модели. Элементами модели формирования аутокомпетентности во временных творческих коллективах выступают: цель, компоненты, уровни, этапы, средства, условия и результат.



Схема №3

Т


Врезка2
Врезка1

рехсторонние формирующие взаимодействия режиссера-студента






Врезка3









Врезка4

Учитывая вышесказанное, к объективным педагогическим условиям, способствующим целенаправленному формированию аутокомпетентности режиссеров во временных творческих коллективах мы относим:

  1. Учебно-методические;

  2. Психолого-педагогические;

  3. Технологические;

  4. Закрепление достижений.

Педагогические условия рассматриваются как элементы целостной модели формирования аутокомпетентности режиссера, которые связаны между собой, и этот характер связей должен быть определен как системный. Целостность модели обеспечивается единством процессов освоения содержания образования, процессов взаимодействия педагога и студентов, и процессов практической деятельности студента во временных творческих коллективах. Подготовка специалиста, режиссера для профессионального творчества или для самодеятельного любительского творчества почти не имеет различий, ибо в основе своей имеет одни и те же корни. Именно поэтому педагогические условия эффективной реализации временных творческих коллективов в формировании аутокомпетентности студентов разрабатывались с учетом основных положений личностного, целостного и деятельностного подходов к организации образования, предусматривался отбор форм коллективных занятий в соответствии с уровнем развития теории и состояния современной профессиональной практики режиссера.

Деятельностный подход подразумевает профессионализацию обучения, максимальное приближение учебной деятельности к практической, постановочной, что обеспечивает сформированость компонентов аутокомпетентности, профессионального самосознания, а также отношения не только как к процессу, включающему отдельные технологические действия, а прежде всего как к творческой деятельности, имеющей определенную цель и результат достижения которой определяет ее уровень и эффективность. Целостный подход обеспечивает осознание необходимости общекультурного художественного развития, формирования общей культуры и опыта творческой деятельности и позволяет снять противоречие между непониманием необходимости единства профессионального и общего развития. Личностный подход в образовательном процессе обеспечивает следующее соотношение: личность обучаемого – профессиональное образование – социальный заказ, подготовка специалиста к профессиональной деятельности предполагает развитие и актуализацию особенностей личности будущего режиссера в процессе овладения учебно-творческой деятельностью.

К педагогическим условиям мы относим обоснования всех методов коллективной работы для подготовки студента во временном творческом коллективе и формирования аутокомпетентности, отражающих изменения рынка труда и сочетания традиционных с инновационными методами обучения в профессиональном образовательном процессе.

На первом этапе педагогические условия выявляются уровнем подготовки студентов, учитывается реальное содержание их профессиональной деятельности. Учитывая профессиональную специфику процесса образования режиссера, непременным условием осуществления учебной деятельности является понимание постановки учебной задачи и её решения как совместное сотрудничество учителя и ученика на почве взаимного совершенствования, при котором учитель своими действиями создаёт необходимые предпосылки для развёртывания учебно-поисковой деятельности, осуществить которую могут только сами учащиеся посредством работы с текстами культуры. Таким образом, первым педагогическим условием мы выделяем учебно-методическое, что должно подразумевать под собой подготовку студента-режиссера к непосредственной практической деятельности во временных творческих коллективах. Каждому педагогическому условию соответствуют определенные методы коллективной работы, для реализации учебно-методических условий были отобраны следующие методы работы: выбор репертуара (драматургия, проза, поэзия и т.п.), работа над постановочным планом (режиссерский замысел), беседа с коллективом и оценка собственного уровня аутокомпетентности (тестирование и анкетирование). А.Н. Леонтьев в своих трудах излагает свою точку зрения что профессиональное образование — это производство прежде всего человека как человека, а не как роботоподобного существа, автоматически выполняющего набор профессиональных функций. К любому такому набору нужна еще «прибавка» от себя: какая-то частица вашего индивидуального отношения к делу, вашего личного представления о том, как его лучше выполнить [2 с.381].

Первый этап актуализирует процесс самоанализа студентов, а именно компоненты Я - понимание и Я – поведения аутокомпетентности. В коллективном взаимодействии выявляются причины, вызывающие трудности общения и коллективные интересы. Процесс общения и сближения в коллективе идет постепенно от простейшего к сложному.

Второй этап включает педагогические условия подготовки коллектива и каждого участника к направленному обучению, созданию оптимального рабочего напряжения на каждом занятии и направленной мотивации к активному коллективному воздействию. Психолого-педагогические условия предполагают создание благоприятного психологического климата во временных творческих коллективах, творческого сотрудничества, наставничества, консультационных услуг, педагогической поддержки. Студент-режиссер на данном этапе играет роль руководителя коллектива, ставя себя на место педагога посредством работы с актером. Методами данного условия становятся: мини-лекции, наблюдение и коллективный тренинг. Важнейший компонент на этом этапе Я – понимание, аутокомпетентности будущего режиссера состоит из совокупности профессиональных знаний, всецело подчиненных принципам театральной этики. Студент начинает понимать, что режиссер всегда должен служить образцом как в области этики, так и в области морали. Знания о профессии, как о ценности, могут быть представлены на уровне представлений, понятий и идей, что отражает динамику развития содержательного образа профессии. Содержание этих знаний раскрывается через основные «импульсные» идеи: идею ценности коллективного творчества, идею ценности этических норм, необходимых для коллективного творчества.

Этические принципы, реализуемые в процессе режиссерской деятельности, являются своеобразными творческими установками, обеспечивающими воспитание личности студента. Нормы этики и дисциплины режиссера базируются на специфических особенностях театрального творчества и его назначении – не развлекать, а воспитывать, облагораживать зрителя и актера посредством искусства, выполняя важные общественные и эстетические задачи.

Наличие знаний о профессии как ценности способствуют формированию нравственно-этического императива будущего специалиста, обладающего способностью осуществлять контроль над системой нравственных оценок и смысловых акцентов. Отсюда также целью этого этапа становится снятие чувства неловкости, смущения, некой натянутости и искусственности отношений в коллективе, формируя компонент Я – поведения.

На этапе самореализации педагогические условия решают вопрос о стимулировании преподавателем стремления каждого студента-режиссера продвигаться по лестнице профессионального мастерства, добиваться лидерства в конкретном направлении, создавать процесс целостным и целенаправленным. Этот этап подразумевает полностью практическую деятельность режиссера, где студент сталкивается с реальными профессиональными барьерами и их решениями. Активное коллективное взаимодействие, направленное на становление личного смысла обучения в целом и осознание потребности решений проблемных ситуаций. Студент должен убедиться в том, что недостаточно знать, как можно решить проблему, он должен пройти процесс поиска решения, и достигается этот результат посредством работы с актером. Технологические условия, характерные для данного этапа, необходимо рассматривать как теоретическую помощь студенту в решении практических задач. Эффективность данного педагогического условия в том, что студент-режиссер самостоятельно выбирает организационные формы и методы коллективной работы, основываясь на результатах предыдущих этапов формирования аутокомпетентности и согласно разработанному постановочному плану, на практике реализует постановку отрывка из литературного произведения, при этом он осознает значимость и преимущества коллективного взаимодействия, проходя на практике все ступени реализации режиссерского замысла, и тем самым выполняя три профессиональные функции режиссера, описанные М.О. Кнебель. Основная проблематика творческого задания реализации отрывков из литературных произведений – это проблемы воплощения непосредственно студента-режиссера, автора конкретного творческого задания. «Я и мое понимание мира» наблюдения, эмоции, ощущения впечетления студента от событий современной жизни [1 с.78-79] – таково основное направление данного педагогического условия. На этом этапе студент получает формирующее влияние на все компоненты аутокомпетентности. Компонент Я – отношение будущего режиссера реализуется в сознательном присвоении будущей профессии в ходе творческо-практической деятельности.

В его содержание включаются креативность мышления, навыки и способности постановочной деятельности. Все эти умения и способности, примененные в процессе коммуникации любого уровня, влияют на эмоциональную сферу студента-режиссера и зрителей, увеличивают семантическое значение информации. Компонент Я – поведение режиссера представляет собой совокупность устойчивых мотивов, регулирующих деятельность режиссера, способствующих осознанию им личностной и общественной значимости своей деятельности.

Ведущими мотивами режиссерской деятельности являются мотив творческого самовыражения, самореализации, профессиональной ориентации. Осознание значимости профессиональной деятельности представляет собой результат взаимодействия личности с ценностными аспектами режиссерской деятельности и проявляется в их признании как личностнозначимых. Он предполагает создание смыслов для себя как для активно действующей личности. Но в процессе демонстрации работы объектом преобразования также является зритель, который, воспринимая спектакль, может испытывать определенные эмоции, чувства, переживания, способные изменить его убеждения, жизненные позиции. Таким образом, индивидуальная значимость профессиональной деятельности для режиссера перерастает в общечеловеческую. Познание мира через творчество, транслируемое зрителю, обеспечивает гармоничное соединение личности и общества, заключает в себе основную ценность профессиональной деятельности режиссера.

В качестве четвертого завершающего этапа в нашей модели выделен саморазвивающий этап, на котором осуществляется закрепление уровня достижений посредством рефлексии результатов. На данном этапе в качестве педагогического условия мы рассматриваем обобщение результатов и в качестве методов работы соответственно демонстрацию завершенной практической работы (спектакля, постановки) на независимого зрителя с правом личного отзыва, публичная защита теоретического материала, анализ полученных отзывов и рекомендаций, и выяснения удовлетворенности своей первоначальной оценкой сил (контрольное тестирование и анкетирование). По отношению к себе как субъекту современной деятельности студент имеет объективную возможность удовлетвориться в непосредственном общении с сокурсниками и зрителями, самоутвердиться в коллективе, и получает возможность ощутить результат, от активного проявления своих творческих возможностей. Главенствующей чертой, характеризующей искусство как род человеческой деятельности, как форму общественного сознания, является его воспитательная функция. Искусство не просто отражает действительность, но навязывает зрителю и колективу определенный взгляд на эту действительность, определенное отношение к тому, что изображается художником [3 с.138]. Каждый участник выделенных педагогических условий не только испытывает воздействие, но и в равной степени имеет возможность воздействовать на других.


Литература:
  1. Голованова Ю.С. Формирование профессиональной компетентности будущего режиссера-педагога. дис. канд. пед. наук : 13.00.08: Волгоград, 2007. 224 с.

  2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Том №1 – М: «Педагогика», 1983. 391с.

  3. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций — М: Изд-во АН СССР, 1964. 244 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle