Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахарева, Г. Н. Исследовательская деятельность педагога-психолога по выявлению и коррекции универсальных навыков и умений учащихся 7-9 классов с ограниченными возможностями здоровья / Г. Н. Бахарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1221/ (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время остро встает проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, личностное развитие которых зависит от оказания своевременной психолого-педагогической помощи. Дети с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальной недостаточностью (с легкой умственной отсталостью), обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VIII вида нуждаются в раннем выявлении дефектов и реализации в сензитивные сроки потенциальных возможностей. Наибольшую трудность представляет коррекция нарушений познавательной сферы, что и является основным признаком умственной отсталости. В связи с этим разработка новых психолого-педагогические технологий, способствует более глубокому пониманию детей данной категории и позволяет формировать и развивать личностный потенциал школьников.

Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить.

Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые общеучебные умения и навыки, без которых невозможна успешная учеба. Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов

Общеучебные умения и навыки (ОУН) потому и называются общеучебными, что являются универсальными для большинства школьных предметов способами получения и применения знаний, в то время как предметные знания, умения и навыки (ЗУН) являются специфическими для каждой учебной дисциплины. Проще говоря, если ЗУНы — это цель обучения, то ОУНы — его средства.

Предметным ЗУНам учителя традиционно уделяют весьма пристальное внимание. Это и понятно — все проверочные, самостоятельные, контрольные работы, да и итоговые экзамены направлены на проверку предметных ЗУНов. О качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и фундаментальны знания учеников по его предмету, насколько прочны их умения и навыки в данной учебной дисциплине. Большинство учебных программ не позволяет тратить драгоценное время урока на специальные упражнения для совершенствования ОУНов. Поэтому они чаще всего формируются в ходе учебной работы стихийно.

Существует множество вариантов классификации ОУНов. Нет смысла перечислять и описывать все. Мы выделили три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности, — это интеллектуальные, организационные и коммуникативные.

В качестве основных методов исследования были использованы: методика диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков у школьников Марии Ступницкой, динамическое изучение развития общеучебных умений и навыков учащихся в течение трех лет, метод наблюдения за учащимися во время уроков, анализ школьной документации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, заключений школьного ПМПК.

В исследовании приняло участие 49 учащихся 7, 8, 9-х классов с интеллектуальной недостаточностью общеобразовательной школы 8 вида №3 г. Комсомольска-на-Амуре. В опросе приняли участие 6 учителей, ведущих уроки по основным предметам, в том числе по трудовому обучению и работающих в данном классе постоянно. Каждый учитель получил по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполнил в соответствии с инструкцией.

Целью данного исследования являлось динамичное изучение особенностей общеучебных умений и навыков школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1. Определение состояния сформированности общеучебных умений и навыков у школьников с ограниченными возможностями здоровья.

2. Выявление динамики развития общеучебных умений и навыков у школьников с ограниченными возможностями здоровья в течение 3-х лет.

3. Коррекция нарушений в развитии общеучебных умений и навыков у школьников с учетом возрастных возможностей и психофизиологических особенностей, с использованием различных форм групповой и индивидуальной работы на уроке и внеклассных занятиях.

Педагогическое исследование включало диагностику уровня развития общеучебных умений и навыков в три этапа:

І этап 2008-09 учебный год

ІІ этап –- 2009-10 учебный год

ІІІ этап –2010-11 учебный год

Результаты диагностики учащихся 7-9х классов получены и систематизированы. Они характеризуют индивидуальные и индивидуально - типические проявления ОУНов в учебной деятельности.

Диаграмма 1. Динамика развития интеллектуальных умений и навыков.

- 2008-09 год - 2009-10 год - 2010-11 год


Сильная группа (24–31 балл) Учащиеся успешно воспринимают учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способны самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получают, успешно воспроизводя предложенный алгоритм. Способны дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев могут дать объективную оценку результату своей работы, так как понимают суть допущенных ошибок.

В 2008-09 учебном году - 48 % учащихся, в 2009-10 учебном году - 51 % учащихся, в 2010-11 учебном году - 54 % учащихся.

Рекомендации: Продолжать поощрять решение учебных задач, развивать познавательный мотив.

Средняя группа (16–23 балла) Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждаются в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получают, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действуют самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда могут аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда могут дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видят допущенные ошибки.

В 2008-09 учебном году - 38% учащихся, в 2009-10 учебном году - 40% учащихся, в 2010-11 учебном году - 40% учащихся.

Рекомендации: Оказывать учащимся организующую и стимулирующую помощь. Развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Совершенствовать умение объективно оценивать свою работу. Проводить работу по коррекции умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Слабая группа (9–15 баллов) Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывают значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не могут объективно оценить свою работу, так как часто не видят своих ошибок или не понимают, что допустили их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

В 2008-09 учебном году - 16% учащихся, в 2009-10 учебном году - 9% учащихся, в 2010-11 учебном году - 6% учащихся.

Рекомендации: Психолого-педагогические рекомендации направлены на формирование у учащихся интеллектуальных предпосылок успешного обучения.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации оказывать значительную обучающую, организующую и стимулирующую помощь учителя. Проводить систематически работу по коррекции умений и навыков учащихся осознавать и мотивировать свою учебную деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать (работа с памятками, алгоритмами). Развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов применять систему коррекционных занятий: «Как выполнять домашние задания», «Как проверять свою работу», «Как можно учиться на собственных ошибках», «Как подготовиться к контрольной», «Как лучше запоминать»,

Диаграмма 2. Динамика развития организационных умений и навыков

- 2008-09 год - 2009-10 год - 2010-11 год


Сильная группа (17–22 балл) Способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планируют свои действия или успешно пользуются уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняют детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживаются имеющегося плана или отступают от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добиваются запланированного результата. Закончив работу, проверяют ее, находят и исправляют ошибки. В случае необходимости способны обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

В 2008-09 учебном году - 42% учащихся, в 2009-10 учебном году - 44% учащихся, в 2010-11 учебном году - 51% учащихся.

Рекомендации: Продолжать развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные учащимися оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Средняя группа (11–16 балла) В целом ряде случаев способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляют уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способны выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступают от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добиваются запланированного результата. Результат работы не проверяют в связи с тем, что заранее убеждены в его правильности или потому, что довольствуются любым результатом. В случае необходимости могут обратиться за помощью, но не всегда способны ею воспользоваться. В 2008-09 учебном году - 44% учащихся, в 2009-10 учебном году - 48% учащихся, в 2010-11 учебном году - 49% учащихся.

Рекомендации: Оказывать учащимся организующую и стимулирующую помощь. Развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки, предлагать учащимся схемы самопроверки. Коррегировать навык самоконтроля в учебной деятельности.

Слабая группа (6–10 баллов) Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступают к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задают, хотя и нуждаются в пояснениях; действуют импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушают его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуются ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видят. Не способны обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеют ею воспользоваться.

В 2008-09 учебном году - 16% учащихся, в 2009-10 учебном году - 8% учащихся, в 2010-11 учебном году - 0 учащихся.

Рекомендации: Обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы побуждать учащихся сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ученику, где можно получить помощь и как ею воспользоваться. Коррекционно-развивающие занятия: «Учимся учиться» «Как учиться в средней школе», «Что такое лень?», «Как правильно готовить успешные задания», «Как выполнять письменные домашние задания» Хвалить школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий.

Диаграмма 3. Динамика развития коммуникативных умений и навыков

- 2008-09 год - 2009-10 год - 2010-11 год

Сильная группа (21–26 балл) Способны ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеют аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способны подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживают социальную дистанцию в ходе общения.

В 2008-09 учебном году - 40% учащихся, в 2009-10 учебном году - 42% учащихся, в 2010-11 учебном году - 46% учащихся.

Рекомендации: Продолжать специальную работу по коррекции и развитию коммуникативных навыков.

Средняя группа (14–20 балла) Испытывают некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к ним вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способны отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывают некорректны. В ходе общения могут нарушать социальную дистанцию.

В 2008-09 учебном году - 51% учащихся, в 2009-10 учебном году - 52% учащихся, в 2010-11 учебном году - 54% учащихся.

Рекомендации: Проводить работу по коррекции умений и навыков излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Обучать учащихся использованию выражений: "можно сделать вывод", "итак", "следовательно", "обобщая сказанное". Помогать ученикам в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Слабая группа (8–13 баллов) Не способны самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к ним вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректны. Не могут аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимают необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняются общему решению группы. Не способны строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

В 2008-09 учебном году - 9% учащихся, в 2009-10 учебном году - 6% учащихся, в 2010-11 учебном году - 0 % учащихся.

Рекомендации: Продолжать развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Коррекционно-развивающие занятия по темам: «Как слушать учителя», игровые упражнения для коррекции коммуникативных навыков. Развивать коммуникативные навыки следующими способами: созданием ситуации споров; стимулированием изложения материала своими словами; признанием вариативности формулировок; использованием выражения "докажите" и других подобных.

Вывод: В результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья выявилась положительная динамика в развитии общеучебных умений и навыков. Проведенное исследование показывает, что данный процесс способствует развитию умений приобретать знания, устанавливать коммуникативные контакты с окружающими людьми, развивать личностно-волевые качества.

Анализ данных по каждой из шкал позволяет увидеть сильные и слабые стороны учебной работы учащихся, выявляет наиболее эффективно работающих учителей для обмена опытом. Сравнивая одни и те же параметры деятельности учащихся на различных предметах, появляется возможность организовать коррекционную работу. При периодическом проведении данной диагностики в одном и том же классе отслеживается динамика развития ОУНов.

Заключение. В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую направленность, т.е. ориентировано на формирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных умений и навыков, владение которыми позволит выпускнику коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, умение, навык, ограниченная возможность здоровья, учебная деятельность, работа, динамик развития, результат работы, социальная дистанция, учебная информация.

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

Возможности работы педагога-психолога по развитию... способность, творческая деятельность, развитие, ребенок, успешность

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие...

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ раскрывает определенные возможности для

‒ состояние здоровья детей; ‒ успеваемость по основным предметам; ‒ уровень развития речи

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы). Эффективность группового обучения и его влияние на...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными...

В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность».

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы...

Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так

Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование коммуникативных умений у детей...

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Формирование социально-бытовых навыков младших...

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната. Автор: Чирова Татьяна Анатольевна. Рубрика: 14. Социальная работа.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе

Этапы развития контрольно-оценочной деятельности учащихся.

умение определять готовность к предъявлению результата своей работы. 3 класс.

Социально-коммуникативное развитие младших школьников...

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

...умений и навыков по здоровому образу жизни, умение использовать полученные. Опыт проведенной педагогической работы...

Похожие статьи

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными...

Возможности работы педагога-психолога по развитию... способность, творческая деятельность, развитие, ребенок, успешность

ребенок, ограниченная возможность здоровья, творческая деятельность, пальчиковая гимнастика, выполнение работы, занятие...

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ раскрывает определенные возможности для

‒ состояние здоровья детей; ‒ успеваемость по основным предметам; ‒ уровень развития речи

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы). Эффективность группового обучения и его влияние на...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными...

В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность».

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы...

Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так

Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование коммуникативных умений у детей...

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы).

Формирование социально-бытовых навыков младших...

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната. Автор: Чирова Татьяна Анатольевна. Рубрика: 14. Социальная работа.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе

Этапы развития контрольно-оценочной деятельности учащихся.

умение определять готовность к предъявлению результата своей работы. 3 класс.

Социально-коммуникативное развитие младших школьников...

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

...умений и навыков по здоровому образу жизни, умение использовать полученные. Опыт проведенной педагогической работы...