Библиографическое описание:

Бабаева Э. С. К проблеме моделирования программ неформального и информального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 10-12.

Моделирование – это и способ создания моделей, и метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. В последние десятилетия моделирование выступает одним из главных методов исследования. Его применяют в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний.

В педагогике моделирование имеет не только познавательную, но и неразрывно связанную с ней формирующую функцию. Сама же модель является не только инструментом познания, но и прообразом новых состояний моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности.

В педагогике на идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования – как теоретический, так и экспериментальный.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил тот факт, что для успешной подготовки, например, родителей к выполнению родительских функций, необходимо разработать модель такой подготовки и выявить условия реализации созданной модели. Данные предпосылки, а также реально существующая необходимость подготовки родителей к такому виду деятельности, позволили нам разработать эффективную модель их подготовки к родительству в пространстве «Регионального центра неформального образования».

Потребность в разработке модели неформального (в интеграции с информальным) образования выросла из анализа образовательных потребностей населения и рефлексии собственного научно-педагогического и родительского опыта.

Обратившись к этимологии понятия «модель», мы выяснили, что это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Как правило, непосредственное изучение объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера, поэтому многие процессы или явления можно исследовать на основе разработки вариантов модели.

Принято условно подразделять модели на три вида:

– физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);

– вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала)

– логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).

Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы ее построения – наглядность, определенность, объективность, эффективность и др., которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.

Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с необходимостью решения конкретных психолого-педагогических задач.

Достаточно широко применяется моделирование любого, в том числе учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной (и любой другой) информации в наглядной форме и в расчете на образные ассоциации с помощью мнемонических правил.

Например, обучающая модель имеет свои разновидности. Так, семиотическая обучающая модель включает систему заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающей переработку знаковой информации.

Имитационные обучающие модели предполагают выход обучаемого и обучающегося за рамки собственно текстов путем соотнесения информации из них с ситуациями настоящей и будущей профессиональной деятельности. Социальные обучающие модели задают дополнительную динамику в коллективных формах работы участников образовательного процесса. Результатом законченного педагогического исследования по созданию системы моделей, как правило, является ее педагогический реальный или виртуальный образ.

В педагогике создание моделей имеет не только познавательную, но и неразрывно связанную с ней формирующую функцию. Сама же модель является не только инструментом познания, но и прообразом новых состояний моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности.

На основе теоретико-методологического анализа исследований в области неформального образования взрослого населения и психолого-педагогической поддержки, сопровождающей такую форму образования, была разработана модель интегрированной трехуровневой (по годам воспитания) программы для родителей в первые годы воспитания ребенка, которая сочетала в себе последовательное обучение родителей выполнению родительских функций и их психологическую поддержку на различных этапах выполнения данных функций.

Модель разработанной программа включала в себя следующие модули: целевой, образовательный, психологический, диагностический и результативный.

Целевой модуль программы представлял собой совокупность цели (формирование родительской компетентности) и задач (неформальное образование родителей и их психологическую поддержку в процессе образования и выполнения родительских функций) образовательной программы.

Содержательный модуль программы включал в себя содержание программы (анатомо-физиологические, гигиенические, эколого-валеологические, медицинские, психолого-педагогические и др. основы развития и воспитания ребенка на 1-ом, 2-ом и 3-м году жизни), разбитое на три раздела по годам реализации программы.

Психологический (модуль) программы включал в себя планомерную (циклическую) индивидуальную и групповую работу педагога-психолога с родителями, отличающимися своими уровнями тревожности и неуверенности. А также, при необходимости, проводил спонтанную (ациклическую) психолого-педагогическую работу при возникновении необходимости, или по запросам самих родителей.

В процессе нашего исследования и реализации образовательной программы психологическая поддержка родителей в процессе обучения выполнению ими родительских функций включала в себя такие мероприятия, как:

1) психолого-педагогическая диагностика (оказание помощи родителям через сообщение ему объективной психологической информации [1]. Психологическая диагностика дает информацию об индивидуально-психических особенностях личности и потребности личности в психологической поддержке);

2) психологическая коррекция (снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности формирования родительских компетентностей). Г.С. Абрамова, Б.Д. Карвасарский, И.М. Каманов, А.А. Осипова и др. определяют психокоррекцию как активное психолого-педагогическое взаимодействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии с помощью специальных средств психологического воздействия.

В контексте нашего исследования интересно определение В. Кагана, который определяет психологическую коррекцию как «психологическую помощь, которая в отличие от психотерапии и психологического консультирования, направлена на оптимизацию отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение» [2, с.659].

3) психолого-педагогическое просвещение (повышение психологической культуры родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам) [4].

4) психологическое консультирование (оказание профессиональной помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию);

5) психологический тренинг [3].

По мнению авторов, психологический тренинг включает разнообразные формы и методы психологического и социально-психологического воздействия с целью развития у индивидов способностей к более эффективному социальному функционированию, а также повышения их психологической культуры и социально-психологической компетентности как субъектов отношения).

Диагностический модуль программы включал в себя оценку родительской компетентности (уровень знаний, умений, навыков и опыта выполнения родительских функций на каждом этапе реализации образовательной программы) и психологического состояния родителей в начале, в ходе и в конце эксперимента по реализации программы.

Результативный модуль программы предполагал:

1) оценку родительской компетентности (наличие знаний, умений, навыков и опыта выполнения родительских функций в первые годы воспитания ребенка);

2) психологического состояния родителей (в диадах чувств: неуверенность↔уверенность и тревожность↔спокойствие);

3) уровни сформированности родительской компетентности и проявления психологического состояния родителей (была принята трех уровневая шкала показателей: низкий, средний, высокий) по завершению образовательной программы.

Таким образом, разработанная модель обладает качествами, позволяющими проверять ее параметры и применять в других учреждениях неформального и формального образования, другими субъектами образовательного процесса. Описанная модель была внедрена в практику подготовки родителей к эффективному родительству в «Региональном центре неформального образования».


Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 368 с.

  2. Алексеева А.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психологической помощи. – М.: НИИ семьи, 1998.

  3. Ковалев Г.А., Коряк Н.М., Петровская Л.А. Проблемы активного социального обучения / Вопросы психологии. - 1982. - № 5.

  4. Нетбаева С.В. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. – 342 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle