Библиографическое описание:

Козырева О. А., Логачева Н. В., Ступин В. С. Мультисредовый подход как вектор социализации и самореализации подростков в структуре занятий легкой атлетикой [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 105-107.

Современная педагогическая наука стоит на позициях многофакторного, полисистемного анализа и трансформации объективно полученной полисубъектной информации, выступающей, с одной стороны, – мерилом и средством антропологического, с другой, – продуктом, результатом длительных преобразований внутреннего мира человека, включенного в мультисредовые отношения, являющиеся показателем полисистемного взаимодействия человека как объекта, индивида, субъекта, личности в процессе деятельности и общения в различных феноменологических актах, свидетельствующих о качестве и состоятельности, продуктивности и креативности, результативности и уникальности, востребованности и конкурентоспособности, свидетельствующих о свободных, правовых отношениях в среде, создающей человека человеком в полном смысле этого слова. Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
Мультисредовый подход – это методологический подход, который рассматривает события или явления с точки зрения нескольких взаимосвязанных, взаимодополняющих или объективно имеющих общие корни, интересы, происхождение и модели преобразования и роста сред, системно трансформирующихся в условиях пространственно-временных ограничений и возможностей, приводящих к количественным и качественным изменениям как в субъектах (личностях), включенных в среду, так и самой среды как носителя антропологический информации и вектора преобразований внутреннего и внешнего генеза. Примером анализа мультисредового подхода может быть феномен подростка, включенного в обучение в системе среднего и дополнительного образования, досуга и общения с различными людьми и группами людей по интересам в четырёх основных направлениях социализации и самореализации – спорт, наука, искусство и религия, а также соблюдение трехосновной роли антропологических отношений, где человек выступает как гражданин, семьянин и труженик. В таком контексте мультисреда накладывает свои слои, строит вектора, трансформирует матричное полисистемное видение формируемой и развиваемой личности в среде, что характеризует результативность ее деятельности как главного критерия состоятельности и востребованности, уникальности и самостоятельности. Выбор модели социализации и самореализации всегда зависит от внутренних факторов сформированности и устойчивости личности (темперамент, характер, память, мышление, воображение, самооценка, уровень притязаний, модели познания и преобразования объективного и субъектного генеза) и внешних факторов среды (условий социального проживания, материального и морального климата в нескольких средах, включающих в деятельность и общение субъекта (личность), составляющих мультисредовые матрицы достижений и саморазвития, самосовершенствования и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи, свидетельствующих о гарантии и перспективах гуманно-личностных отношений, примером такого рода может быть портфолио и профессионально-педагогический кейс как средства объективных, фиксированных личностью и средой (средами) достижений; образование как социальная и профессиональная страховка среды и человека; культура как полисистемное сочленение и сосуществование смыслов, сохраняющих среды и уникальность и состоятельность гуманистического начала в субъекте и личности; и пр.), накладывающих систему ограничений внутреннего и внешнего генеза, в профориентологии сводящей основные противоречия к следующей форме: «хочу» – «могу» – «надо» – «есть». Возможность осуществления такого рода поиска и нахождение решений свидетельствует об объективности выявляемых условий, сформированности гносеологических и герменевтических моделей познания, качестве формируемых внутренних черт и чувств, эмоций и моделей деятельности и общения, моделей самооценки, выдвижения уровня притязаний, модели мотивации деятельности и общения и т.д.
В таких условиях можно ввести антрополого-гносеологическую единицу – КСР (культура самостоятельной работы), характеризующую личность с позиции реализации внутреннего ее потенциала в направлениях социально значимых или социально допустимых вершин и точек достижений. Т.е., КСР – это вектор саморазвития, самосовершенствования и самореализации в мультисреде, а также полисистемном, антропологическом поле, создающем человека в плоскостях объекта, индивида, субъекта и личности. Модели типологии сформированности КСР состоят из 8: «ребенок», «эгоист», «исполнитель», «трудоголик», «альтруист», «пацифист», «активист», «взрослый». Не будем заострять внимание на каждом типе, остановимся на первом и последнем, т.е. на «ребенке» и «взрослом», т.к. все другие типы – это ступень перехода или существования от модели «ребенка» к модели «взрослый». Тип «ребенок» характеризуется тем, что у него нет самостоятельного, креативного, продуктивного, здоровьесберегающего, устойчивого, гибкого и пр. интереса, мотива, цели, начала и т.д. в структуре ведущей деятельности и общении. «Ребенок» не аккуратно относится к своему здоровью, не проявляет или проявляет слабо интерес к различным событиям в жизни, его постоянно кто-то ведет, направляет, рекомендует, использует и т.д. Если «ребенок» и создает продукты творчества, то только по принуждению или в малом качестве самостоятельности и сотрудничества. Если «ребенок» включен в социально-профессиональные отношения на руководящей работе – то он хорошо исполняет все требования свыше, не практикует никаких инноваций и создает условия для их не появления в его поле видения. У педагога-«ребенка» все задачи и вопросы всегда ограничены или одним учебником, или учебником и задачником, он пассивен в выборе средств, методов и технологий воспитания, обучения и педагогического взаимодействия. Из любого типа сформированности КСР в негативных условиях развития и взаимодействия можно перейти к типу «ребенок», в таком случае у личности педагога присутствует синдром усталости и, как следствие, связанных с ней непродуктивность, несостоятельностью, болезненностью, некреативностью, негибкостью и пр. неразвитых или деформированных качеств личности педагога.
Восьмой тип в сформированности КСР – это «взрослый». Данный тип сформированности КСР – предел саморазвития, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия. Все три грани, лежащие в основе развития высоко развиты – это личностная, социальная и профессиональная. Модели в типологии сформированности КСР педагога – это абстракции, фасилитирующие восприятие всех трех составных жизнедеятельности любого человека – личностного, социального и профессионального. В различных системах отсчета различны ценности, компетенции, уровни культуры, стереотипы/модели поведения, преобразования и взаимодействия. У «ребенка» нет возможности сохранять тенденции и наработки в различных направлениях деятельности и общения из-за слабости интересов, характера, мышления, воображения, неразвитости социальной, личностной и профессиональной активности, в таком контексте можно сказать, что «самый большой грех – это лишить ребенка детства». У «ребенка» если появляется какой-либо продукт, то он нуждается в защите, ценность, стоимость, цена его в диаметрально противоположном соотношении с ценностью, стоимостью и ценой продукта «взрослого». И модель «чем бы дитя не тешилось – лишь бы оно не плакало» справедлива и для нашего случая – мы придумываем новые личностные, социальные и профессиональные игрушки, которые не всегда спасают наших детей от незащищенности и асоциального. В данных ситуациях спасет лишь грамотное воспитание, которое нельзя подменить ни обучением, ни образованием, ни какими-либо материальными благами. Результат воспитания нами рассматривается в феномене воспитанности и культуры.
В таком контексте рассмотрим три модели социализации и самореализации личности – спорт, наука, искусство. Педагогу при планировании социально-педагогического взаимодействия необходимо учитывать способность субъекта к различным направлениям социализации. Будучи одновременно включенным в совокупность микро-, мезо-, макро- и мегасред, субъект культурно-исторического пространства вариативно изменяет внутренний и внешний мир, модели и средства социализации, самоопределения, самоутверждения, самосовершенствования и самореализации. Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду.
Спорт как механизм социализации. Одним из механизмов социализации и ее направлений является спорт. Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья спортсменов, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития.
Наука как механизм социализации. Интеллект субъекта, его способности, склонности, предпочтения, мотивы, цели, потребности, мотивация деятельности, особенности личностного становления и развития в структуре ограничений пространства, времени, общества определяют возможности и ограничения в моделировании акметраектории развития и процессов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения. Плоды интеллектуальной деятельности многогранны, а формирование и развитие интеллекта является пролонгацией трудовой деятельности каждого ее субъекта. Если в случае спортивной самореализации субъект ограничен биологическим барьером, то в интеллектуальной самореализации такого барьера практически не существует. Пик спортивных достижений приходится на средний возраст в 25-27 лет, а интеллектуальных – на 37-39 лет.
Искусство как механизм социализации. Искусство как механизм социализации субъектов общества известен издревле. Мы будем рассматривать искусство как высшую степень и ступень сформированности профессионализма у субъекта деятельности и общения. Хотелось бы, чтобы XXI век и последующие были под лозунгом модели «Деятельность как искусство», чтобы каждая составляющая социального взаимодействия привносила в него свою уникальную акси-, акме-, антрополого целесообразную систему преобразований внутреннего мира человека и его внешнего пространства в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах. Один вид искусства дополняет другой, способствуя гармонизации всех сфер личности, а творчество в системе таких единиц, как креативность, рационализм и завершенность идеи в продукте – показатели достижения необходимого уровня в данном виде социализации и самореализации.
Вся система социокультурных взаимоотношений показывает насколько едина взаимосвязь всех механизмов и моделей социализации (спорт, наука, искусство, религия) в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, насколько в ней человек ценен, уникален, востребован и социализирован в различных аспектах социокультурных взаимоотношений и норм. В таком контексте в подростковом возрасте одним из направлений социализации и самореализации является спорт. Мы акцентируем внимание на легкой атлетике. В Кузбассе легкой атлетикой занимаются более 24-х тысяч человек. Работают 32 отделения в детско-юношеских спортивных школах в 21 территории области. Ведущие школы легкой атлетики расположены в городах Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск. Штатных тренеров-преподавателей более 150 человек, в том числе 7 заслуженных тренеров СССР, РСФСР, России. Ежегодно в Кемеровской области проводятся соревнования различного уровня, в том числе: 1) летние и зимние чемпионаты и первенства области по легкой атлетике; 2) чемпионаты и первенства Кузбасса по легкоатлетическим многоборьям; 3) чемпионат и первенство СФО по легкой атлетике; 4) кубок Кузбасса по легкой атлетике.
У подростков в соответствии с выделенными моделями социализации параллельно происходит формирование моделей самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самореализации. В структуре занятий легкой атлетикой с подростками необходимо предусмотреть варианты и модели социализации не только через спорт, но и через науку и искусство. Это доказывается проведенным нами анкетированием, где было выявлено, что 62,5 % обучающихся в секциях по легкой атлетике не имеют другого вида самореализации и социализации и только у 37,5 % в моделях самореализации и социализации присутствуют два направления – искусств и наука. В данном перечне интересов и занятий обучающиеся перечисляют: шашки, изучение иностранного языка, танцы, пользование всевозможными Интернет-ресурсами, рисование (секции и самообучение), музыка (музыкальные школы и секции). Это говорит о том, что необходимо работать с обучающимися в данном направлении социально-педагогического взаимодействия, кроме того, практически половина обучающихся в секциях по легкой атлетике испытывают усталость в выявлении различных направлений будущей деятельности, т.к. все свободное время они посвящают тренировкам.


Литература:

1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.

5

Основные термины (генерируются автоматически): легкой атлетике, механизм социализации, сформированности КСР, модели социализации, самореализации подростков, легкой атлетикой, Особенности социализации, типологии сформированности КСР, занятий легкой атлетикой, структуре занятий легкой, Выбор модели социализации, основных направлениях социализации, вектор социализации, самореализации личности – спорт, преобразований внутреннего, механизм социализации субъектов, различным направлениям социализации, Педагогические условия социализации, механизмов социализации, самореализации субъект ограничен.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle