Библиографическое описание:

Рубцова А. В. Продуктивный подход в профессиональном иноязычном образовании как концептуальная основа развития продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 233-235.

Реформирование и модернизация высшего профессионального образования на сегодняшний день связаны с разработкой наиболее адекватных потребностям современного общества образовательных концепций. Профессиональное иноязычное образование в свою очередь также претерпевает концептуальную трансформацию, обусловленную усовершенствованием методологической основы целостного учебно-воспитательного процесса. В этом смысле продуктивный подход к профессиональному иноязычному образованию выступает конструктивным средством реализации современной технологии организации обучения иностранному языку (ИЯ) в вузе.

В связи с этим обозначим основополагающие концептуальные положения продуктивного подхода, определяющие общую направленность учебно-воспитательной системы обучения ИЯ в вузе. Продуктивный подход в области профессионального иноязычного образования представляет собой целостную лингводидактическую систему, которая служит полноценной основой построения современной модели обучения иностранному языку в вузе с помощью эффективных приёмов обучения, встроенных в систему инновационных лингводидактических технологий, направленных не только на реализацию узко-прагматических целей обучения ИЯ, но и формирующих гармоничную, полноценную личность обучаемого, ориентированную на освоение и совершенствование своей будущей профессиональной деятельности.

Одной из главных стратегических целей продуктивного подхода является развитие продуктивной иноязычной образовательной деятельности обучаемого, что обусловлено созданием определенной образовательной среды и учебной ситуации, способных раскрыть основные потенциально-значимые качества личности изучающего ИЯ, способствовать развитию продуктивного мышления и активной образовательной позиции обучаемого «Я-учёный».

Несомненную значимость в этом смысле приобретает вопрос определения и конкретизации основополагающих признаков такого рода образовательной среды, которую в контексте продуктивного подхода мы обозначаем как «продуктивно-ценностная иноязычная образовательная среда».

Решение данного вопроса, на наш взгляд, обуславливают два ключевых фактора: характеристика продуктивной иноязычной образовательной деятельности как ключевой лингводидактической категории продуктивного подхода и рассмотрение личности изучающего ИЯ с точки зрения культурно-ценностной парадигмы, в рамках которой личность определяется как носитель/представитель определённой культурно-ценностной системы.

Таким образом, характеризуя продуктивно-ценностную иноязычную образовательную среду с точки зрения факторов развития продуктивной иноязычной образовательной деятельности, следует подчеркнуть её продуктивно-ориентированный характер (создание учебной ситуации и смысловой установки личности на созидание и творчество) и направленность на развитие познавательного потенциала обучаемого с опорой на его автономную учебно-познавательную деятельность.

В этой связи, мы выделяем следующие признаки продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды, которые наиболее полно отражают общую методологическую направленность иноязычного учебно-познавательного процесса в рамках продуктивного подхода: аутентичность, направ­ленность на творческую продукцию (на преобразование, созидание, конструи­рование), открытость рефлексивной самооценке, событийность (сопереживание ситуации субъектами педагогического процесса), открытость всех аспектов учебного процесса как условие принятия изучающим ИЯ ответствен­ных решений в ходе изучения ИЯ, и самоопределение обучаемого.

При этом свобода творческого созидания обеспечи­вается в процессе познавательной активности изучающего ИЯ и способностью личности высту­пать для себя одновременно в качестве субъекта и в качестве объекта данной учебной деятельности, то есть способностью к самостоятельному управлению своей учебно-познавательной деятельностью, «умением учить себя». В основе данной способности лежит механизм рефлексив­ной саморегуляции и самооценки, который позволяет отражать свой опыт учебной деятельности, пропуская его через призму индивидуального сознания и образовывая на этой основе индивидуальный учебный опыт [1].

Культурно-ценностный аспект продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды выражается в том, что изучение ИЯ теснейшим образом связано с постижением иноязычной культуры. Культура, также как и принятая в обществе система ценностей, естественным образом отображается в языке. Иноязычная культура постигается через изучение самого языка, что имеет выражение в культуроведческом и лингвокультуроведческом аспектах лингводидактики.

Бесспорно, что эти аспекты изучения языка являются весьма важными компонентами методики обучения ИЯ в смысле сравнительно-сопоставительного анализа двух или нескольких культурно-ценностных реалий. Объекты их изучения представлены в различных формах лингвокультурного продукта, с которыми сталкивается изучающий ИЯ. В качестве основных можно назвать элементы культуры, отражен­ные в системе ценностных представлений, особенностях менталитета, а также представленные в нравах, традициях, обычаях, поведении, атрибутах образа жизни.

С целью корректного проектирования продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды, необходимо осознавать тот факт, что хотя любая культурная среда сама по себе представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Человек по отношению к культурной среде выступает как её «продукт», введенный в ее нормы и ценности и этику взаимодействия с другими субъектами в ходе своей инкультурации и социализации. Данный процесс осуществляется при воспитании и обучении, в ходе контактов со своим социальным окружением, получая различную учебную информацию, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п. Эти факторы прямо или опосредованно работают на формирование системы ценности личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания, и на постоянную корректировку параметров этой адекватности на протяжении всей жизни человека.

Отсюда, учебно-воспитательная деятельность в рамках определённого культурного социума обусловлена вынесением вовне ее образовательных продуктов, главным из которых становится сам человек, та личность, формированию которой подчиняется вся логика целостного учебно-воспитательного процесса.

Соответственно, осуществление учебно-воспитательного процесса в рамках профессионального иноязычного образования должно иметь продуктивно-созидательный выход в виде иноязычных речевых продуктов, характерных отечественным образовательным реалиям. При этом цель изучения ИЯ не должна быть связана, к примеру, с насаждением модели поведения индивидов в стране изучаемого языка как объективно-показательное. Так как в ракурсе процесса инкультурации происходит не просто столкновение двух личностных начал, а прежде всего, систем ценностей, смыслов жизни, норм, вырабатываемых и закрепляемых родной культурой.

Отсюда, специфика продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды заключается в её подчинённости концептуальной основе продуктивного подхода к профессиональному иноязычному образованию как средству моделирования целостной развивающей учебно-воспитательной системы, которая наряду со своей практико-ориентированной направленностью также выступает регулятивно-функциональным фактором идейного и нравственного вектора в сфере иноязычного профессионального образования.

В силу этого учебно-педагогическая система, обусловленная развитием продуктивно-ценностной иноязычной образовательной среды, усиливает регулятивно-воспитательную функцию процесса обучения ИЯ в вузе, а, следовательно, способствует формированию целостной гармонично-развитой личности будущего специалиста.


Литература:

1.Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. -1986.-№4.-С.101-108.

2. Ерёмин Ю.В., Алмазова Н.И. Методология и практика современного иноязычного образования в неязыковом вузе // Герценовские чтения. Иностранные языки.- Материалы межвузовской научной конференции. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.

3. Алмазова Н.И. Современные тенденции в научных исследованиях по лингводидактике в высшей школе // Вопросы методики преподавания в вузе (под редакцией М.А. Акоповой). – СПб., 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательной среды, продуктивного подхода, профессиональном иноязычном образовании, продуктивный подход, обучения ИЯ, образовательной деятельности, учебно-воспитательного процесса, образовательной деятельности обучаемого, целостного учебно-воспитательного процесса, средство развития личности, обучения иностранному языку, рамках продуктивного подхода, положения продуктивного подхода, целей продуктивного подхода, образовательной позиции обучаемого, контексте продуктивного подхода, категории продуктивного подхода, ракурсе продуктивного подхода, позиции продуктивного подхода, Продуктивная лингводидактическая технология.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle