Библиографическое описание:

Иванова Н. А., Барейша Т. А. Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 11-13.



Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому воздействию.

Ключевые слова: самоопределение, социализация, ценностные ориентации, ценностно-ориентационная деятельность

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. В последней редакции Закона об Образовании РФ (2015г.) воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, а так же как деятельность, направленная на создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

Очевидно, что процессы самоопределения и социализации личности являются длительными и постепенными. Они развиваются, прежде всего, на основе традиционных для российского общества ценностей, которые являются фундаментом, основой дальнейшего становления индивида. Приобщение детей к народной культуре является мощнейшим средством формирования у них патриотических чувств на основе исторической памяти и развития духовности.

Проведенный независимый социологический опрос среди молодежи нашего региона, показал, что на вопрос «Кто вы?» не только младшие школьники, но и подростки чаще всего указывают в ответе свою социальную роль, профессию, иногда пол. Например: «школьник», «студент», «ребенок» и т. д. Данные характеристики являются ситуативными, временными, изменяемыми, они не опираются на ценностное ядро личности, его нравственные приоритеты, принципы, не выявляют социально-психологическое поле человека. Пол же (мужской или женский) является естественным свойством, категорией постоянной и не изменяется, не развивается с течением времени. Категории «мальчик», «юноша», «мужчина», «дедушка» — не являются приобретенными, сформированными у индивида, это результат его физиологического взросления. Стоит отметить, что все ответы, безусловно, предполагают с разной степенью осознание свойств, прав и обязанностей каждой категории. В качестве примера устойчивой ценностной ориентации личности, достижение которой должно являться перспективной целью процесса самоопределения и воспитания русских детей, хочется привести слова: «Во-первых, я православный христианин, во-вторых, русский, в-третьих, гражданин России».

Таким образом, первоначальной задачей воспитания является ценностное ориентирование ребенка, определение для него базовых ценностей, которые должны стать привлекательными благодаря длительной и специально организованной воспитательной работе. Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» часто употребляются как синонимы (в философии, культурологии). В психологии и педагогике они близки по смыслу, но термин «ценностные ориентации» чаще употребляется, когда нужно подчеркнуть субъективный характер, т. е. принадлежность ценностей определенному носителю. Термин «ценность» употребляют, когда хотят подчеркнуть объективное существование некоторых значимых представлений, норм, идеалов в человеческом обществе.

Организуя ценностно-ориентационную деятельность, мы организуем процесс осмысления и оценки ценностей ребенком, когда устанавливаются отношения между объектом и субъектом, то есть дается объективно-субъективная информация о ценностях. Формирование ценностных ориентаций является, по сути, процессом создания ситуации избирательного отношения человека, как к материальным, так и к духовным ценностям, системы его установок, убеждений, предпочтений, которые в свою очередь, выражаются в сознании и поведении личности [2].Т. е. ценностно-ориентационная деятельность, являясь по сути духовной, направлена на формирование целей и мотивов деятельности. А процесс воспитания может быть успешным в случае не только наличия у ребенка знания о «добре», понимания его важности, но и при устойчивом проявлении «добра» в деятельности как формально, так и неформально организованной. Продуктом ценностно-ориентационной деятельности является сама ценностная ориентация, а носителем — часть индивидуального сознания, обеспечивающая оценку, ориентацию [3].

Таким образом, индивидуальное сознание, как свойственная личности совокупность определенных идей, мировоззренческих взглядов, многообразия чувств, определяет ее направленность. Начало индивидуального сознания — это формирование собственного «я». Представление о себе так же подвержено поступательному генезису: от осознания себя биологическим существом с естественными физиологическими потребностями до осознания генетической, культурной, исторической, духовной общности с народом или, другими словами, глубокое осознание человеком самого себя в постоянных, коренных категориях: страна, народ, религия, традиция.Поэтому так важно самого раннего детства формировать у детей первоначальное представление о культуре и истории своей страны, о жизни русского народа, необходимо возрождать православные народные традиции, помогать родителям в возрождении духовно- нравственных традиций семейного воспитания детей, повышая их познавательную активность. Организацию ценностно-ориентационной деятельности следует осуществлять начиная с младшего школьного возраста, когда формируется рефлексивный анализ, операции обобщения и классификации, анализа и синтеза, но и дошкольник не должен оставаться без внимания воспитателей в вопросе самоопределения. Так как чем раньше будет организована работа по формированию собственного «я» ребенка, тем качественнее, эффективнее будет происходить последующая воспитательная работа. Так, например, в своей практике воспитатель «Детского сада № 1 общеразвивающего вида «Улыбка» г. Луховицы Т. А. Барейша определила для себя следующие направления в работе:

  1. Изучение всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы.В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой — воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.
  2. Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  3. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом.
  4. Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники. Как: «Город мастеров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.
  5. Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички, познают язык. Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека — мир желаний, переживаний чувств.
  6. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.

Стоит отметить, что понятие «самоопределение» в Законе об образовании, Концепции воспитания до 2025 года и других документах требует пояснения.

В психологии «самоопределение» может быть представлено как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях [4], как личностное новообразование, ответственное за формирование внутренней позиции человека (Л. И. Божович). Поэтому «ценностное самоопределение» рассматривается некоторыми учеными как процесс и результат определения личностью собственной позиции в системе универсальных гуманистических ценностей Человек, Отечество и Мир (Л. П. Разбегаева, О. А. Чернуха) [5].

Сегодня в педагогике существует направление, транслирующее идею о том, что ценностное самоопределение ребенка должно быть самостоятельным. Ценности же рассматриваются как категории не постоянные, способные изменяться в угоду социально-политической, экономической ситуации, поэтому и должны определяться самим ребенком, на основе интересов, потребностей, склонностей, возможностей. Взрослый не должен вмешиваться в процесс самоопределения, ограничивать выбор ребенка «придуманными рамками» (установленными, принятыми в обществе ценностями) (Мирошкина М. Р.). Даже применительно к уроку отмечается недопустимой ситуация, когда учитель «навязывает ученикам свою точку зрения на проблему, свои способы действия, свою оценку ситуации и действий учеников» [6]. В этом видится гуманность, эмпатия и нововведение современной системы образования.

Однако в рамках специально организованных занятий, урока или во внеурочной деятельности дети сталкиваются с анализом проблем, ситуаций и явлений в области истории, литературы, науки и т. д., которые решаются только в условии нравственной оценки. Например: агрессия, ложь, фашизм, экстремизм, тунеядство, наркомания, воровство, предательство, самопожертвование ради других, милосердие, семья, многодетность и т. д. Согласно выше изложенной концепции, ребенок имеет право выбрать «антиценности», обосновывая, доказывая свою позицию. Возникает вопрос: имеет ли право учитель, воспитатель применять метод убеждения, настаивать на противоположной точке зрения, приводя исторические факты, документы, свидетельства, осуществлять ценностно-ориентационную деятельность, выражать личностную позицию как гражданина, патриота или должен проявлять эмпатию? Может ли родитель, обосновывая свое решение, запретить ребенку сквернословить, курить, драться, воровать, … или должен принять его выбор?

С нашей точки зрения, последователи данной «гуманистической концепции» закладывают разрушительный механизм не только в систему образования, но и в систему социального устройства нашего общества. Так как если взрослый, воспитатель добровольно снимает с себя обязанности наставника, человека, указывающего на безусловные ценности, верные критерии оценки ситуации, явления, проблемы, то это приводит к нарушению иерархического принципа выживания человеческого вида, характерного также и для большинства разумных существ на нашей планете.

Исторически человеческое общество развивается путем воспитания младших поколений старшими на основе опыта, морали, права, ценностей, традиций. Следует отметить, что в педагогике под самоопределением понимают «центральный механизм становления личной зрелости, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений», при этом отмечается, что решающее значение в этом процессе принадлежит педагогическому воздействию [7]. О. В. Ибрагимова и Л. П. Фомина в своих исследованиях подчеркивают значимость иерархии ценностных ориентаций для формирования личности, а также сложность самостоятельного определения школьником истинных ценностей и необходимость помощи учителя в овладении учеником системой ценностного опыта человечества 8. Кроме того, Закон об Образовании РФ устанавливает не любой ценностный выбор ребенка, а выбор на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Эту основу и должен закладывать, формировать воспитатель.

Процесс воспитания не должен основываться на насилии, но воспитатель детского сада с самого раннего возраста обязан приобщать детей к традициям, культуре и истории своего народа, вызвать интерес к изучению, познанию этих основ у дошкольников и их родителей. Педагог школы должен выстраивать четкую, методически грамотную ценностно-ориентационную деятельность, способствующую поэтапному, ответственному, положительному самоопределению ребенка и его эффективной социализации.

Литература:

  1. Закон об Образовании РФ.
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  3. Иванова Н. А. Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы.: Дис.... канд. пед. наук. — Коломна, 2011. — 254 с.
  4. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 494 с.
  5. Чернуха О. А. Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне.: Дис.... канд. пед. наук. — Волгоград, 2013. — 260 с.
  6. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования/ Ю. И. Глаголева, И. В. Казанцева, М. В. Бойкина. — С-Пб: КАРО, 2015. — 120 с.: ил.
  7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Бим-Бад Б. М. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.: ил.
  8. Ибрагимова О. В. Формирование ценностных ориентаций школьников 6–8 классов в процессе комплексного освоения различных видов искусства: дис.... канд. пед. наук. — Москва, 2002. — 198 с., ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle