Библиографическое описание:

Трошин П. Л. Исследование познавательной сферы детей с нарушением интеллекта [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 92-94.



В данном исследовании рассматривается познавательные функции детей с нарушением интеллекта. Актуальность данной темы связано с выявлением психологических особенностей детей с умственной отсталостью.

Ключевые слова: дефектология, познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта

Исследование проводилось на базе детского сада № 1989 комбинированного вида, в группе для детей с нарушением интеллекта в городе Москва. Детский сад существует с 1967 года. В 2002 году получил статус детского сада комбинированного вида.

Данное образовательное учреждение осуществляет бесплатное обучение детей с нарушением интеллекта. «Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации» [1, с.10].

В данное дошкольное учреждение принимают детей от двух лет. В настоящее время здесь существуют:

‒ группа раннего возраста

‒ общеразвивающие группы для детей трёх-семи лет (4 группы)

‒ компенсирующие группы для детей с нарушением интеллекта (младшая и 2 подготовительные)

В общеразвивающих группах численность детей достигает 27 человек. Компенсирующие группы имеют наполняемость 13–14 детей.

Педагогический процесс осуществляется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).

С детьми ведут работу воспитатели, логопеды, дефектологи, музыкальный и физкультурный работник, психолог.

В группе создается специально положительный эмоциональный фон для детей. Педагоги-специалисты активно общаются со своими воспитанниками. На занятиях и в играх дети имеют положительный прогресс в обучении.

В связи выбором для исследования дошкольного учреждения, то использовались развивающие игры. Игра — ведущий вид деятельности ребёнка. «В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребёнок» [2, с. 4].

Они очень активно используются для развития мышления, моторики, внимания и др.

В данном образовательном учреждении педагоги уделяют много времени игре. Группа оснащена большим количеством материалов: развивающими игрушками, методической литературой. Воспитатели проводят в основном групповые игры, дефектологи — индивидуальные, в специально отведённом кабинете. Психолог работает и со всей группой, и индивидуально с каждым ребёнком.

Для осуществления исследования успешно использовались книги Е. А. Стребелевой: «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», «Дидактические игры и упражнения».

Цель исследования: выявление способности к обучению у детей с умственной отсталостью.

В ходе исследования было проведено несколько игр:

Игра «Столкни мяч!»

Оборудование: корзина, палка, мяч (образец — Приложение № 1).

Ход занятия. Педагог сажает ребёнка около края стола. У противоположного края стола находится мяч на таком расстоянии, что ребёнок не может достать его рукой. Рядом с ребёнком, на столе, лежит палка. Педагог просит его столкнуть мяч в корзину, которая стоит на полу около стола. Вставать со стула ребёнку не разрешается. Если он не догадывается сразу взять палку для сталкивания мяча, педагог говорит: «Подумай, как столкнуть. Посмотри, может быть, тебе что-то поможет столкнуть мяч». — указывает жестом на палку. В случае необходимости педагог показывает, как надо выполнять задание. В конце игры он подводит итог: «Что тебе помогло столкнуть мяч? Если не достанешь рукой, надо искать, что поможет».

Упражнение направлено на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации. Игра проводилась с каждым ребёнком в индивидуальном порядке.

Для этого было взято трое испытуемых:

Испытуемый №1. Дмитрий С. 4 года.

Первый ребёнок в семье. Воспитывается в полной семье. Отец — участковый полиции. Мама работает на заводе в химической лаборатории, взаимодействует с вредными веществами. Есть младшая сестра нормального развития. Стремительные роды.

Испытуемый №2. Матфей М. 4 года.

Второй ребёнок в семье. Воспитывается в полной семье. Мать курила во время беременности. Старший брат имеет ЗПР, обучается в школе общего вида. Роды протекали длительно, использовались щипцы. Ребёнок посещает дополнительные занятия с дефектологом в образовательном центре «Ирида». Состоит на учёте у невролога.

Испытуемый №3. Артем Г. 3 года.

Первый ребёнок в семье. Братьев и сестёр нет. Неполная семья. Бабушка по отцовской линии страдала аутизмом. Роды нормальные.

Игра «Дождик»

Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трёх из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа, но имеющие некоторые эпизоды, напоминающие его: на первой — весна, дети пускают по воде кораблики; на второй — лето, дети играют на поляне в мяч; на третьей — лето, дети идут с корзиночками в лес; на четвёртой — лето, дети играют в песочнице (Приложение № 2).

Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать следующий рассказ: «Летом дети играли в песочнице. Вдруг на небе появилась тёмная туча. Дети начали собирать игрушки, и вдруг полил сильный дождь. Дети намокли. Они побежали домой. Дома они переоделись. Когда выглянуло солнышко, они снова вышли играть в песочницу». После этого педагог предлагает подобрать картинку к рассказу. В случае затруднения он переворачивает картинки обратной стороной и предлагает ещё раз послушать текст. Дети вновь рассматривают картинки и выбирают нужную, обосновав свой выбор.

Данное задание направлено на формирование соотношения между словом и образцом и развития наглядно-образного мышления.

Игра проводилась в групповом порядке, но дети вызывались для индивидуального ответа.

Игра«Переложи игрушки»

Цель: учить брать мелкие игрушки щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.

Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берёт мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так же. При необходимости индивидуально показывает, как сложить пальцы и брать предметы. После того как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой руке. Теперь ребёнок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд в правой руке.

Эта дидактическая игра направлена на развитие ручной моторики. Игра проводилась в группе из 5 человек. Испытуемые отобраны в случайном порядке.

В процессе исследования были выявлены психологические особенности детей с умственной отсталостью. Мы видим способность детей с умственною отсталостью решать поставленные задачи. Так же у них проявляется склонность к совершению мыслительных операций. В связи с этим, можно заключить, что способности к обучению у таких детей индивидуальны. Дети очень зависимы от того, какие эмоции они испытывают при занятиях.

Вся деятельность педагога должна быть направлена на помощь ребенку в обучении. Педагог должен иметь терпение и понимать, как трудно детям с нарушением интеллекта, выполнять правильно поставленные задачи.

Литература:

  1. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 199 с. — (Коррекционная педагогика).
  2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. — М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. — 191 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle