Библиографическое описание:

Баранова И. И. Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 152-154.

Проблема совершенствования учебной деятельности школьников с нарушением слуха сохраняет свою актуальность. Поиски более эффективных путей организации и формирования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха привели к пониманию психической деятельности как преобразованной внешней практической, свидетельствующие о том, что психический умственный процесс формируется поэтапно, развертываясь сначала во внешней деятельности и затем переходя в план умственных действий.

Психологи считают, важнейшим средством осуществления перехода знаний от начальной внешней и предметной формы к заключительной, умственной и понятийной это слово, создающее решающие предпосылки для отделения образов от реальных предметов и действий и оперирования их свойствами как языковыми значениями для регуляции поведения. В процессе развития человеческой деятельности и овладения её действиями выделяют этап предметно-идеальных и знаково-материальных действий , следующий за этапом предметно-материальных действий и предшествующий этапу собственно умственный действий. Приведенная схема формирования умственных действий отражает и специфику формирования математических знаний, так как в курсе математики помимо естественного языка широко используется язык математики.

Рассмотренные положения показывают важность поэтапной отработки действий, адекватных формируемым математическим понятиям, включения в качестве обязательных таких этапов, как материальные действия с предметами и их знаками, идеальные действия с образами предметов и знаков и переход от внутреннего плана действий к внешнему. В качестве средств осуществления деятельности используется словесная речь, формируемая на её основе система знаков математики и наглядные средства.

Когда неслышащий ребёнок приходит в школу, у него ещё не сформирована учебная деятельность, поскольку до школы он получал знания в основном в игровой форме. В качестве мотивирующего фактора учебной деятельности у него, как и у слышащих детей, в начальный период обучения выступает стремление быть учеником, т.е. выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Огромное желание быть учеником, хорошо выполнять свои новые обязанности стимулируют его к занятия по всем предметам, в ряду которых находится и математика. Но, однако, такая широкая мотивация, как подчеркивал Д.Б. Эльконин [1], не может поддерживать учебу в течение долгого времени и постепенно теряет свое значение. Этот процесс происходит тем, раньше, чем менее интересна для детей учёба. Потеря мотивирующего значения социальной позиции ученика в школе для детей с нарушением слуха в силу перегрузки учебными занятиями наступает быстрее, чем в общеобразовательной школе.

Работа по формированию учебно-познавательных мотивов предшествовала организация учебного материала, необходимая для выделения учебных задач. В программном материале каждого года обучения вычленяются укрупненные логически завершенные учебные части. Выполнение соответствующих заданий обеспечивает овладение наиболее общими способами решения определенного круга вопросов.

Постановка педагогом на уроке заранее вычлененной учебной задачи идёт таким образом, что ученик как бы сам выделил её совместно с учителем. Введение в изучаемый вопрос строится на создании проблемной ситуации, для этого широко используются практические работы и упражнения. Например: перед тем как приступить к изучению чисел десятка, учитель, показывает мячи, спрашивает, хватит ли их всем ученикам. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сосчитать одноклассников и мячи, соотнести полученные числа. Как следствие перед детьми ставится учебная задача - научиться считать.

В ходе работы над учебным материалом широко используются элементы поиска. При выполнении примеров и задач нередко требуется нахождения разных способов решения. Такой поиск включается в качестве обязательного компонента в учебную деятельность, связанную с изучением нового материала, составлением задач, выполнением к задачам графических схем.

Учебно-познавательные мотивы формируются не сразу. Они требуют накопления определенного запаса знаний и хотя бы минимума речевых средств. Поэтому с первых дней пребывания детей в школе ведется работа по созданию дополнительной мотивации учения путем придания отдельным заданиям занимательного характера, использования практических работ и задач практического содержания. Включение в учебную деятельность элементов занимательного характера способствует возникновению у детей с нарушением слуха положительных эмоций, что помогает им преодолевать трудности связанные с овладением абстрактными знаниями, и придает уверенность в своих силах.

В форме игры чаще всего проводится устный счёт, элементы занимательности привлекаются также при закреплении учебного материала. Красочно оформленные наглядные пособия содействуют формированию положительного отношения к учебному труду. Использование заданий практического содержания создают условия для раскрытия возможностей приложения изучаемого материала для решения различных практических задач. К таким, например, относятся задачи, включающие единицы измерения величин, с чем учащиеся неоднократно сталкиваются в повседневной жизни и в необходимости владеть ими убеждаются на собственном опыте. Фактором, мотивирующим изучение математики, выступает также использование результатов учебной деятельности математического характера в качестве средства для осуществления деятельности на уроках предметно-практического обучения. На этих уроках бывают необходимы знания о числах сотни, о единицах длины и времени, о геометрических фигурах и способах их построения. Зависимость формирования трудовых навыков от усвоения математических знаний придает последним, а значит и деятельности, продуктом которой они являются, дополнительный смысл.

Стимулировать изучение предмета могут мотивы, не имеющие непосредственного отношения к содержанию данной учебной деятельности. К ним относятся мотивы, обусловленные потребностью завоевать авторитет у товарищей и педагогов, занять определенное место в коллективе. Даже незначительные успехи учащегося в изучении такого трудного предмета, каким является математика, не должны оставаться незамеченными педагогом, нуждаются в одобрении.

Опыт обучения показывает, что дети с нарушением слуха, зачастую, даже старшеклассники, не постигают в достаточной мере объективного смысла учебной деятельности. Эти же трудности наблюдаются у них и в осознании целей учебных действий. Поэтому наряду с работой над учебной задачей ведётся систематическая работа по формированию целей изучения узловых тем, учебных действий. Из этого вытекает задача – определить пути обучения детей с нарушением слуха умению анализировать условия и требования учебных заданий, составлению на основе такого анализа планов их выполнения, сопоставлению полученного результата с целью задания.

Составление разных требований к одному и тому же заданию создают условия для лучшего понимания учащимися необходимости руководствоваться в работе словесно сформулированными требованиями. Предпосылки для правильного понимания используемых языковых средств при рассмотрении нового материала создаются путём включения в деятельность учащихся основных формулировок изучаемых связей и отношений. При закреплении учебного материала путем использования синонимических замен вводятся другие формулировки из набора необходимых языковых средств. С целью актуализации имеющихся знаний о способах выполнения заданий используется дополнительная стимуляция в форме вопросов: «Что нужно узнать?», «Что требуется сделать?». Уточнению представлений учащихся о результатах деятельности служат вопросы, предваряющие действия, такие как «Что значит – считать от 2?», «Что значит – считай по 3?» и т.д.

Правильность выполнения задания прежде всего зависит от умения разобраться в его содержании, проанализировать отраженные в нем связи и отношения и на основе такого анализа составить план его реализации. Иными словами, необходимым условием успешного выполнения задания является сформированность у учащихся способов работы с учебным материалом.

Изучение той или иной темы предшествует разработка операционного состава действия с учебным материалом, которым учащимся предстоит овладеть. Работа над каждой операцией строится поэтапно и на каждом этапе ставится определенная учебная задача, к выделению которой с самого начала обучения привлекаются учащиеся. С этой целью используются задания практического содержания, которые включаются в уроки предметно-практического обучения. Например, перед там как ввести счёт группами, который служит исходной операцией способа умножения, на уроке ППО дежурному предлагается задания такого типа «Раздай по два листа цветной бумаги» или «Раздай по одному шаблону». При этом сначала требуется определить количество предметов, которые следует раздать учащимся.

Для детей с нарушением слуха младшего возраста имеет огромное значение направленное развитие наглядно-образного мышления, которое служит необходимой основой для формирования разнообразных способов словесно-логического мышления, в чем особенно велико отставание детей с нарушением слуха от нормально развивающихся сверстников.

На развитие наглядно-образного мышления направлены задания, в которых от учащихся требуются умения представлять предметную ситуацию; домысливать её и определять количественный результат; выполнять мыслительные операции без опоры на реальное действие с предметами. Развитию умения оперировать образами предметов и действий способствуют практические действия в соответствии с условиями задачи, упражнения по преобразованию отношений групп предметов с опорой на наглядный материал, а также задания, требующие мыслительных операций по дополнению одного или нескольких десятков до круглых десятков, делению сложных фигур на более простые и наоборот – составлению сложных фигур из простых и т.д.

Оперирование образами реальных предметов во внутреннем плане весьма затруднительно для детей с нарушением слуха, особенно когда речь идёт об оперировании количествами. При прохождении учебного материала наряду с формированием умения оперировать образами объектов ведется обучение детей выполнению формируемых операций с опорой на математические записи. Связь усваиваемых знаний с реальной действительностью реализуется на основе предметных действий, сформированных в прежнем опыте детей. Усвоение новых понятий происходит на базе приобретенных ранее более конкретных знаний, зафиксированных в слове и в математических знаках. Сказанное относится также ко многим составным задачам, в процессе работы над которыми переход от словесно сформулированного условия к знаковой модели способа решения, осуществляется в виде краткой записи условия, являющейся его буквенно-цифровой моделью. Другими словами, при решении задачи учащиеся должны перейти от абстрактной модели, какой является словесный текст условия, к ещё более абстрактной системе знаков через его краткую запись. Выделив данные и искомое, облегчает понимание текста, но не содержит необходимой для полного его осознания наглядной информации о стоящих за знаками отношениях действительности. Это обуславливает трудности в освоении учащимися способа решения задач. Именно поэтому на первоначальных этапах работы на над способом решения составных задач в качестве обязательной операции предусматривается выполнение графической схемы, которая являясь обобщённым абстрагированным выражением некоторых зависимостей, в то же время содержит наглядный компонент, необходимый для перевода решения задач из абстрактно-словесного в конкретный план.

Направления дальнейшей работы – выработка у учащихся умения применять усвоенные при решении различного рода задач – этап экстериоризации. Прежде всего, учащиеся учатся анализировать условия и требования учебных задач и затем составлять на основе такого анализа план их выполнения.

Важным компонентом учебной деятельности является контроль за её выполнением. У учащихся в начальных классах, прежде всего формируется умение контролировать свою деятельность по результату, что требует умения соотносить числовой с условием задачи. С первого года обучения отрабатываются приёмы пооперационного контроля, т.е. соотнесения каждого получаемого решения с требованием задачи. Опыт работы показывает, что способы контроля у младших школьников с нарушенным слухом формируется медленно. Одна из причин этого в недопонимании детьми необходимости такого контроля. Поэтому в ходе обучения нужно стремится воспитывать у школьников понимание важности овладения способами контроля, учить их выполнению этих действий. Усвоение учащимися речевых средств достигается путём их включения в разные виды деятельности, предполагающие умения формулировать требования к задаче, словесно комментировать её выполнение, составлять алгоритмы решения, оценивать ответы товарищей и свои собственные, формулировать вопросы и задания друг для друга и т.д. Использование речевых средств в функции общения создают предпосылки для их включения в учебный процесс в роли средств мыслительной деятельности, поэтому по мере развития словесной речи учащиеся включаются в работу по анализу заданий (составление словесных заданий, текстов задач, числовых примеров, схем и т.д.) На базе формирующейся словесной речи в деятельность учащихся постепенно вводятся математические знаки и графические средства. Роль каждого из них определяется в зависимости от специфики учебного материала и этапа работы. Для полноценного овладения указанными средствами в процессе обучения нужно обеспечить связь предмета со словом и цифрой, слова с цифрой и обратные связи, что позволит предупредить возникновению формализма в знаниях учащихся.

Основные пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики следующие:

  1. Формирование учебно-познавательных интересов и создание дополнительной мотивации путем придания отдельным заданиям занимательного характера, проведения практических упражнений и работ, а также использования приобретаемых математических знаний как средства для деятельности на уроках предметно-практического обучения.

  2. Обеспечение целенаправленности учебного процесса путем формирования у учащихся целей, способов выполнения деятельности и способ её контроля.

  3. Включение в учебную деятельность школьников словесной речи как средства общения и средства решения мыслительных задач на базе развивающейся словесной речи и математического языка.

  4. Поэтапное формирование способов действий с включением материальных (материализованных) действий в качестве первого этапа.

  5. Применение формирующихся у школьников знаний для решения различного рода задач.


Литература:

  1. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.Просвещение,1974.

  2. Сухова В.Б. Обучение математике в начальных классах школ глухих. М.Просвещение, 1979.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle