Автор: Караваева Лариса Павловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Библиографическое описание:

Караваева Л. П. Престиж преподавателя среднего профессионального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 181-184.

Средняя профессиональная школа занимает важное место в системе образования России. Современное общество требует от образовательных систем компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Вследствие этого на сегодняшний день получение достойного образования является понятной и обоснованной целью молодёжи и взрослого поколения. Качество образования остаётся одним из важнейших факторов успешного развития страны. От него напрямую зависят развитие технологий, экономики, информатизации и общества. Анализ технологических, экологических, демографических, информационных, мировоззренческих, нравственных проблем нашего времени выявил, что они напрямую зависят от уровня образованности, миропонимания и мировоззрения. Это делает необходимым внесение изменений в сферу образования, повышения качества общего и профессионального образования. В данное время возросла востребованность в специалистах, подготовленных в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Новые условия существования образовательной среды, ориентирующие ее на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, потребовали от педагога повышения профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности. Одна из острых проблем образования порождается противоречием между реализацией новых целей образовательной системы и недостаточной готовностью педагогов к работе в современных условиях. Очевидно, что перспективы преодоления указанного противоречия в значительной мере связаны с повышением уровня профессиональной компетентности педагогов. И это, в свою очередь, вызвало изменения в требованиях к личностно-профессиональным качествам современного преподавателя в профессиональном образовании, который способен сформировать систему знаний и определённые профессиональные навыки у студентов [9].

Проблема престижа профессий привлекает внимание многих учёных-исследователей. Престиж профессии педагога в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Прежде всего, необходимо разобраться с понятием «престиж». Проблемы престижа профессии педагога глубоко изучены социологом Ф.Г. 3иятдиновой. Специалист подчеркивает, что престиж - многостороннее явление:

1) это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;
2) это функциональная важность профессии;

3) это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;

4) это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии[3].

Основываясь на данных определениях, можно резюмировать, что престиж - это объективно субъективная характеристика. Престиж профессии педагога определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих преподавателей. Следует учитывать, чтопедагогическая культура специалистов профессионально формируется в специализированных учебных заведениях, перманентно развивается, обогащаясь в конкретной практике учебно-воспитательных учреждений, а также в процессе непрерывно получаемого послевузовского образования. Важную роль в ее формировании играет среда, в которой общается педагог-профессионал. Диалектическое взаимодействие, взаимообогащение теории и практики обеспечивают единство личностного, когнитивного и технологического компонентов, составляющих интеллектуальную основу. Здесь мы имеем дело уже с феноменом профессионально-педагогической культуры, которую можно определить как интегральное свойство личности педагога- профессионала[2].

Морева Н.А. даёт определение понятию «преподаватель» как работник высших, средних профессиональных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу, вся профессиональная педагогическая деятельность которого строится на реализации определённой цели профессионального образования [6].Профессиональная компетентность преподавателя является условием качества подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования. Моделирование профессиональной деятельности является эффективной технологией подготовки специалистов, что находит подтверждение в работах Мухориной Н.Б., Семушкиной Л.Г., Сластенина В.А. Педагогическая деятельность преподавателей средней профессиональной школы подразумевает постоянный процесс переосмысления, оценки, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия, что вызвано статусом образовательного учреждения, реализующего программы среднего профессионального образования. В процессе педагогической деятельности преподаватель решает две задачи: педагогическую и функциональную. Педагогическая задача возникает каждый раз, когда нужно перевести студентов из одного состояния в другое: приобщить их к определённому знанию, сформировать умения и навыки. Функциональные задачи связаны с инструментарием педагогического воздействия. Результатом деятельности преподавателя в этом плане являются лекции, семинарские занятия, консультации, практические и лабораторные занятия, в процессе которых осуществляется воздействие на студента и управление его деятельностью [6,10]. Преподаватель профессиональной школы умеет организовать самостоятельную познавательную деятельность студента, научить его самостоятельно применять теорию на практике, формировать собственную точку зрения и взгляд на проблему, уметь её аргументировать, используя полученные знания и умения. Преподаватель СПО, обладая комплексом профессиональны качеств, использует индивидуальный подход не только в процессе обучения, а так же обеспечивает воспитание молодого поколения.

Достижение высокого уровня педагогической компетентности как формирования престижа профессии преподавателя представляет собой стратегическую цель профессионального педагогического образования. Проблемам формирования компетентного специалиста посвящены работы многих российских ученых. Климов Е.А. наиболее важной выделяет психолого-педагогическую компетентность, которая состоит из умения преподавателя:

  1. построить изложение учебной дисциплины по принципам проблемного обучения;

  2. выбрать и реализовать любую форму учебного процесса, соответствующую содержанию изучаемого вопроса, важнейшими из которых являются: лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, другие виды активизации учебного процесса (деловые игры, коллективная форма обучения, использование специальных дидактических приемов; экскурсы в историю, использование выдержек из работ ученых, связь с последними достижениями науки, новыми поисками, показ «белых пятен», использование приемов сравнения и аналогий и т.д.);

  3. рационально использовать виды памяти студента;

  4. организовать целесообразную форму системы контроля знаний;

  5. формировать умения студентов работать в информационной среде посредством реализации аналитического, конструктивного и исполнительского компонентов авторского редактирования.

Пурин В.Д. оценивает работу преподавателя среднего профессионального образования определяющей с точки зрения методической деятельности. Основа методической деятельности преподавателя – система методических умений, результатами которой являются обучающие программы, технологии и методики обучения, учебные программы, комплексы учебных пособий и соответствующая документация [8].Данными продуктами методической деятельности преподавателя пользуются студенты на учебных занятиях и коллеги с целью обмена опытом. Уточним, что научно-методическая деятельность – это самостоятельный вид работы преподавателя, отражающий методическую работу педагога, неразрывно связанную с самообразованием и с обучением определённой учебной дисциплины.

Специалистом по психологии профессий Зеер Э.Ф. было проведено исследование среди преподавателей колледжей и техникумов на тему педагогической культуры педагогов СПО и были выявлены следующие результаты:

1) у преподавателей колледжа сформировалась ярко выраженная гуманистическая направленность на эффективную педагогическую деятельность, творческую активность, педагогический рост и убеждения в социальной значимости педагогической деятельности, необходимости сотрудничества, сотворчества со студентами, обязательности ценностно-нравственного поведения в образовательном пространстве колледжа. Преподаватель увлечён профессией, у него высокая мотивация труда, основания педагогической деятельности глубоко осознаны;

2) преподаватель обладает глубокими, системными знаниями теории общечеловеческих ценностей и теорийгуманистической педагогики;

3) преподаватель в педагогической деятельности успешно применяет различные педагогические технологии. Он умеет отрефлексировать основания своей деятельности и деятельности студента, сориентировать студентов на общечеловеческие ценности: Человек, Жизнь, Красота, Познание, Труд.

4) главной ценностью педагогической культуры преподавателя колледжа является студент - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека;

5) сформированность аксиологического компонента характеризует завершённость процесса развития педагогической культуры преподавателя колледжа и высокий уровень его мировоззрения;

6) в основе процесса развития педагогической культуры преподавателя колледжа лежит ценность пребывания педагога в образовательном пространстве учебного заведения;

7) в качестве основных принципов процесса развития педагогической культуры преподавателя колледжа выступает принцип личностного подхода [2].

Необходимо отметить, что развитие педагогической культуры преподавателя колледжа будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- установка преподавателя на освоение ценностей, норм и правил поведения;

- ориентация преподавателя на развитие мировоззренческого аспекта педагогической культуры;

- диалектическое взаимодействие управляющей и управляемой подсистем процесса развития педагогической культуры преподавателя.

Исходя из вышеизложенного, при реализации всего комплекса педагогических условий у преподавателей среднегопрофессионального образования отмечается высокий уровень педагогической культуры.

В соответствии с рассмотренными теориями содержания учебной деятельности преподавателя профессиональной школы, главным содержанием обучения должны быть общие способы действий по решению широкого класса задач, чтобы деятельность обучающихся была направлена на овладение общими способами обучения. Согласно этому положению ряд ученых – Сластенин В.А., Тамарина Н.В., Пурин В.Д., Спирин С.А., Саранцев Г.И., Якушева С.Д., Мищенко А.И. - рассматривают профессиональную компетентность преподавателя в системе СПО через идеи имитационного моделирования заданной структуры педагогической деятельности и определяют ее как меру результативности его деятельности при решении педагогических задач.

Проанализировав более подробно перечисленные точки зрения, престиж преподавателя в среднем профессиональном образовании – это способность в изменяющихся условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности, способность к решению творческих задач, способность к самообразованию и саморазвитию. Формирование престижа профессии возможно только в ходе субъектной деятельности через постановку целей, самостоятельное проектирование собственной деятельности и её рефлексивный анализ. В связи с этим перед преподавателем стоит задача направить свою профессиональную активность на переосмысление собственной деятельности, структуры и форм организации деятельности студентов.


Литература:
  1. Громкова М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учебное пособие для преподавателей среднего, высшего и дополнительного профессионального образования / М.Т. Громкова. – М.: Профессионал-Ф, 2001. – 115с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Э. Ф. Зеер ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1999. – 279с.
  3. Зиятдинова Ф.Г. Престиж профессии педагога // Социологические исследования. 1991. № 8. – 63 с. 
  4. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е. А. Климов. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 400с.

  5. Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова ЮЛ. и др. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400с.
  6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1 – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
  7. Мухорина Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях.- Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений) Под.ред. Н.Б.Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. – 146с.

  8. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений – М: Феникс, 2006. – 256 с.
  9. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
  10. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. высш. учебных заведений – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle