Библиографическое описание:

Асецкая Н. Б. Применение метода проекта на уроках информатики, направленное на формирование патриотического воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 9-11.



В статье рассматривается применение метода проекта на уроках информатики в ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище» в 5классах направленное на формирование патриотического воспитания кадет, которое всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Рис. 1. Работа над проектом

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов.

Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходима работа в различных направлениях, результаты которой обобщаются и объединяются в одно целое.

По уже сложившейся традиции, в преддверии Дня победы в России проводится акция «Письмо ветерану». Акция направлена на воспитание подрастающего поколения с целью закрепления основ патриотизма, воспитание гордости за Родину за подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны. Особенно важно, чтобы не утрачивалась связь поколений — поколений победителей и их правнуков, ради которых они сражались до победного конца.

Такой проект, направленный на патриотическое воспитание можно реализовать на уроках «Информатика и ИКТ» в 5 классах при изучении графического редактора, с применением метода проектов, который очень востребован в педагогической практике. Применение метода проекта очень актуально так как он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а так же работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов кадета.

Проект «Письмо ветерану» был выбран не случайно: с одной стороны — изучение графики, с другой — творчество, с третьей — патриотическое воспитание, и как результат — получение конечного продукта, само письмо. Проект «Письмо ветерану» — это комплексная работа, позволяющая оценить навыки работы в графической среде, в операционной системе WINDOWS, с файлами, с объектами.

Основные подходы иэтапы реализации проекта

Работа над проектом включает определенные этапы выполнения, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Проект «Письмо ветерану» рассчитан на 6 занятий:

1 этап Подготовительный:

1 урок Знакомство с возможностями графического редактора Paint.

2 урок Знакомство кадет с историей создания писем, моделирование заготовки письма в графическом редакторе.

2 этап Практический:

3 урок Создание письма ветерану.

4 урок Создание письма ветерану.

3 этап Реализация проекта:

5 урок Распечатка готового продукта, создание письменной творческой работы.

4 этап Заключительный:

6 урок Конкурс работ.

Применяется системно-деятельностное обучение, создаются условия для познавательной активности учащихся. При этом используются четыре типа урочных занятий:

На подготовительном этапе используется урок открытия новых знаний, на котором происходит расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов и формирование у кадет умения реализации новых способов действия. На этом уроке определяется тема проекта, выявляется проблема, обоснуется актуальность и выбор темы. Ставятся цели, выдвигаются задачи проекта, объясняется интерфейс графического редактора Paint, показываются возможности и средства работы в данной программе. Происходит первое практическое знакомство с редактором, даются задания для первичного закрепления материала.

На втором этапе применяется уроки отработки умений и рефлексии, которые проводятся с применением метода проекта. На таких уроках предполагается высокая степень самостоятельности кадет в выполнении проекта. Кадеты занимаются поиском материала, в ходе процесса подбирают, копируют тематические изображения, обрабатывают тексты, создают рисунки, моделирует само письмо в графическом редакторе Paint и т. д. Самостоятельная деятельность кадет и творческий подход предполагается на каждом этапе реализации проекта — начиная от моделирования листа, на котором будет создаваться письмо-треугольник, подбор материала, текста, рисунков, до конечного результата в виде письма ветерану.

На третьем этапе проекта применяетсяурок общеметодологической направленности, на котором происходит формирование у кадет способностей к структурированию и систематизации знаний, связывающих изучение всей темы в единую систему.

Рис. 2. Письма ветеранам

Четвертый заключительном этапе проходит в виде конкурса, на котором проходит защита проекта. На этом уроке кадеты презентуют свой проект в целом. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Важность публичного выступления для пятиклассников состоит в самореализации, само актуализации, развития коммуникативной компетенции. Через защиту проектов происходит понимание важности конечного продукта, осознание значимости сохранения в памяти подвига защитников отечества и сопричастности к истории России, рефлексия, анализ выполненной работы, её оценивание.

После того как письма-треугольники были распечатаны, подписаны кадетами, прошли защиту проекта, они отправляются ветеранам.

Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, позволяющая кадетам 5 классов приобрести навыки участия и организации проектов, подчиняясь наиболее общим принципам развития и проходя определенные этапы создания проекта, открывая для себя необходимые приемы работы над проектом, учащийся развивает свою самостоятельность. Проект «Письмо ветерану» особенно важен для кадет 5-х классов, так как этот проект сохраняет связь поколений, помогает осознавать обучающимися причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Познание корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Литература:

  1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие — М.: 2001
  2. Босова Л. Л., Информатика: Учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -160 с.: ил.
  3. Вежевич Т. Е. Моделированиерегиональныхсистемпатриотическоговоспитанияшкольников: дисдок. пед. наук:13.00.01 / Т. Е. Вежевич; [Местозащиты: Бурят. гос. ун-т]. — Улан-Удэ, 2011. — 471 с.
  4. Смирнова Н. А. Героико-патриотическоевоспитание: личностныеи предметныерезультаты /Н. А. Смирнова [Электронныйресурс] http://osmirnova.ru/19‑stati/32‑geroiko-patrioticheskoe-vospitanie

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle