Библиографическое описание:

Нурметов М. Р. Методы формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих специалистов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 111-113.

Процесс формирования личности будущего педагога следует рассматривать как сложный и длительный, который начинается в вузе и завершается за его пределами. Для того, чтобы увидеть эту проблему более цельно, в комплексе, увидеть те источники, которые лежат в основе формирования художественно-конструкторских умений будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки и на этой основе разработать наиболее эффективные приемы и методы формирования художественно-конструкторских умений, мы провели исследования (анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ и оценивание работ) студентов первого курса, которое показало низкий уровень сформированности художественно-конструкторских умений у студентов на начальной стадии обучения в ВУЗе.

Исследование проблем, с которыми встречаются будущие учителя изобразительного искусства на начальной стадии их обучения в ВУЗе, помогло выявить причину их возникновения, это, прежде всего, неразработанность методики, целенаправленно сориентированной на формирование когнитивно-изобразительных умений. Результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что формирование когнитивно-изобразительных умений вне специально разработанных педагогических условий малоэффективно, требуется специальное, целенаправленное формирование когнитивно-изобразительных умений, введение педагогических условий. Надо отметить, что в психолого-педагогической литературе недостаточно разработана проблема формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей.

Вопросам общепедагогических умений посвящены труды отечественных ученых, оказавших значительное влияние на данное исследование: О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, A.И. Щербакова, Н.М. Яковлевой, Н.А. Томина и др. Проблема формирования личности учителя разрабатывалась А.А. Деркач, Г.Н. Засобиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластениным, А.И. Щербаковым и др. Проблема творчества в деятельности учителя рассматривается в работах психологов и педагогов Б.Г. Ананьева, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, Н.М. Яковлевой и др. Существенный интерес представляют работы и исследования, посвященные проблемам педагогического мастерства (Ю.П. Азаров, А.В. Мудрик, B.М. Коротов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков).

Значительная часть исследований связана с профессиональной подготовкой художников или учителей изобразительного искусства, основанной на овладении изобразительной грамотой, однако, рекомендации, сформулированные в данных работах, не совсем приемлемы для подготовки будущих учителей.

Анализ современных педагогических исследований свидетельствует о зарождающемся интересе к изобразительности в подготовке будущих учителей [2,4,9] , но специальные исследования по проблеме формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей отсутствуют. Под когнитивно-изобразительными умениями будущих учителей мы понимаем способ деятельности по организации, отбору и планированию информации, а также ее передачи с помощью оформления и изобразительно-графического преобразования. [7]

Изобразительная деятельность позволяет частично преодолеть недостаток реализации культуротворческих потребностей студентов, усилить эмоциональную сторону обучения. Умение передать информацию с помощью изобразительных средств представляется немаловажным фактором в подготовке будущих учителей в условиях совершенствования технических средств передачи информации, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в изобразительном творчестве происходит самовыражение и самоутверждение личности.

Только творчески раскрепощенный учитель способен создать и предоставить условия для проявления задатков растущего человека. Педагоги и психологи (JI.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский) убеждены в том, что каждому человеку с детства свойственно занятие изобразительным творчеством, можно утверждать, что в детстве рисуют почти все. В детском возрасте потребность в рисовании есть у каждого. Однако под влиянием стереотипов, начиная примерно со старшего школьного возраста, интерес к изобразительной деятельности пропадает, если не становится сферой профессиональной подготовки. Недостаток условий в средней школе для дальнейшей самореализации учащегося в области изобразительного творчества, а также устойчивые стереотипы в характеристиках изобразительной деятельности способствуют отчуждению личности учащегося от изобразительного творчества, которое сохраняется в более поздние возрастные периоды человека.

Неверие в свои изобразительные способности очень трудно преодолеть в дальнейшем. Тем не менее, как показали результаты исследования, потребность в личной самореализации в области изобразительной деятельности у будущих учителей есть. В ходе исследования выяснилось, что 64,3% указали на недостаток условий для этого, 58,5% отводят изобразительной деятельности роль эмоционального фактора в учебно-воспитательном процессе.

Формирование когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей будет наиболее эффективным, если:

1. Будут раскрыты сущность и содержание, определена структура когнитивно-изобразительных умений будущих учителей;

2. Будет разработана модель формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей;

3. Определены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей:

Формирующий этап эксперимента показал, что реально процесс формирования когнитивно-изобразительных умений будет протекать наиболее успешно при следующих педагогических условиях: а) использование приемов интеллектуально-эмоционального стимулирования познавательной активности студентов в освоении когнитивно-изобразительных умений; б) метода проектов; в) спецкурса «Дополнительные знания и умения по формированию когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей».

На основании изучения опыта работы высшей и средней школы, анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы; а также собственного опыта работы в средней и высшей школе была сформулирована проблема настоящего вопроса, которая определяется противоречием:

- между потребностью общества в разносторонне развитой личности учителя, обладающего общекультурными знаниями и умениями, и стереотипностью в представлениях о необходимости приобщения к изобразительной деятельности лишь педагогов-художников;

- между признанием необходимости реализовать в учебно-воспитательном процессе будущими учителями всех имеющихся задатков и способностей, культуротворческих потребностей и отсутствием учебников и учебных пособий по психолого-педагогической подготовке, учитывающих потребность будущих учителей реализовать себя в изобразительной деятельности;

- между обилием поступающей информации с постоянно совершенствуемой техникой изображений, доступной учащемуся вне школы, и относительной традиционностью средств передачи информации в арсенале учителя;

- между необходимостью формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке.

Структура когнитивно-изобразительных умений будущих учителей включает четыре группы умений: конструктивные когнитивно-изобразительные умения, информационные когнитивно-изобразительные умения, организационные когнитивно-изобразительные умения и прикладные когнитивно-изобразительные умения будущих учителей.

Модель формирования когнитивно-изобразительных умений представляет собой гармонизацию структурных и функциональных компонентов. К структурным компонентам относятся диагностический, деятельностный и содержательный. Диагностический компонент представлен критериями и уровнями сформированности когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей, а также динамикой развития умений у будущих учителей в течение всего срока обучения. Критериями сформированности исследуемых умений являются информативность, содержательность, эстетическая выдержанность. Выявлены следующие уровни сформированности когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей: творчески-прогнозирующий, активно-познавательный, операционно-исполнительский.

Проведенное исследование показало, что формирование когнитивно-изобразительных умений является важным фактором в подготовке будущих учителей в педагогическом вузе, в случае, если процесс обучения организован с соблюдением выявленных педагогических условий. Процесс формирования когнитивно-изобразительных умений будет протекать наиболее успешно в комплексе выделенных педагогических условий.


Литература:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. — с.
  2. Гладышев Г.М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога: Автореф. дис. . канд. пед. наук, Оренбург, 2000.
  3. Грибов Ю.Л. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей //Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 58 — 62.

  4. Жданова Н.С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования: — М.: Просвещение, 1990.
  5. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика. — М.: Наука, 1991.
  6. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. — М.: Политиздат, 1971.
  7. Когнитивная психология: (Материалы фин.-сов. симпозиума)/ Отв. ред. Б.Ф.Ломов и др. — М.: Наука, 1986.
  8. Мудрик А.В. Мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986.
  9. Саламатова Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: Дис.канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle