Библиографическое описание:

Черненко Е. А. Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 31-34.



В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3–7 лет составляет 5, 5- 6 часов в день [6].

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые-педагоги (В. А. Шишкина, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Причин тому несколько и одна из них — излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие — недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности — плоскостопие, нарушение осанки и др.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности (ДА), но и спланировать содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возраста, уровнем ДА, режима [3].

Я начала эту работу с углубленного изучения различных современных программ, таких как: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стёркиной, «Я — человек» С. Козловой, «Здравствуй» М. Лазарева, «Движение день за днём» М. Руновой, «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского. Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей, улучшения их психического и физического состояния.

Мною были определены основные направления работы:

‒ создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка;

‒ разработка программы «Фитбол — гимнастика» комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольников в ДОУ через двигательную активность;

‒ осуществление тесного взаимодействия ДОУ, семьи, социума.

Были выделены основные задачи в трёх сферах работы. В сфере работы с детьми ими стали:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  2. Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни;
  3. Формирование навыков безопасного поведения;
  4. Развитие познавательного интереса детей.

Задачами работы с педагогами были определены:

  1. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации оздоровительной работы;
  2. Мотивация педагогов на улучшение качества организации оздоровительной работы.

В работе с родителями решались следующие задачи:

  1. Повышение компетентности родителей в вопросах организации оздоровительной работы;
  2. Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.

Для успешной реализации целей и задач своей педагогической деятельности я разработала программу «Фитбол-гимнастика» для детей дошкольного образовательного учреждения с целью создания условий для формирования и развития двигательной активности.

Программой «Фитбол-гимнастика» предусмотрены упражнения общеразвивающей, корригирующей, оздоровительно-кондиционной направленности. Упражнения на фитболах для детей способствуют развитию всех мышц организма, способствуют формированию гибкости и выносливости, а также благоприятно влияют на лечение таких заболеваний как сколиоз, неврастения, плоскостопие и другие. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационная функция мяча способствуют улучшению обмена веществ, кровообращения, разгрузке позвоночного столба. Кроме того, занятия на гимнастическом мяче положительно влияют на развитие вестибулярного аппарата, координации движений, а также функцию равновесия у ребенка. Упражнения на фитомячах способствуют:

‒ снижению гипертонуса, который встречается у многих детей;

‒ улучшению пищеварения (за счет расслабления мышц живота), профилактике колик;

‒ улучшению кровоснабжения;

‒ развитию опорно-двигательного аппарата;

‒ развитию и совершенствованию координации движений и равновесия;

‒ развитию мелкой моторики и речи;

‒ укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки;

‒ улучшению функционирования дыхательной системы;

‒ нормализации работы нервной системы;

‒ стимулированию нервно-психического развития;

‒ адаптации организма к разным нагрузкам;

‒ улучшению аппетита и сна ребенка на положительном эмоциональном заряде;

‒ развитию активности, гибкости, выносливости и др.

В процессе выполнения физических упражнений (двигательной активности) дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями. У ребят значительно улучшаются показатели ловкости, они овладевают более сложными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям. Ежедневное использование физических упражнений организует и дисциплинирует детский коллектив, формирует интерес к физическим упражнениям, привычку их выполнять, вырабатывает такие качества, как воля, смелость, умение доводить дело до конца, решительность. Таким образом, достаточная двигательная активность благотворно сказывается не только на физическом, но и на всех остальных сторонах развития ребёнка.

В программе «Фитбол-гимнастика» предусмотрены занятия на открытом воздухе. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Движения предохраняют организм от переохлаждения. Во время энергичного движения увеличивается потребность организма в кислороде, усиливается дыхание, кровообращение, совершенствуются его физиологические возможности. При этом отрабатываются навыки ходьбы и бега. В естественных условиях мы закрепляем уже усвоенные движения:

‒ лазанье (подлезть под низкие ветки, перелезть через бревно),

‒ прыжки (перепрыгнуть через канавку, спрыгнуть с пенька),

‒ метание (бросить в цель шишку, камешек — в воду на дальность).

В своей работе использую и применяю принципы постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Во всех группах, кроме группы раннего возраста, планируется 3 физкультурных занятия, одно занятие планируется на воздухе.

Более подробно хочется остановиться на игре, так как это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. При проведении игры я решаю не только задачу повышения двигательной активности, но способствую развитию сенсорно-моторной сферы детей (развитие слухового внимания, фразовой речи, дыхания и голоса, нормализация темпа и ритма речи, формирование правильного звукопроизношения). Поэтому в своей программе широко использую подвижные народные игры с текстом (гуси-гуси, зайка беленький сидит, лохматый пёс, у медведя во бору, хитрая лиса…). Игровые действия детей повышают их двигательную активность, стимулируют память, развивают речь. В работу включаю наглядные методы, так как они обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей».

Для развития мелкой мускулатуры рук и пальцев провожу пальчиковую гимнастику (использую разработки логопеда Бардышевой «Разговорчивые пальчики», созданные на основе детских потешек), а также включаю упражнения с массажными мячиками для укрепления мышц и суставов кистей рук и мышц стоп.

Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему в нашем детском саду я решаю при помощи взаимодействия педагогов и родителей. В каждой группе имеются «родительские уголки», на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий довожу до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха — прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка — совместная игра с родителями. Вовремя всех открытых мероприятий, праздников, родительских собраний консультирую и знакомлю родителей с играми различной подвижности. Даю рекомендации, какие виды игр можно использовать в режиме дня.

Исследование динамики развития двигательной активности показывает, что здоровьесберегающие технологии физической культуры положительно влияют на развитие физической подготовки детей дошкольного возраста. По результатам развития физических качеств, в конце учебного года 2016 из 100 % детей высокий уровень достигли — 10 %; средний уровень — 55 %; низкий уровень — 35 %.

На основе результатов своей работы я могу утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно.

По результатам диагностики отмечаю:

  1. Рост двигательной активности малоподвижных детей, малоподвижные дети стали более активно включаться во все виды физической деятельности.
  2. Повысились качественные характеристики физического состояния детей: выносливость, точность, меткость, ловкость.
  3. Рост сопротивляемости детей к простудным и вирусным заболеваниям.
  4. Гиперактивные дети, получили возможность использовать разнообразные физические упражнения и игры для улучшения своего психического состояния.
  5. Улучшение процесса адаптации в детском саду.
  6. Рост интеллектуальной и познавательной активности детей на различных видах занятий.

Литература:

  1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Скрепторий, 2014.
  3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез», 2014 г.
  4. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2015.
  5. Шишкина В. А. «Движения + движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1012.
  6. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. (пособие для практических работников детских дошкольных учреждений). М.: «Просвещение», 2009.
  7. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. «Ползаем. Ходим. Бегаем.. Прыгаем». (Развитие общей моторики). — СПб.: «Паритет», 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle