Библиографическое описание:

Горячев В. Н. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством деловых игр [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 109-111.



Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством деловых игр

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с патриотическим воспитанием студентов педагогического вуза. В статье рассмотрены цели и задачи патриотического воспитания студентов, деловая игра рассматривается как эффективный метод патриотического воспитания студентов.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дипломатия, деловая игра, модель, образовательный процесс

Патриотическое воспитаниеявляетсячастьювсестороннего развития личности. Данный аспект воспитания осуществляется в учебной и внеучебной деятельности.

Кроме общественной среды, как весомого фактора формирования личности,существует и другие факторы влияния на человека. Один из них — воспитание. Оно состоит в созданииболее узкой педагогически обоснованной среды, целенаправленно формирующейнравственную личность. Разумеется, общественная среда оказывает существенноевлияние на педагогическую среду, в том числе, студенческую. Вместе с тем эта узкаясреда есть не только часть широкой (общественной) среды, имеющей общие признаки с ней, но является относительно самостоятельной частью со своими индивидуальнымичертами. Тем более, если эта узкая среда создается со специальной целью — формирование нравственной личности. Поэтому даже в недостаточно благоприятнойсреде нашего общества можно и нужно создавать специальные педагогическиеусловия, вырабатывающие нравственность как моральную базу для воспитания.

Воспитание — это целенаправленная деятельность педагога по созданию условий для развития обучающегося и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности) [4,c.5].

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью формирования знаний о правилах общественного поведения, развития патриотических качеств, накопление опыта патриотической деятельности. Патриотическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием. Нравственность включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Мы разделяем точку зрения И. И. Дереча, что нравственность формируется всегда с личностью, составляет принцип ее бытия, и не отделима от содержания «я». Мораль связана с внешней целесообразностью, а нравственность- со свободным целеполаганием и самоопределением человека [5,c.11].Нравственные качества формируются посредствомнравственного образа жизни, например, в процессе труда в личных и общественных интересах,достойного поведения в обществе, выработки дисциплинированности,ответственности, активной жизненной позиции, оказания помощи своим товарищам по работе или учебе,проявления преданности и принципиальности, воспитания в духе гражданского долга,чести и совести. Большая часть этих качеств, всецело связана с политическим укладом государства и общества, его культурой, традициями, бытом.

В Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова проводятся деловые и ролевые игры в студенческой среде, с целью патриотического воспитания будущих учителей. Игры, отчасти не являющиеся дидактическими и направленные на воспитание патриотических и нравственных качеств, также способны развивать в студентах личное отношение к политике, дипломатии, международным отношениям, понимание общей экономической и политической картины мира. Мы вслед за Дереча И. И. считаем, что деловаяигра в педагогическом вузе — этосредство развития профессионального творческогомышления, в ходе ее студенты приобретает способность анализироватьобщие ситуации и решать новые для себя профессиональныезадачи [6]. Cтоит отметить, что при формировании у обучающихся личностных качеств, а в частности патриотических, немаловажную роль играет дипломатия, как разновидность деловой игры. Также дипломатическая игра наряду с ролевой игрой развивает коммуникативные, организаторские навыки.

Дипломатия — совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач [2]. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. Главным конгломератом в дипломатической среде является Организация Объединенных Наций. ООН была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. В рамках внеучебной деятельности в вузе была организована игра имитирующая деятельность ООН. Игра была организована для развития широкого спектра личностных и индивидуальных качеств обучающихся, способствующая не только патриотическому воспитанию студентов, но и стимулированию их научно-исследовательской деятельности, активизации интереса к рассмотрению проблемных вопросов, поиску путей их решения и формирования аргументированной исследовательской позиции. Также она предполагала формирование умения ориентироваться в вопросах политики и экономики, знание и соблюдение жестких правил парламентской процедуры, и владение иностранными языками, привлечение студентов к анализу международных экономических, политических, правовых проблем и перспектив развития мирового сообщества. В ходе проведения деловой игры, имитирующей работу Организации Объединенных Наций, студенты учились искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение подготовительных занятий по отработке игры — это знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучение студента общению с партнером культуре речи. Преподаватели вуза при проведении деловых игр активно содействуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций конкурентоспособного специалиста, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создают условия для развития у студентов научного способа мышления, инициируют к научно-исследовательской работе, результаты которой проходят апробацию в периодической печати, сборниках конференций различного уровня [2].

В процессе проведения деловой игры у студентов формируются качества патриотизма, установки на инициирование новых творческих контактов в отечественной и зарубежной молодежной среде, приобретения навыков научных дискуссий и опыта публичных выступлений, расширения кругозора. Помимо модели ООН в нашем вузе также были запущены и другие проекты, например, Модели Европейского Союза, Модели ВТО, Молодёжных Парламентов и других.

Актуальность патриотического воспитания студентов всегда требовала совершенствования и системности, для того чтобы соответствовать новым реалиям.

Основной целью патриотического воспитания студентов является развитие таких качеств, как: любовь к Родине, к культуре, к родному языку, к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей Родины; формирование культуры межнационального общения; развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины; формирование готовности к защите своей Родины; содействие прогрессивному развитию своего Отечества.

Это возможно через воспитание патриотических чувств, взглядов и убеждений, формирование патриотического характера посредством дипломатических игр.

Цель и задачи дипломатической игры реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации патриотического воспитания, которое должно быть органично встроено в образовательный процесс.

Патриотическое воспитание студентов предполагает воспитание патриотических чувств, опирающихся на эмоциональные переживания. Это можно достигнуть, используя в процессе воспитания и обучения аспекты дипломатических игр. Проведение деловых игр в образовательном процессе педагогического вуза инициирует мышление, помогает освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном мире.

Деловая игра является одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов педагогического вуза. Именно деловая игра дает возможность моделировать ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут наилучшие решения, используя теоретические знания из различных наук и собственный практический опыт, формируют свой профессиональный имидж.

Литература:

  1. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза //Диссерт. На соискание уч.ст.д.п.н., Тамбов, 2011.
  2. Горячев В. Н. Агропромышленный комплекс Тюменской области в условиях современного экономического кризиса // Молодой ученый. -2016.№ 4–1(108).С.61–63.
  3. Дипломатия [Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дипломатия
  4. Дереча И. И. Рабочая тетрадь по теории и методике воспитания: учебно-методическое пособие / авт. сост. И. И. Дереча, Т. В. Ширшова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012.-128с.
  5. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. канд. пед. наук.-Тюмень, 2005. -26 с.
  6. Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.
  7. Дереча И. И. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в образовательном процессе // II Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность»: межвузовский сб. науч.-метод.ст./под ред. Е. В. Ракитиной.- Ишим: Изд-во ИПИ им.П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2016.С. 42–51.
  8. Модель ООН [Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org/wiki/ Модель_ООН

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle