Библиографическое описание:

Идаева Р. А. Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 159-161.

Семья, как социальный институт воспитания, занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

В семьях, где у детей есть нарушения в психофизическом раз­витии, часто возникает специфическая ситуа­ция, носящая характер личной трагедии родителей. Рождение ре­бенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связывают с детьми свои на­дежды, в том числе по реализации своих неисполненных мечта­ний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую сту­пень личностного разви­тия, принимая на себя обязанности вос­питателей следующего поколения.

Ребенок с отклонениями в раз­витии в силу своих особенностей лишает родителей многих воз­можностей. Создается психологическое противоречие между со­зреванием новых отношений в семье и невозможностью их осу­ществления, которое углубляется в случае единственно возмож­ного ребенка. В большей степени это затрагивает слышащих роди­телей. Значимым аспек­том является тот факт, что все усилия профессиональных работников в первую очередь сконцентрированы на ребёнке и его потребностях, а исклю­чительные потребности родителей либо отходят на второй план, либо вообще не учитываются. [1,с.74]

От типа родительского отношения, сформировавшегося в семье, в даль­нейшем будет зависеть степень включенности родителей в процесс социаль­ной адаптации ребенка с нарушением слуха, субъектность или объектность семьи. Часто родители не могут согласиться с «отличием» своего ребенка и требуют от него разговаривать исправно любой ценой. Если ребенок не может этого сделать, родители требуют, чтобы не «лепетал» и не жестикулировал, оберегают от контактов с неслышащими, которые общаются жестами. В такой ситуации ребенок молчит или «притворяется, что разговари­вает», пользуется очень маленьким количеством слов. Ребенок не понимает хорошо даже своих ближайших родственников и среди них живет в уединении. Такому ребенку нелегко с кем-то разговаривать, и соответственно не развивается речь. Ребенок не может полноценно познавать мир, так как не обменивается мнениями с окружающими. [2,с.7]

Глухота ребенка часто воспринимается как индивидуальная проблема. И ребенок рассматривается как индивид, которому нужно обязательно развивать речь. Но окружающие его взрослые – родители, учителя – не могут приспособиться к возможностям и потребностям развития глухого ребенка. Это приводит к некоторому торможению и задержке в развитии, в том числе, в психическом и духовном. На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатного типа. Родители, узнав о глухоте ре­бенка, помещают его в специальное детское учреждение в сравни­тельно раннем возрасте и пере­стают принимать достаточное учас­тие в его воспитании. Зачастую это дела­ется из соображений обще­го порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий при­смотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обуче­ния.

Специальные дошколь­ные учреждения имеются лишь в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать детей на интернатский режим, расставаясь с ними на длительный срок. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются те силы, те средства, которые могли бы в будущем помочь ребенку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства формирую­щее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных многого в отношениях с окружающими. Глухие дети, родившиеся в семьях, в которых есть глухие члены семьи, находятся в ситуации более выгодной, чем глухие дети из семей слышащих. Ведь опека над детьми с недостатком слуха требует умения и практики.[3,с.9] В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специ­фические проблемы, осложняющие взаимоотношения между ро­дителями, детьми, другими родственниками. Глу­хой ребенок обладает практически сохранным интеллектом и, сле­довательно, желанием общаться с другими людьми. При помощи жестового языка глухой ребенок начинает познавать окружающий его мир, общаться понимать их и выражать свои мысли, чувства. Через жест глухой ребенок начинает постигать все великолепие и красоту русского языка. Главной причиной возникших проблем семьи становится барьер, появившийся вследствие глухоты ребенка, а значит, ограниченной возможности общения. Слышащие родители для такого ребенка становятся «иностранцами», говорящими на чужом языке: этого языка – языка собственных детей – они не знают, учить не желают, просто не видят в этом необходимости, а если и желают, то не имеют такой возможности. Родители пытаются научить ребенка их языку, в полной мере овладеть которым он не сможет никогда.

Ребенок чувствует себя «своим» только в обществе себе подобных, т.е. не в семье. Родители, в свою очередь, могут общаться с ребенком только примитивными жестами, объяснить какие-то сложные понятия они не могут. Практически всю информацию, особенно когда ребенок становится подростком, он получает от своих старших – таких же неслышащих – друзей.

Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка.

Для исследования семейных отношений у детей с нарушениями слуха использовались психологические тесты Венгера А.Л. «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и «Семья животных».[4]

1. «Рисунок семьи». Данная методика предлагалась для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека. В начале исследования испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» – то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня». Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально.

По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» Беседу проводят в свободной форме. 2.«Динамический рисунок семьи». Проведение тестирования. В задание по тесту «Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция: «Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят». В сравнении с тестом «Рисунок семьи» тест «Динамический рисунок семьи» позволил получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов. Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки. Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного варианта была более очевидна, чем у исходного теста, и при определенной установке обследуемый мог сознательно исказить результаты. Как показывает опыт, функциональная установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между членами семьи. 3.«Семья животных». Для учащихся предлагается следующая инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных. Обсуждают рисунок так же, как и в тесте «Рисунок семьи». Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.

По результатам исследований в младших классах класса в общем можно заметить конфликтное отношение ребенка в семье, чувство своей отстраненности другими членами семьи. Также в исследование заметно как ребенок желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями и не находя его, переносит тесные эмоциональные отношения с братом. В неполных семьях в рисунках детей наблюдается претензия на главенствующую роль в семье или даже на доминирование. Конфликтное или отрицательное отношение к старшим (младшим) братьям. Во всех работах доминирующую позицию занимает мама, а более тесные взаимоотношения с папой. По результатам исследований 6 класса, в общем, заметно, что у детей этого возраста более тесные эмоциональные взаимоотношения в семье со всеми членами семьи. Но в некоторых работах заметно конфликтное отношение со старшей сестрой и слабый эмоциональный контакт с мамой. Во всех работах доминирующую позицию занимают папы, а мамы выступают скорее как партнеры детей. У исследуемых детей во всех рисунках отсутствуют уши, что может говорить об отсутствии восприятия информации из окружающей среды.

Таким образом, у детей с нарушениями слуха наблюдаются различные отношения в семье. Так как дети с нарушениями слуха учатся в специальных коррекционных учреждениях интернатского типа. Можно утверждать, что не все родители детей с нарушениями слуха участвуют в воспитании своего ребенка. Отсутствует эмоциональный контакт детей с родителями. Проявляется конфликтное или отрицательное отношение к другим членам семьи (брату, сестре). Некоторые родители, жалея детей с нарушением слуха, чрезмерно опекают своих детей. У детей более тесные взаимоотношения с родителем, который опекает его. В этих семьях дети растут не самостоятельными и не подготовленными к жизни. Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. Можно предположить, что глухой ребенок, безусловно, желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями и не достигая этого, переносит свои положительные эмоции и отношения на братьев и сестер. Конечно, в этом важную роль играет уровень общения глухого ребенка с братьями и сестрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть. У глухих детей младшего школьного и подросткового возраста, имеющих слышащих родителей, обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у детей, имеющих глухих родителей; у них отмечается примерно такое же число проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам и резко отрицательное эмоциональное отношение к отцу, что составляет их специфическую особенность. При этом наиболее благополучные эмоциональные отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети открыто выражают свои чувства по отношению к ним, хотя заниматься с ними, играть, проводить свободное время. Отношения с матерью эмоционально обеднены, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Матери, вероятно, недостаточно одобряют своих детей за хорошие поступки и обнаруживают равнодушие при их плохом поведении. Отцы, напротив, стремятся проявить по отношению к детям «мужской характер» и внушить им правила хорошего поведения, но делают это неумело.

Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности.


Литература:

1. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М, 1991, с.74.

2. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М, 1970, с.7

3. Воспитание глухих детей в школе// Под ред.А.Г. Зикеева, Э.Н. Хотеевой. М,1979, с.9.

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.

М, ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle