Библиографическое описание:

Трандина О. П., Осина И. С., Петрова Н. В. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 26-30.



Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний.

В настоящее время, в эпоху компьютерной революциивстречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будетматематиком», безнадежно устарела.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, мы считаем, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское и логическое мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

На основании выше изложенного, нами был разработан и успешно реализован проект: «Математика вокруг нас», целью которого является: создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагогов, детей и родителей.

Каждый дошкольник по своей натуре — любознательный почемучка, маленький исследователь. Поэтому девизом проекта послужили слова Л. С. Выготского: «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам. Познавай, чувствуй, твори!»

Определив, актуальность выбранной темы проекта мы выделили следующие задачи:

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать и обобщать, классифицировать и видоизменять;
  3. Формировать предпосылки для поисковой и экспериментальной деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников;
  4. Развивать умения определять возможные методы решения логических задач и головоломок с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  5. Вызвать у детей желание участвовать в математических викторинах, игровой, исследовательской и экспериментальной деятельности;
  6. Приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.

Реализация проекта проходила через различные виды деятельностипо направлениям и блокам с последующими этапами:

− 1 этап: Ориентировочный.

На этом этапе проведен аналитический обзор литературы по проблемам развития познавательной активности у дошкольников; проанализирована оснащенность предметно-развивающей пространственной среды в каждой группе.

− 2 этап: Моделирующий.

На втором моделирующим этапе была создана творческая группа родителей и педагогов, которая ознакомлена с идеей проекта и созданием совместного плана по реализации проекта.

− 3 этап: Деятельностный.

На данном этапе шла реализация математического проекта: «Математика вокруг нас».

Длительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Проект был разделен на 4 недельных блока:

− 1 (неделя) блок: «Волшебные цифры»

− 2 (неделя) блок: «Человек и время»

− 3 (неделя) блок: «Геометрические фигуры»

− 4 (неделя) блок: Обобщающий блок

Основным направлением в области: «Познания», было познавательное развитие.

  1. Направление: познавательное развитие.

Это направление было направлено в основном на непосредственную образовательную деятельность, которая проходила в нетрадиционных формах таких, как: «Математический КВН», викторина «Хочу все знать», клуб «Веселых и находчивых». В день открытых дверей для родителей в старших группах «Непоседы» и «Лучики» были проведены открытые занятия на тему: «Путешествие во времени», «Путешествие в страну геометрических фигур».

  1. Направление: речевое развитиев области «Коммуникация».

Чтение художественной литературы: по первому блоку: произведение С. Катаева «Цветик-Семицветик», В. Сутеева «Три котенка», народные и авторские сказки, в которых встречаются цифры (русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие).

По второму блоку: литературные посиделки и викторины: стихи, загадки, пословицы и поговорки — все о временных представлениях. Сюда вошли произведения С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В. Бианки «Синичкин календарь», С. Михалкова «Моя неделя», Я. Н. Бжехва «Муха и дни недели», А Усачева «Семь дней недели», сказка о потерянном времени.

Рис. 1.

Хотим отметить, что в данном направлении нам помог изготовленный в сотворчестве родителей и детей лэпбук: «Занимательная математика»

Лэпбук — сравнительно новое информационное средство обучения. Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Здесь и веселые стихи Марка Шварца о цифрах; «Цифры в названиях сказок» — находка, которая позволила нам с детьми вспомнить, перечитать, да и просто пересмотреть иллюстрации данных произведений. Мы взрослые практически не употребляем пословицы и поговорки в повседневной жизни, естественно и у наших детей на слуху их тоже нет; поэтому, благодаря лэпбуку нам удалось немного заполнить этот пробел. Отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить её содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

  1. Направление: игровая деятельность.

Здесь нельзя не сказать о том, что за время проведения проекта пополнилась и стала более разнообразна предметно-развивающая пространственная среда в группах.

Во-первых: дидактическими, настольно-печатными играми и пособиями пополнился уголок математики: «Форма, цвет, величина»: наборы с плоскостными геометрическими фигурами и цифрами «Учимся считать», Блоки Дьенеша, изготовлено пособия с прищепками, материал для подвижных игр и физминуток, разработана картотека математических игр: «Калейдоскоп математических дидактических игр», а так же головоломки и лабиринты, ребусы и кроссворды».

  1. Направление: изобразительная деятельность.

Как объединить математику и изобразительную деятельность? На помощь к нам пришла японская техника работы с бумагой — оригами.

Во-первых: все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, одна из точек соприкосновения с математикой. Поделки оригами выполняются с показом и по словесному пояснению, тем самым закрепляются такие понятия, как: угол, сторона, длинная, короткая, вершина, диагональ и т. д.- а это, как мы знаем математические понятия. И третье, что тоже немало важно это развиваются сенсорно-моторные навыки у детей, что способствует формированию навыков письма.

  1. Направление: «Вместе с семьёй».

В старшей группе «Лучики» дети в сотворчестве с родителями изготовили математическое пособие: «Стрелки бегают по кругу», целью которого является формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

В старшей группе «Непоседы» дети в сотворчестве с родителями изготовили дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений «Цветные дорожки», целью которого, является развивать математические представления у детей, через приемы сравнения, обобщения систематизацию и смыслового соотнесения.

В средней группе «Звёздочки» дети в сотворчестве с родителями изготовили материал для непосредственно образовательной деятельности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений всредней группе детского сада на тему: Путешествие по сказке «Маша и медведь».

Программные задачи:

  1. Формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке;
  2. Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть треугольник, круг, квадрат, цилиндр, шар, куб;
  3. Закреплять навыки порядкового и количественного счета (в пределах 5);
  4. Воспитывать интерес к занятию по математике.

Материал к занятию:

  1. Раздаточный материал — полоски разной длины, елочки разной высоты, карточки для количественного счета;
  2. дидактический материал — геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг), геометрические тела (шар, куб, цилиндр), картинки «части суток», иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

− Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с героями сказки «Маша и медведь», по пути будем выполнять задания. В путь!

− С дедушкой и бабушкой, внученька жила,

− Как-то раз пошла она,

− В лес с подружками одна.

− По тропинке в лес идут, дружно песенки поют,

− Бабочки летают, крылышками порхают,

− На цветочек сесть хотят.

Дидактическое упражнение «Выложи цветы».

Воспитатель:

− На карточке нарисованы бабочки, нужно узнать, всем ли бабочкам хватит цветов? Выложите на карточке цветы под каждой бабочкой и проверьте.

Дети:

Цветов хватит всем бабочкам. Бабочек и цветов поровну.

Воспитатель:

− Дальше Машенька идет,

− Вот грибочки здесь растут.

Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».

Воспитатель:

− Посмотрите на картину и сосчитайте, сколько грибов собрала в корзину Машенька?

Дети:

− Всего пять грибов.

Воспитатель:

− В темный лес попала вдруг,

− Ели там растут вокруг,

− И стоят совсем не так,

− Нужно Машеньке помочь,

− Елочки расставить в ряд,

− Чтоб стояли все они по высоте,

− От самой низкой до самой высокой.

Дидактическое упражнение «Расставь елочки по высоте».

Воспитатель:

− Как вы расставили елочки?

Дети:

− Елочки расставили, от самой низкой до самой высокой.

Физкультминутка «Мы поедем в лес» Дети — машины, каждая имеет свой номер (геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник). В разных местах расположены гаражи, также обозначенные геометрическими фигурами, машины возвращаются из путешествия и находят свой гараж, соответствующий своему номеру машины.

Воспитатель:

− В какой гараж приехали ваши машины?

Дети:

− Наши машины приехали в гаражи, которые обозначены геометрические фигурами.

Воспитатель:

− Вот избушка маленькая, Машенька вошла,

− Там хозяин Мишка был, пригласил пожить.

− Согласилась Машенька, да за дело сразу,

− Смело принялась, и порядок Мише быстро навела.

Дидактическое упражнение «Назови геометрические тела».

Воспитатель:

− Назвать геометрические тела, которые стоят на столе и найдите похожие в группе.

Дети:

− Цилиндр, шар, куб.

Воспитатель:

− Много пирогов медведю, Маша напекла,

− Стала думать, как бы ей сбежать?

− В короб положила и спряталась сама,

− Мишка косолапый по лесу идет,

− Песни напевает, Машеньку несет.

− Все дорожки разные, длинные слегка.

− Много и коротеньких, разложи пока.

Дидактическое упражнение «Разложи полоски».

Воспитатель:

− Разложите полоски по длине, от самой короткой до самой длинной».

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

− Мишка наш усталый по лесу идет.

− Мышка на дорожке, а за нею зайка,

− Ежик на тропинке, рыжая лисичка, а за нею волк.

(Картинки зверей выставляются на доске).

Дидактическое упражнение «Назови, кто за кем?».

Дети выполняют задание

Воспитатель:

− До деревни Мишка, миленький дошел.

− Вот уж вечер думал он, а может день?

(На столе у детей картинки «части суток»).

Дидактическое упражнение «Назови части суток».

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

− Дома бабка, с дедкою, рядышком сидят,

− Внучку ждут они, и в окно глядят.

− Увидали Машеньку, стали целовать,

− Умницей, пригоженькой, стали называть.

Воспитатель:

− По какой сказке мы сегодня путешествовали?

Ответы детей.

Воспитатель:

− Вы сегодня все молодцы, справились со всеми заданиями. Молодцы!

Оригинальностью нашего проекта: «Математика вокруг нас»обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

  1. Пополнились уголки по формированию элементарных математических представлений более разнообразными пособиями и дидактическими играми;
  2. В воспитательно-образовательном процессе реализовывался принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Например: одну из серий занятий объединили одной темой: «Человек и время», где наряду с задачами по развитию временных представлений решались исследовательские задачи путем экспериментирования. Дети не только знакомились с временными представлениями, но и опытным путем определяли: «Как день сменяет ночь?»,«Как происходит смена времен года?».
  3. Дети стали более активно включаться в математические игры на развитие логики и быстроты мышления; участвовать в преобразовательной деятельности, самостоятельно использовать способы познания и экспериментирования, научились намечать последовательные шаги в игровых ситуаций.

Таким образом, мы считаем что, совместная работа над проектом помогла стимулировать познавательную активность детей, объединить родителей групп, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы — проектированию.

Литература:

  1. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2001 г.
  2. Волина В. В. Праздник числа. Занимательная математика для детей — М.: Знание, 2000 г.
  3. Михайлова З. А. Математика от трех до семи СПб.: «Детство-Пресс», 2010 г.
  4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду — М.: Просвещение,2003 г.
  5. Киселева Л. С. Ч., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности детского сада. — М.: Просвещение,2004 г.
  6. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4–5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  7. Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. — 2-е изд., и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  8. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle