Библиографическое описание:

Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 44-46.

Вандер Карл Фридрих Вильгельм - немецкий педагог-демократ, последователь И. Г. Песталоцци и соратник А. Дистервега. Выступал против конфессиональной разобщённости школьного дела, защищал идею создания единой демократической школы. Сыграл большую роль в создании локальных объединений учительства и в организации общенемецкого учительского союза. Вандер автор многочисленных статей на общественно-политические и педагогические темы. Отстаивал необходимость воспитания детей в духе гуманизма, подготовки физически и духовно развитых полезных членов общества. Автор многих учебников и методических пособий, а также научных работ по филологии.

Он является одним из крупнейших представителей передовой педагогической мысли XIX столетия в Германии, борцом за создание демократической народной школы и улучшение положения учителей.

Вандер создал ряд учебников и методических пособий по немецкому языку: «Самостоятельные упражнения в правописании для народных школ» (1831г.), «Самостоятельные задания для учащихся, занимающихся языком в народных школах» (1842 г.), «Разговорные упражнения для учащихся городских и сельских школ» (1846 г.), «Первое руководство по новой и новейшей литературе» (1846 г.), «Немецкая школа стиля.Руководство и задания по обучению стилю немецкой речи» (1856 г.), «Азбука чтения о слове» (1856 г.), «Учебный курс занятий по правописанию и пунктуации» (1856 г.). Учебники и учебные пособия Вандера по родному языку представляли собой не только обобщение его практического опыта, но и являлись образцом научно-методических трудов своего времени. Они издавались многочисленными тиражами, вызывали одобрение учителей и ученых-лингвистов

Педагогические взгляды Вандера получили большое распространение в Германии. Автор резко критиковал правительственную политику в области народного образования, религиозный дух школы. Внимательно наблюдая за деятельностью католической церкви в различных странах Европы, он пришел к выводу, что школьное дело повсюду становилось монополией духовенства. Церковь старалась укрепить свой авторитет, используя при этом все средства, активно подавляла в человеке волю, сознание, заменяла их слепой верой в догмы. Считая школу своей вотчиной, Вандер боролся против церкви.

Отстаивая идею общечеловеческого образования, сделал вывод о том, что в процессе воспитания и образования знакомить детей нужно только с тем, что одинаково признается всеми людьми. Детей, по его мнению, необходимо подводить к тем истинам, которые являются таковыми для всех, независимо от национальности и вероисповедания. Что касается старой конфессиональной школы, то она не могла служить делу такого общечеловеческого воспитания, и это явилось одной из причин, побудивших Вандера выступить с требованием отделения школы от церкви.

Вандер был против того, чтобы духовенству был официально поручен контроль за работой школы и учителей. Контроль над школой со стороны церкви он считал допустимым только при том условии, если бы перед школой ставилась задача подготовки богословов. Тогда же, когда «задача школы и в частности народной состоит ни в чем другом, как в формировании людей, в подготовке их к земной жизни в качестве полезных членов гражданского, а не небесного общества, то дело принимает совсем другой оборот» [2, с.82-83]. Как говорил Вандер, в этом случае школа должна быть полностью изъята из-под контроля церкви, эмансипирована. Под эмансипацией школы он понимал самостоятельный институт, имеющий свое министерство, которое руководит всеми учебными заведениями, начиная от элементарной школы и заканчивая университетом.

Высоко оценивая роль школы в жизни государства, он говорил, что государство немыслимо без народного образования. Школьное образование представлялось ему важнейшим средством развития культуры. В задачу государства входит создание всех условий для того, чтобы дремлющие в детях силы и способности смогли свободно развиваться. Таким образом, воспитательно-образовательные учреждения, создаваемые государством, должны быть одинаково доступны всем и бесплатны. Взимание платы за право обучения в народной школе Вандер считал совершенно недопустимым, так как получение образования не является личным делом гражданина, а имеет огромное значение для всего общества. В статье «Источники получения средств для содержания общественной народной школы» (1849 г.) он образно раскрыл роль образования граждан для государства: «Плата за обучение ведет свое происхождение с тех времен, когда люди еще не дошли до мысли, что образование является всеобщим благом; с тех времен, когда решали очень просто: кто покупает себе сюртук, должен за него заплатить; кто покупает образование - то же самое. Но при этом забывали маленькую разницу, что сюртук греет только того, на ком он одет, образование же приносит пользу всем тем, кто находится вблизи образованного человека. Как свет служит не для самого себя, а для других, так и образование человека как бы мало оно ни было, сияет для других, принося им пользу» [4, с.103-104].

По Вандеру человек является членом общества и вне общества его развитие невозможно. Он пришел к выводу о том, что воспитатели и воспитательные учреждения не могут быть безразличными к состоянию, умственного развития и нравственности доверенных им детей. Общество требовало, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе гражданской сознательности, тем самым школа была обязана найти необходимые для этого средства. На вопрос, может ли школа сама по себе обеспечить подрастающему поколению необходимый уровень образования, Вандер отвечал отрицательно. Чтобы решить сложную задачу воспитания и образования детей, по его мнению школа должна быть неразрывно связана с жизнью. Эти положения, высказывавшиеся Вандером, шли вразрез с циркулярами и распоряжениями правительства по вопросам народного образования. Приведем пример: циркуляр от 2 мая 1831 г. официально запрещал учителям в какой-либо форме связывать преподавание с жизнью. В нем говорилось: «До сведения министерства дошло, что отдельные учителя в процессе обучения юношества выходят за пределы границ того или иного учебного предмета, предназначенного для изучения, давая в качестве примеров, прописей, диктантов описание политических и общественных событий. Недопустимость подобного поведения не требует никаких разъяснений» [1, с.77].

Значительное внимание Вандер уделял вопросам содержания образования. Он исходил из того, что школа должна обеспечить детям овладение определенным запасом знаний и умений, воспитать их нравственно, подготовить граждан-патриотов. Учебные планы народной школы, по его мнению, не позволяли давать детям подлинное образование. В то время в народной школе детей обучали религии, чтению, письму, счету и пению. О преподавании естествознания, истории и географии впервые официально упоминалось в 1829 г. Подобное положение не удовлетворяло Вандера. Он выдвигал перед школой задачу подготовки образованных граждан, способных активно участвовать во всех областях жизни общества. Автор сделал вывод о том, что необходимо уделять особое место в школьном преподавании таким предметам, как история, география, физика, естествознание, которые служат подготовке человека к жизни и способствуют дальнейшему развитию культуры.

В своей книге «Эрнст Билль», написанной в 1848 г. по образцу романа Песталоцци «Лингард и Гертруда», Вандер изложил взгляды на содержание и методику работы народной школы. Он высоко оценивал роль естественных наук, так как они «учат видеть и познавать находящееся на небе, на земле и в земле», приводил перечень конкретных вопросов из естественных наук, с которыми должны познакомиться дети за время обучения в народной школе: строение Вселенной, животный и растительный мир, возраст Земли, животные и растения доисторической эпохи, видоизменения воды - процессы образования облаков, дождя, снега, учение о свете, теплоте, электричестве. Эти сведения должны сообщаться как можно живее, в интересной форме, с использованием наглядных пособий, экскурсий. Наглядное преподавание естественных наук Вандер мыслил как первый этап, за которым должно следовать чтение и глубокое изучение серьезных научных сочинений.

Преподаванию истории он отводил большое место в осуществлении задач нравственного воспитания, особенно в воспитании патриотизма. Свое понимание патриотизма он изложил в «Карманном катехизисе для народа»: «Патриот - человек, который любит свою родину, друг отечества. Подлинным патриотом является тот, кто стремится видеть свою родину уважаемой всем миром, пользующейся всеми правами и свободами; он любит не только картофель и капусту, растущие на родине, но и ее права, направляя свои действия на их расширение или сохранение» [3, с.77].

В преподавании истории учитель должен вызывать у детей чувство любви к Родине, гордость за нее, возмущение и гнев по отношению к тем, кто посягает на ее свободу, развивать потребность вносить личный вклад в процветание своего Отечества. Излагая тот или иной материал по истории, Вандер стремился к тому, чтобы содержание материала служило средством воспитания у детей высоких нравственных качеств.

Изучая современную ему, в то время, народную школу, он пришел к выводу, что учащиеся приобретают чрезвычайно слабые знания по истории. Большая часть выпускников, если и сохраняли в памяти какой-то запас сведений, то это был ничтожный набор случайных фактов, никак не осмысленных и не продуманных. Плохо обстояло дело со знанием хронологии. Результатом его творчества явилось создание им оригинального наглядного пособия – временной (хронологически-синхронической) таблицы, использование которой облегчало усвоение материала детьми. В этом пособии он исходил из того, что сознательное усвоение исторических знаний возможно лишь тогда, когда учащиеся твердо знают определенный минимум фактических сведений, хронологии, служащий своеобразным ориентиром в этой науке. Таблица состояла из ряда клеток, в которые вписаны важнейшие исторические события, имена, даты. После того, как эти сведения твердо усваивались всеми учащимися новые знания соотносились с данными таблицы. Вандер составил подробные замечания к использованию «Временной таблицы для уроков истории», которые могут быть полезны и для современных школьников. Он написал «Очерки по истории» для детей 11-14 лет. Очерки учили размышлять, поскольку содержали не только библейские легенды, но и события из жизни народа, деятельности выдающихся лиц, мыслителей.

Вандер был сторонником обучения детей на родном языке. Главную цель языкового обучения он видел в практическом овладении учащимися языковыми навыками. Он решительно возражал тем, кто предлагал отказаться от систематических занятий грамматикой в народной школе или просто давать к текстам определенные правила.

Высоко оценивая роль школы в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, Вандер полагал, что только школьного преподавания недостаточно для вооружения детей всесторонними и глубокими знаниями. Важным средством образования должно быть внеклассное чтение. Чтение правильно подобранных книг способствует повышению интереса учащихся к тому, что еще в школе не изучалось. Он рекомендовал учителям уделять время на то, чтобы побеседовать с детьми о книгах, прочитанных дома, считал, что это вселяет в них уверенность в своих силах, развивает способность самостоятельно мыслить.


Литература:

  1. Пискунов А.И. Из истории немецкой демократической педагогики первой половины XIX в.- Изв. АПН РСФСР, 1959.

  2. Wander W. Ober die Entformundung der Schule. – Berlin, 1961.

  3. Wander K.F.W. Taschenkatechismus fur das Volk.- Berlin, 1961.

  4. Wander W. Die Aufbringung der Mittel zur Unterhalhaltung der offentlichen Volkss-chule.- Berlin, 1969.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle