Библиографическое описание:

Осипова Л. Г. Эксперимент на уроке физики и во внеурочное время [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 59-60.



Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.

Кант Эммануил. Немецкий философ (1724–1804)

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Принципы преподавания физики для младших школьников должны быть следующими:

а) Дать больше демонстраций, возможность учеником потрогать все руками, ведь поток слов, хотя и нужных, не производит на детей впечатления;

б) Необходимо вовлечь каждого в учебный процесс. Не бывает так, чтобы сразу все учащиеся всё поняли. Пусть сначала поймет один, а другие поймут материал в другом контексте, отсюда необходимость многовариантного изучения и постепенно к пониманию присоединятся остальные;

в) Идти вперед по предмету, но периодически возвращаться к непонятому, умножая группу тех, кто понял материал;

г) Учитывать, что многие дети трудно захватывают абстрактные понятия и надо им объяснить, как мыслить;

д) Учащиеся должны знать, откуда пришли идеи. Если мы говорим о строении атома, то надо рассказывать о том, как люди об этом догадались.

Приобщать детей к физике надо не с 7 класса. Ученики 7 классов, ребята, имеющие уже достаточный жизненный опыт общения с окружающим миром, уже многие явления наблюдали, но не могли объяснить, экспериментировали, но не объяснили полученного. Поэтому к 7 классу они сами учителю физики могут кое-что рассказать, а мы им опять начинаем говорить элементарное.

Другое дело в 5–6 классе. В младшем возрасте, когда у детей более проявлен интерес к действию и деланию руками, легче научить наблюдать и видеть явления, выявляя причинно-следственные связи. Тогда, подойдя к 7 классу, проще подвести им математическую базу в обоснование явлений, что сразу же подвинуло бы вперед решение задач.

Сегодня XXI век. Но и в XXI веке надо учиться. Компьютеризация школ, Интернет изменили очень многое в преподавании. Прекрасные методики проведения практических работ на компьютере важны и нужны. Но физика — это наука, которая должна давать представления о явлениях в окружающем мире не только виртуально, но и реально. Дети должны видеть в окружающем мире физические явления, должны потрогать то, что возможно, связывать увиденное с тем, о чем им говорят в школе.

В работе на занятиях физики с малышами, желательно выбрать метод, который можно назвать так: «Физика вокруг нас!».

Преимущества этого метода в том, что дети могут увидеть удивительное, необычное, в окружающем мире. Предложенные эксперименты могут быть легко воспроизведены дома или на улице без особо сложного оборудования. А ведь любой эксперимент можно объяснить и на уровне малыша и на глубоком уровне старшеклассника. Просто и дешево. Увидеть, потрогать руками, изменить параметры и условия эксперимента. Использовать активный способ изучения физики. Здесь же широкие возможности связать с физическими законами поэзию, живопись, музыку, другие науки, здесь же большие эстетические и нравственные возможности.

Эффективность метода, вероятно, будет в том, что он характеризуется:

а) простотой и дешевизной;

б) способностью увидеть и всем потрогать руками физическое явление;

в) активным способом изучения физики

г) возможностью работать с теми, кто не имеет хороших способностей.

На первом занятии можно вручить ребятам «Путевку в страну физики», где в частности, сказано: «Ты только начинаешь путешествие встрану физики, втворчество, внауку. Дерзай! Способности, как имускулы, растут на тренировке. Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка ничего не откроет».

Ребёнок начинает познавать мир, слушая окружающие звуки, наблюдая за окружающими телами, тактильно изучая их. При этом все занятия должны быть построены в форме игр — экспериментов. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым в соответствии с реализацией ФГОС второго поколения. Навыки исследовательской работы школьников являются очень важной образовательно-воспитательной компонентой довузовской подготовки старшеклассников. Результатом своей работы по развитию исследовательских навыков обучающихся на уроках и во внеурочное время считаю успешное участие в различных олимпиадах и конкурсах.

Литература:

  1. Господникова М. К. Проектная деятельность в школе: Издательство «Учитель», 2008г.
  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.–М.:ВЛАДОС, 2001.
  3. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. — Санкт-Петербург: «Каро», 2009г.
  4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979.
  5. Федяинова Н. В. Проектная деятельность с использованием ИКТ (ФГОС), Издательство «Учитель», 2012г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle