Библиографическое описание:

Шмелева О. В. ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 80-85.



Статья посвящена вопросам ИКТ — компетентности современного педагога, а также проектированию урока с применением информационных технологий.

Ключевые слова: ИКТ — компетентность, Федеральные государственные образовательные стандарты, проектирование урока

ФГОС нового поколения фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить обучающихся их эффективному применению. Так, некоторые требования к результатам образования, согласно стандартам, напрямую связаны с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник должен:

– активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

– готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

– уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и т. п.

Широкое использование компьютерных технологий в преподавании различных дисциплин становится необходимостью.

На сегодняшний день внедрение ФГОС в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ.

ИКТ-комптентность педагога предполагает, что он

– активно участвует в формировании информационно-образовательной среды школы;

– применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения;

– использует компьютер как средство управления информацией;

– свободно работает с информацией в сети Интернет.

Современный педагог должен

– знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций — электронной почты, вебинаров, форумов, чат-конференций и т. п.;

– владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности);

– знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ;

– владеть методикой дистанционного обучения.

Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.

В условиях перехода на новый ФГОС современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, чтобы помочь учащимся успешно справиться с обучением, т. е. достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют три дидактических принципа обучения.

Рис. 1. Диаграмма «Дидактические принципы обучения с ИКТ»

При подготовке к уроку с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это прежде всего урок, а значит должен быть план урока, исходя из его целей, необходимо отобрать учебный материал и т. д.

Диаграмма отражает основные этапы проектирования современного урока.

Рис. 2. Диаграмма «Этапы проектирования урока»

Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Если урок предполагает использование ИКТ, то необходимо

– составить временну́ю структуру урока, в соответствии с целью наметить задачи для её достижения и этапы применения ИКТ;

– отобрать наиболее эффективные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для решения задач урока;

– рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными средствами;

– отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм;

– составить поминутный план урока.

Безусловно, можно отметить ряд важных преимуществ урока с использованием ИК-технологий.

Рис. 3. Преимущества использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Нельзя забывать при использовании ИК-технологий о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года.

Таблица 1

Класс

Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках иэкранов отражённого свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках иэкранов отражённого свечения

Работа сизображением на индивидуальном мониторе компьютера иклавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи внаушниках

1–2

10

15

15

15

20

10

3–4

15

20

20

15

20

15

5–7

20

25

25

20

25

20

8–11

25

30

30

25

25

25

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Литература:

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-- М.: Народное образование, 1998
  2. http://docs.cntd.ru/document/902256369
  3. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2048/Itemid,88
  4. https://infourok.ru/rol-ikt-tehnologiy-v-realizacii-fgos-722558
  5. http://pedagogcentr.ru/publication/1/9/659

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle