Библиографическое описание:

Руднева М. С. Развитие морального сознания обучающихся на основе дилемм Л. Кольберга [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 70-72.



В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики этического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, то есть как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В связи с этим была разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которая стала методологической основой для разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта. В данной концепции сформулирован национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России.

В условиях экономического кризиса все острее встает проблема нравственного воспитания молодежи. От того, насколько высокоморальным и высоконравственным будет подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны и нашего народа. В связи с этим возрастает роль диагностики и формирования нравственного сознания обучающихся.

На протяжении многих веков проблема морали и нравственности волновала умы, как ученых, так и простых людей. Изначально данные понятия имели сходные определения, однако со временем было выяснено, что нравственность формируется в соответствии с внутренними убеждениями человека, тогда как мораль является продуктом внешнего воздействия со стороны общества. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод, что развитие морального сознания происходит только во взаимодействии личности с другими членами общества.

Моральное сознание — это человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.

Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение, и составляют содержание морального сознания.

Моральноесознаниеформируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поступках и поведении. С точки зрения И. И. Дереча, поступок — это действие, осознаваемое самой действующей личностью как акт, выражающий ее определенное отношение к другим людям, к самому себе или к труду. Поведение состоит из действий и поступков, отражающих нравственную позицию школьников. Опыт принятия поведенческих решений формируется на основе нравственной позиции школьника. Нравственный выбор есть форма реализации этой позиции.

Нравственный выбор — результат нравственных исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, становлении нравственной позиции и готовности к нравственному поступку. Главным аспектом выбора является предпочтение нравственных ценностей [1, с.43]. Методы воспитания нравственного сознания предполагают совместную деятельность воспитателя и обучающихся [3, с.710].

При оценке нравственной воспитанности обучающихся можно использовать аутентичные средства [2]. В отечественной системе воспитания накоплен достаточный опыт формирования нравственного сознания, с использованием ситуаций нравственного выбора [4]. Нам представляется интересной точка зрения Л. Кольберга, в соответствии с которой формирование и диагностика морального сознания обучающихся происходит с помощью моральных дилемм. Моральная дилемма предполагает необходимость выбора между несколькими альтернативами. В основе модели морального развития Л. Кольберга лежит такое утверждение: «люди, относящиеся к разным культурам и обществам, не отличаются по степени принятия основных ценностей» [5]. Ученый выделил одиннадцать таких ценностей. Среди них законы и нормы, совесть, способность выразить свои чувства, авторитет, гражданские права, договор, доверие и справедливость в обмене, справедливость наказания, жизнь, право собственности, правда или истина, любовь. В результате, стадия морального развития определяется не характером, а отношением к этим ценностям. С точки зрения, Л.Кольберга культуры имеют общие основы социального взаимодействия, следовательно, процесс морального развития во всех обществах подчиняется общим закономерностям [5]. Исследователь выделяет следующие уровни развития морального сознания: доконвенциональный, конвенциональный, и постконвециональный. Переход от одной нравственной стадии к другой происходит за счет развития когнитивных навыков и способности к эмпатии. Ученый не относит данные стадии к какому-либо определенному возрасту. Однако большинство людей в результате нравственного развития достигают хотя бы третьей стадии, в то время, как некоторые остаются морально незрелыми до конца жизни. Этапы не могут быть пропущены, за каждым этапом обязательно следует новый, более комплексный и дифференцированный, чем его предшественник, при этом объединяясь с ним.

Для первого уровня — доконвенционального, характерна ориентация на наказание и послушание (как я могу избежать наказания?), наивная гедонистическая ориентация (какая здесь польза для меня?). Для конвенционального уровня свойственна ориентация на соответствие ближнему окружению — малой группе (социальные нормы, модель «хорошего ребенка»), установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (мораль соответствует правилам и законам). Третий уровень морального сознания — пост конвенциональный предполагает утилитаризм и представление о морали, как продукте общественного договора (социальный контракт), универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как регулятор [5].

Понимание, полученное на каждой стадии, сохраняется на более поздних этапах, однако, оно может рассматриваться как упрощенное, с недостаточным вниманием к деталям.

Для изучения нравственного развития Л. Кольберг предлагает дилеммы, при решении которых возможно было отнесение испытуемого к тому или иному уровню нравственного развития.

Ранее уже проводились исследования российских школьников по данной методике. Мы решили продолжить данную работу и провели опрос среди студентов вторых и третьих курсов Ишимского педагогического института.

Для исследования мы использовали самую знаменитую дилемму Хайнца. Звучит она так: в стране Х женщина умирала от рака. Для ее спасения существовало лишь одно лекарство, изготовление которого стоило 500 д. ед. Однако, фармацевт, производящий лекарство установил цену равную 5000 д. ед. Муж больной женщины, Хайнц, за месяц смог собрать лишь 2500 д. ед. Он сообщил фармацевту, что его жена умирает и попросил продать лекарство дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт отказал ему, сославшись на то, что он тоже нуждается в деньгах. Тогда Хайнц решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство. Вопросы к дилемме Хайнца: должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да или нет? Хорошо или дурно для него украсть лекарство? Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Хайнцу? Почему? Воровать — противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? Почему да или нет? Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Почему да или нет?

Решая данную дилемму студенты 2 курса (98 % от числа испытуемых) решили украсть лекарство, объясняя это чувством любви и долга Хайнца по отношению к жене. Лишь 2 % испытуемых приняла сторону закона, объяснив надеждой на счастливый случай. Так, в соответствии с ответами, данными на эти вопросы, студенты были разделены на следующие уровни: 11 % респондентов от 18 до 19 лет отнеслись к конвенциональному уровню и 89 % к постконвенциональному, доконвенциональный уровень представлен не был. Результаты диагностики студентов 3 следующие: 20 % студентов относятся к конвенциональному уровеню и 80 % к постконвенциональному уровню. Доконвенциональный также представлен не был. Полученные данные позволяют заметить, что студенты в большинстве своем находятся на достаточном уровне нравственного развития.

Во время педагогической практики мы предложили подросткам 13–14 лет решить данную дилемму. Результаты исследования нравственного развития ишимских школьников по методике Л. Кольберга мы получили следующие результаты: на предконвенциональном уровне находится 20 % подростков 13 лет и 10 % подростков 14 лет, у 35 % процентов подростков 13 лет и у 38 % подростков 14 лет сформирована установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (конвенциальный уровень), на пост конвенциональном уровне находится 42 % подростков 13 лет и 53 % подростков 14 лет. У подростков, находящихся на постконвенциональном уровне мы выявили когнитивные знания о морали и нравственности, способность к эмпатии.

Следует отметить, что именно благодаря применению нравственных дилемм в образовательном процессе, можно на ранних стадиях выявить недостаточный моральный уровень обучающегося и принять меры для его повышения. Моральные дилеммы учат обучающихся принимать собственные осознанные решения, следовать своим принципам и устоям. Применение этических дилемм в образовательном процессе педагогического института способствует формированию высокой нравственности у будущих педагогов, создавая прочную основу для их дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Дереча И. И. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в образовательном процессе // II Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество личность»: межвузовский сб. накч.-метод.ст./под ред. Е. В. Ракитиной.- Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2016.С. 42–51.

2. Дереча И. И., Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв. ред. Л. В.Ведерникова. Ишим, 2013. С. 189–191.

3. Дереча И. И. Становление нравственной позиции младших подростков во взаимодействии школы и семьи \\ В мире научных открытий, 2015, № 5.2(65). С.707–718.

4. Ощепкова А. А., Дереча И. И. Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора // Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VII Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2015.С.82–84.

5. Kohlberg, Lawrence; CharlesLevine; AlexandraHewerMoralstages: a currentformulationanda responsetocritics./ LawrenceKohlberg. — Basel, NY: Karger, 1983.

6. Kohlberg, Lawrence. From Is to Ought: How to Commit the Naturalistic Fallacy and Get Away with It in the Study ofMoral Development./ Lawrence Kohlberg. — New York:Academic Press, 1971.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle