Библиографическое описание:

Зиновенко О. А. Фольклор нижегородского края как средство формирования поликультурной компетентности личности младших школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 52-55.



В статье рассматривается педагогический потенциал фольклора как средства формирования поликультурной компетентности личности младших школьников. Предложены различные жанры фольклора Нижегородского края, которые может использовать педагог при формировании поликультурной компетентности в предметных дисциплинах и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная компетентность личности, младший школьный возраст, фольклор.

Актуальность проблемы формирования поликультурной компетентности личности обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, поликультурностью социального, информационного, экономического, правового пространства. Поликультурное образование и воспитание особенно актуальны для многонациональной России, страны с большим количеством разнообразных культур и проблем в межкультурных отношениях. В современных условиях возникает социальная потребность в формировании поликультурной компетентности личности, сочетающей в себе ориентацию на поликультурные духовные ценности, толерантность и способность к межкультурному диалогу [6].

Актуальность решения обозначенного вопроса подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который нацеливает на обеспечение развития, сохранения культурного многообразия многонационального народа РФ; овладение культурой и ценностями народа России. Стандарт предполагает формирование личности на основе диалога культур, толерантности, уважения к представителям каждого этноса поликультурного российского общества. В соответствии со Стандартом осуществляется духовно — нравственное развитие личности, которое предусматривает принятие национальных ценностей.

В настоящее время остро встает проблема формирования личности, способной выбирать себе в качестве ориентира социально значимые нормы и ценности, такие как патриотизм, гражданственность, гуманность и многие другие, обладающей поликультурным опытом, позволяющим ей успешно ориентироваться и самоопределяться в поликультурной среде, толерантно относиться к представителям других культур и конфессий [4, с.10].

А. Н. Джуринский отмечает, что поликультурная компетентность личности — интегративное качество, включающее систему поликультурных знаний, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, интересов, потребностей, мотивов и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности позитивного взаимодействия с представителями разных культур [1, С.83].

Мы рассматриваем поликультурную компетентность личности учащихся начальных классов как изначальный, необходимый и постоянно растущий и развивающийся уровень направленности личности, отношение к человеческому многообразию, уровень теоретических знаний, опыта, способов взаимодействия в обществе. Это такой уровень компетентности, который необходим младшему школьнику, чтобы благополучно взаимодействовать в современном поликультурном социуме [3, c.13].

Формирование поликультурной компетентности личности в системе образования возможно через изменение содержания обучения и воспитания, интеграцию культуры толерантности в процесс преподавания учебных предметов. Важную роль играет создание учебных программ, издание учебных и методических пособий по гуманитарным дисциплинам, пронизанных идеями толерантности и ненасилия, сотрудничества и партнёрства. Изучение культурно-исторических традиций способствует целенаправленному интеллектуальному, нравственному, эмоциональному развитию учащихся в контексте национальной культуры, формированию понимания многообразия и взаимовлияния культур, усвоению ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеям толерантности, прежде всего воспитанию уважения прав человека, терпимости и солидарности, отказу от насилия.

Мир народной культуры раскрывает перед детьми всевозможные нравственные ценности русского народа, такие как: любовь к природе, к родной земле, почитание и уважение старших, трудолюбие, милосердие. Народная культура предстает в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари.

Считаем, что фольклор является одним из основных средств формирования поликультурной компетентности личности младших школьников. Это обусловлено тем, что элементы народной культуры, такие как: сказки, легенды, пословицы и поговорки, побасенки, заклички могут быть включены как в содержание предметных дисциплин, в частности могут изучаться на уроках родного языка, литературного чтения, изобразительного искусства, физической культуры, так и во многих формах внеурочной деятельности.

Фольклор — это составная и неотъемлемая часть духовной культуры каждого народа, она отражена в народных традициях и творчестве, служащая средством воспитания и обучения подрастающего поколения, обеспечивающая сохранение нравственных и духовных ценностей народа, жизнеспособность нации. В фольклоре особое внимание уделяется патриотическому, нравственному, умственному, физическому, трудовому и экономическому воспитанию, формируя в качестве приоритетов подрастающего поколения такие человеческие качества, как: правдивость, доброта, человеколюбие, добродушие, совестливость, составляющие основу нравственности.

Фольклор обладает огромным педагогическим потенциалом в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Накопленные веками опыт, традиции, формы, отражённые в фольклоре, трудовых традициях, семейных обрядах позволяют эффективно использовать этот потенциал и в современное время [7].

Подчёркивая ценность фольклора как средства поликультурного воспитания, О. В. Хухлаева пишет о том, что «фольклор осуществляет содействие укреплению связей внутри коллектива, формированию чувства национальной общности, соответственно, даёт ощущение защиты и безопасности членам этой общности» [6].

Посредством фольклора школьники знакомятся с культурой, традициями и обычаями, бытом народа. Изучая и анализируя жанры фольклора, дети приобщаются к историческому прошлому, судьбе, жизни народа, узнают о национальных особенностях характера определенного народа. В результате у учащихся обогащается словарный запас, расширяется кругозор, формируется этнонациональная идентичность, следовательно, развивается поликультурная компетентность [2, c.722].

Таким образом, фольклор является значимым средством формирования поликультурной компетентности учащихся. Его изучение на уроках и во внеурочной деятельности позволяет глубже узнать культурное наследие своего народа. Сопоставительный анализ фольклора представителей различных этносов предоставляет школьникам широкую возможность сравнивать культуру, обычаи, традиции, накопленные каждым из них в течение веков.

Несмотря на яркую и своеобразную национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, традиции, образы и даже сюжеты в них сходны. Именно этот фактор необходимо использовать при формировании поликультурной компетентности младших школьников.

Население Нижегородской области разнообразно по своему национальному составу. Наиболее распространенные среди них: русские, татары, мордва, украинцы, чуваши, марийцы.

В качестве средства формирования поликультурной компетентности младших школьников целесообразно использовать русский, татарский, мордовский, украинский, чувашский и марийский фольклор. При этом, обращаем внимание на то, что каждый народ в мире имеет во многих случаях схожие правила воспитания ребенка, находящие свое отражение в содержании пословиц и поговорок, сказок (таблицы 1,2).

Таблица 1

Русские пословицы ипоговорки

Пословицы ипоговорки другого народа

Добро помнится долго, а лихое вдвое

Добро-то забывается, зло вспоминается (марийск.)

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха

Родина — матушка родная, чужая страна-мачеха (чуваш.)

Языкбез костей

Язык без костей: не устанет (мордов.)

Без труда не вытащить и рыбки из пруда

Без труда и зайца не поймаешь (татар.)

Без труда нет плода(укр.)

Собака лает — ветер носит

Собака лает, а караван идет (татар.)

Не буди лихо, пока спит тихо

Не трогай лихо, пока оно тихое(укр.)

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Лучше сейчас воробей, чем завтра голубь (укр.)

Нет дыма без огня

Без огня дыма не бывает (марийск.)

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи

Кто хочет есть калачи, тот не станет лежать на печи (чуваш.)

Поспешишь — людей насмешишь

Кто поспешил, тот в супе сварился (татар.)

Таблица 2

Русские сказки

Сказки другого народа

«Козьма Скоробогатый», «Бухтан Бухтанович»

«Салам-Торхан» (татар.)

«Каша из топора»

«Солдатский топор» (татар.)

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

«Чудо-богатырь» (мордов.)

«Аленький цветочек»

«Ветка орешника»(мордов.)

«Кот и петух»

«Колосок» (укр.)

«Теремок»

«Рукавичка»(укр.)

«Царевна-лягушка»

«Девушка-лягушка» (марийск.)

«Колобок»

«Катящаяся лепешка» (марийск.)

«Хаврошечка»

«Пурнеске» (чуваш.)

«Маша и медведь»

«Медведь-дурень» (чуваш.)

Анализируя с младшими школьниками пословицы, поговорки и сказки разных народов, но сходных по смыслу, они знакомятся с их культурой, традициями, осознают схожесть фольклора.

Изучив данную проблему, можно сделать вывод о том, что народная культура обладает значимым педагогическим потенциалом в процессе формирования поликультурной компетентности личности младших школьников. Считаем, что элементы народной культуры (фольклор) значительно обогащают содержание предметных дисциплин и внеурочной деятельности.

Литература:

  1. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. — 2002. — № 10. — С. 83–86.
  2. Дильмухаметова Г. Р. Пословицы и поговорки как средство формирования этнокультурной компетентности учащихся на уроках родного языка / Г. Р. Дильмухаметова // Вестник башкирского университета. — Уфа. Издательство: Башкирский государственный университет, 2014. — № 2. — с. 722–727.
  3. Закирова А. Б. Формирование поликультурной компетентности младших школьников на уроке / А. Б. Закирова // Среднее профессиональное образование. — Москва, 2011. — № 5. — с.13–15.
  4. Зиновенко О. А. Педагогическая стратегия применения средств художественной литературы и искусства в развитии речи детей дошкольного возраста/О. А. Зиновенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014.– № 12–3. — С. 86–88.
  5. Зиновенко О. А. О некоторых аспектах мультикультурного образования в условиях малого города / О. А. Зиновенко, Т. В. Наумова //Современные наукоемкие технологии, 2015. — № 12–1. — С. 87–89.
  6. Клюева Е. В. Совершенствование подготовки будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Е. В. Клюева, Т. В. Наумова, Е. В. Губанихина/ Современные проблемы науки и образования, 2015. — № 6–0. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23540 (дата обращения: 06.06.2016).
  7. Наумова Т. В. О возможностях формирования духовно-нравственной культуры личности младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий / Т. В. Наумова, В. В. Казакова // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 12–1. — С. 122–125.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle