Библиографическое описание:

Ефимов П. П., Ефимова И. О., Выдра О. В. О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 114-117.



В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.

Ключевые слова: образовательная среда, ситуационный центр, управление качеством образования

В настоящее время в педагогике возникают серьёзные проблемы, связанные с гиперболическим ростом информации в обществе, а значит, и с гиперболическим ростом знания, возникающим, в первую очередь, за счёт развития сети Интернет. Тенденция возрастания сложности системы образования требует адекватного возрастания сложности системы управления образованием. Решить эту проблему можно, предлагая новые формы управления в сфере образования. Одним из возможных решений этой проблемы является использование ситуационных центров, которые в условиях значительного увеличения потоков информации позволят обеспечить принятие эффективных управленческих решений. В последнее время они становятся всё более востребованным инструментом управления в образовательных организациях. Это определяется рядом объективных причин:

– необходимостью уменьшения числа возможных ошибок при принятии решений;

– возможностью коллективного принятия решения в спорных и неоднозначных ситуациях;

– возможностью своевременного выявления негативных тенденций в образовании;

– возможностью мониторинга обстановки на удаленных образовательных объектах (например, филиалах) и др.

Результаты анализа ряда существующих ситуационных центров в образовательных учреждениях (РАНХиГС, Академия противопожарной защиты МЧС России и др.) показывают, что они, в основном ориентированы на принятие решений группой лиц. Причём деятельность ситуационных центров в высших учебных заведениях направлена на совершенствование образовательного процесса, а конкретно, на применение активных методов обучения, в частности, на более наглядное и, соответственно, эффективное использование case-технологий [1]. Вместе с тем, в настоящее время, ситуационных центров, осуществляющих прогнозирование различных показателей образования на основе результатов комплексного мониторинга образовательного процесса, не существует.

В этой связи назрела необходимость дополнения задач, решаемых в ситуационном центре — он должен выполнять, в том числе и прогностическую функцию. Решение этой задачи целесообразно осуществлять на основе специальных методов обработки информации, которые позволяют прогнозировать сценарии развития той или иной ситуации. Это позволяет перейти от анализа конкретных проблем к более широкому междисциплинарному взгляду на образовательную систему, который расширит возможности прогноза и позволит своевременно отрабатывать превентивные меры.

Таким образом, одним из возможных механизмов мониторинга рисков, удовлетворяющим растущей сложности управляемой системы образования, является создание в высшем учебном заведении ситуационного центра управления качеством образования. Это позволит обеспечить формирование безопасной образовательной среды. В этой связи необходимо рассмотреть алгоритм организации безопасной образовательной среды на этапах личностно-профессионального становления будущего специалиста. Данный алгоритм предполагает выполнение следующих мероприятий (рис. 1). Рассмотрим более подробно представленный алгоритм.

  1. Анализ эффективности условий и возможностей обеспечения качества образования на конкретном этапе. На данном шаге оценивается эффективность существующих условий и возможностей обеспечения качества образования по основным показателям качества образования (по показателям качества, принятым в конкретном высшем учебном заведении).
  2. Выявление опасностей и рисков, влияющих на качество образования. На данном шаге осуществляется целенаправленный системный мониторинг образовательной среды, который позволяет своевременно выявить возникающие опасности и риски, влияющие на обеспечение качества образования.
  3. Ранжирование рисков.Ранжирование рисков целесообразно в случаях, когда они имеют различную природу, существенно затрудняющую их оценку с помощью какого-нибудь одного инструмента.

Рис. 1. Алгоритм организации безопасной образовательной среды

  1. Конкретизация ключевых рисков. Под ключевыми рисками в данном случае понимаются риски, в наибольшей степени, влияющие на обеспечение безопасности образовательной среды. Задача конкретизации ключевых рисков появляется при возникновении несоответствия между необходимостью снижения или уменьшения целого ряда рисков с одной стороны, и имеющимися ресурсами — с другой.
  2. Конкретизация возможных причин и источников ключевых рисков. Это позволяет избежать в будущем повторения критических ситуаций и тем самым способствовать обеспечению безопасности образовательной среды.
  3. Сбор и анализ внешних и внутренних данных, влияющих на регуляцию рисков. Осуществляется оценка показателей безопасности образовательной ситуации.
  4. Определение адресных групп, осуществляющих регуляцию рисков. Коллективными субъектами в организации образовательных ситуаций для регуляции опасностей и рисков, влияющих на обеспечения качества образования, выступают представители на уровне руководства высшего учебного заведения, на уровне руководства структурными подразделениями, на исполнительском уровне и на уровне наблюдателей.
  5. Качественная оценка вариантов организации безопасной образовательной среды. На данном шаге осуществляется качественная оценка вариантов организации образовательной ситуации, а именно сравнение организационных решений и выявление рационального среди них для регуляции рисков, влияющих на обеспечение качества образования.
  6. Принятие управленческих решений по применению педагогических условий, влияющих на снижение рисков. Осуществляется реализация рациональной стратегии снижения рисков, влияющих на обеспечение качества образования.
  7. Анализ принятых управленческих решений по отслеживаемым показателям рисков. Проводится всесторонний анализ безопасности образовательной среды по выделенным показателям.

Применительно к управлению качества образования в высшем учебном заведении, в роли объектов предметной области выступают показатели качества образования, которые описываются требуемыми характеристиками. Текущее состояние предметной области определяется значением текущих показателей качества образования, а проблемная ситуация заключается в несоответствии значений текущих показателей требуемым значениям. В этой связи в качестве одного из основных принципов деятельности ситуационного центра целесообразно выделить принцип прогнозирования значений показателей качества образования. Данный принцип требует разработки прогнозов значений показателей качества образования на основе оценки их текущего состояния. Без таких прогнозов ситуационный центр не сможет адекватно реагировать на изменения в системе образования, своевременно перестраивать свою работу и успешно решать новые задачи.

На основании вышеизложенного, в рамках ситуационного центра должны решаться следующие основные задачи:

– мониторинг качества образования (определяются фактические значения показателей образования);

– прогноз развития ситуаций на основе разработанных математических моделей;

– принятие решения по улучшению значений показателей образования, т. е. непосредственно управление на основании сравнения фактических и стандартных значений показателей качества образования в высшем учебном заведении.

Следует отметить, что основой безопасной образовательной среды выступает целенаправленная деятельность руководства высшего учебного заведения, педагогического коллектива, заказывающих организаций, позволяющая регулировать опасности и риски, влияющих на обеспечение качества образования.

Таким образом, новые реалии социальной жизни общества привели к повышению степени сложности системы образования, выражающейся в оценке результатов образования в новых категориях «компетенциях», в появлении вариативной составляющей образовательных программ, в появлении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и т. д. Это обуславливает необходимость повышения степени сложности системы управления образованием. Одним из адекватных решений, реализующих эту необходимость, может стать создание ситуационных центров управления качеством образования в высшем учебном заведении, что позволит обеспечить мониторинг рисков, негативно влияющих на образовательную среду.

Литература:

1. Ефимов П. П. Анализ существующих ситуационных центров в Российской Федерации // Журнал «Педагогика и современность», № 2. 2013. С. 106–109.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle