Создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения как условие педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарных диабетом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Штрейс, О. Н. Создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения как условие педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарных диабетом / О. Н. Штрейс. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1311/ (дата обращения: 25.04.2024).

Радикальные изменения приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы ХХ века, затронули действие всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к появлению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. Здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. От того, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. В зарубежной педагогике в начале 90-х гг. доказано, что формирование культуры здоровья и позитивное изменение образа жизни воспитанников связано с оздоровлением всего образовательного пространства школы.

В этих условиях актуализируются задачи создания здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях, и в средней школе в частности, как возможной альтернативы в воздействии на сознание подрастающего поколения, формирования иерархии ценностей, созидательного, конструктивного отношения к окружающей действительности.

Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью. Здоровье и качество жизни учащихся признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся, российские исследователи Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.

Целостное восприятие человека диктует адаптационный подход в решении проблемы сохранения его здоровья. В современных условиях развития отечественной средней школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепление здоровья студентов во многом зависит от интеграции усилий всех участников учебно-воспитательного процесса.

Анализ научной психолого-педагогической литературы, собственный педагогический опыт, результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволяют выделить следующий комплекс организационно- педагогических условий, обеспечивающий педагогическое содействие реабилитации детей, больных сахарным диабетом, научно-организационное обеспечение адаптационного и здоровьесберегающего подходов к процессу реабилитации детей, больных сахарным диабетом: 1) установление гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса в процессе совместной деятельности; 2) создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения для достижения максимальной эффективности физиологических, психических функций и поведенческих реакций личности в образовательном процессе; 3) включение в образовательный процесс реабилитационного курса «Школа диабета».

Вторым организационно-педагогическим условием является создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения для достижения максимальной эффективности физиологических, психических функций и поведенческих реакций личности в образовательном процессе.

Проблема педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарным диабетом, аккумулирует в себе не только проблему здоровья с точки зрения медицины, но также предполагает психическое здоровье, социальное, физическое, духовно-нравственное. Медико-психологические, социальные и педагогические исследования (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева, О.И. Ковалева, О.В. Рихтер, У.Л. Семенова и др.) содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья детей больных сахарным диабетом, за период обучения в образовательных учреждениях. Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью.

С позиции адаптационного подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Существует множество определений феномена «здоровье». Наиболее общее определение, сформулированное в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., основано на тех положениях, которые выдвинул Г. Сигерист: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Эксперты ВОЗ в 80-х г. ХХ столетия определили, что здоровье человека на 15–20% определяется генетическими факторами, на 20–25% зависит от состояния окружающей среды, на 10–15% – от медицинского обеспечения и на 50–55% зависит от образа жизни.

На основе контент-анализа психолого-педагогической литературы (Н.П. Абаскалова, Л.С. Елькова, В.К.Зайцев, В.В. Колбанов, С.В.Попов, Л.Г.Татарникова и др.) под здоровьесберегающим пространством образовательного учреждения мы понимаем систему управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на сохранение и укрепление социального, физического, психического здоровья и адаптации учащихся на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.

Воспитательная ценность здоровьесберегающего образовательного пространства состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.

К основным показателям здоровьесберегающего образовательного пространства средней школы можно отнести: гуманистическую направленность эмоционально-поведенческого пространства; учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых; всемерное развитие творческой личности; организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий; содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса; оздоровительную систему физического воспитания; разработку и реализацию дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

Традиционные формы сохранения и укрепления здоровья учащихся – это консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, классные часы, беседы со специалистами и др. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе сохранения и укрепления здоровья являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривающие:

- воздействие на эмоциональную сферу ученика, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;

- пробуждение творческого начала, способности стратегического и критического мышления;

- представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и образования как живого организма. Учащийся должен почувствовать естественность и закономерность здоровьесберегающих, здлоровьеформирующих, культурных и образовательных процессов.

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в рамках социума образовательного учреждения — это управляемый педагогический процесс. Рычаги управления этим процессом должны находиться в руках общественности – координационного совета по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни детей, в который должны войти представители местных органов исполнительной власти, общественных и коммерческих организаций, СМИ, действующих в радиусе педагогического влияния общеобразовательного учреждения, а также, учитывая ограниченные возможности здоровья детей, больных сахарным диабетом, представители специализированных медицинских учреждений и фармацевтических компаний.


Литература:

  1. Башвец, Н.А. Проблемы здоровьесбережения [Текст] / Н.А. Башвец // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов международной науч. заочной конф., Липецк, 28 октября 2009 года / [отв.ред. А.В. Горбенко] . – Липецк : Издательский центр «Де-факто», 2009 . – C.90–92.

  2. Вершинина, А.А. Реализация здоровьесберегающего подхода в педагогике школы : монография [Текст] / А. А. Вершинина, И. В. Власюк, Е. В. Гривко, Н. Ф. Демополова / под ред. А.В. Кирьяковой. – М. : 2000 . – 239 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, здоровье, образовательное учреждение, сахарный диабет, адаптационный подход, образовательное пространство, основополагающая ценность системы образования, психическое здоровье, Российская Федерация, российское образование.

Похожие статьи

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

образовательная среда, образовательное учреждение, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, Национальная образовательная инициатива, Российская Федерация, Самарская область... Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине...

Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства...

Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства (среды) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор: Чепурышкин Игорь Петрович. Рубрика: Педагогика.

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор...

Ключевые слова: качество образования, педагогический процесс, учебные учреждения, факторы образования, здоровьесберегающие

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов образовательного процесса приводит к ухудшению адаптационных возможностей...

Концепция школьного здоровьесбережения в форме...

ребенок, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс, учебный материал, сахарный диабет, игровая деятельность, процесс обучения, образовательный процесс, начальное общее образование, функция игры.

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной...

образовательная деятельность, образовательное учреждение, здоровый образ жизни, психическое здоровье детей.

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье, учебно-воспитательный процесс, соматическое здоровье, образовательный процесс, начальная школа, волевое качество...

Здоровьеформирующее образовательное пространства...

Поддержание здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья среди молодёжи рассматривается как одно из основных направлений модернизации обучения и воспитания, учёт которых способствует благоприятному развитию современного образования.

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Похожие статьи

Современные подходы инклюзивного обучения студентов...

образовательная среда, образовательное учреждение, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, Национальная образовательная инициатива, Российская Федерация, Самарская область... Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине...

Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства...

Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства (среды) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор: Чепурышкин Игорь Петрович. Рубрика: Педагогика.

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, Российская Федерация, Типовое положение, детский сад, учреждение, программа, общее...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор...

Ключевые слова: качество образования, педагогический процесс, учебные учреждения, факторы образования, здоровьесберегающие

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов образовательного процесса приводит к ухудшению адаптационных возможностей...

Концепция школьного здоровьесбережения в форме...

ребенок, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс, учебный материал, сахарный диабет, игровая деятельность, процесс обучения, образовательный процесс, начальное общее образование, функция игры.

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной...

образовательная деятельность, образовательное учреждение, здоровый образ жизни, психическое здоровье детей.

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

физическая культура, здоровый образ жизни, День здоровья, психическое здоровье, учебно-воспитательный процесс, соматическое здоровье, образовательный процесс, начальная школа, волевое качество...

Здоровьеформирующее образовательное пространства...

Поддержание здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья среди молодёжи рассматривается как одно из основных направлений модернизации обучения и воспитания, учёт которых способствует благоприятному развитию современного образования.

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.