Библиографическое описание:

Скобелева И. Е. Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 99-103.



В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффективности ее использования.

Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), компетентностная форма, образовательный модуль, электронный ресурсы

Современные экономические условия приводят к необходимости формирования целостной системы среднего профессионального образования (СПО) и определяют необходимость адаптации образовательных систем к формируемым требованиям. Возросшие требования к квалификации выпускников СПО нашли отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО). В них сделан акцент на описание результатов образовательной деятельности. Требования к результатам освоения программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) устанавливались в компетентностной форме. Важное новшество, связанное с введением ФГОС СПО, касалось изменения методик преподавания. Предполагалось, что информатизация учебного процесса станет основой для внедрения интерактивных методов обучения, и это создаст в техникумах новую образовательную среду, формирующую у студентов современные когнитивные и некогнитивные компетенции. Кроме того, реализация практико-ориентированного подхода должна привести к изменению соотношения между лекционными и практическими занятиями (программы дуального обучения), а также между объемами времени, отводимыми на аудиторную и самостоятельную работу студентов.

Профессиональные навыки будущих специалистов напрямую зависят не только от уровня квалификации преподавателя, но и способности студентов получать, обрабатывать и применять полученную информацию с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи [5, с. 181].

Для подготовки студентов в соответствии с новыми квалификационными требованиями необходимы существенные финансовые вложения. Закупка компьютеров и программного обеспечения, обновление лабораторного и производственного оборудования осуществлялись в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. Объем финансирования данного мероприятия программы составил 17 343.0 млн. руб. Кроме этого, значительные средства направлялись на обновление материальной базы среднего профессионального образования субъектами Российской Федерации.

Чтобы оценить, как введение ФГОС СПО и обновление материальной базы повлияли на характер подготовки в техникумах, колледжах и профессиональных училищах, в программы социологических обследований 2014 г., проведенных в профессиональных образовательных организациях, были внесены специальные вопросы. Рассмотрим наиболее важные изменения в организации учебного процесса, которые отразились в ответах студентов, преподавателей и руководителей профессиональных образовательных организаций [1].

Оснащенность образовательных организаций программами и учебной литературой оценивается довольно высоко. Наличие необходимых учебных площадей, а также возможности выхода в Интернет также почти не вызывают нареканий. В то же время обеспечение системы СПО средствами интерактивного обучения остается нерешенной проблемой.

Таблица 1

На сколько процентов по отношению к необходимому уровню Ваша образовательная организация обеспечена... (% от численности ответивших)

Обеспеченность (показатель)

Профессиональные образовательные организации, реализующие программы подготовки:

специалистов среднего звена

квалифицированных рабочих, служащих

примерными программами

83,5

81,7

учебной и учебно-методической литературой

80,5

76,4

фондами оценочных средств

83,5

80,4

компьютерами и другой информационной техникой

78,5

74,3

компьютерными программами и базами данных

73,6

71,4

тренажерами, симуляторами и другими средствами интерактивного обучения

59,1

60,3

доступом к Интернету

90,1

86,5

учебным оборудованием, в том числе для производственного обучения

77,9

75,9

учебными площадями

93,8

94,3

По результатам проведенного опроса руководителей учреждений СПО наибольшие изменения, по мнению руководителей, произошли в обеспечении образовательных организаций компьютерами (рост положительных оценок в колледжах — на 7 процентных пунктов, в профессиональных училищах — на 17), учебным оборудованием (соответственно на 9,9 и 15,9 процентных пунктов), увеличении учебных площадей (на 9,8 и 9,3 процентных пунктов), расширении доступа к сети Интернет (на 43,1 и 55,4 процентных пунктов соответственно).

Руководители образовательных организаций отмечают улучшение положения с учебным оборудованием, но при этом обеспокоены его качеством. Компьютеры, программы, лабораторное оборудование и другие виды материальных ресурсов нуждаются в постоянном обновлении. Оценивая качество материальной базы как плохое либо, удовлетворительное, значительная часть директоров образовательных организаций СПО реагируют тем самым на старение оборудования, невозможность его своевременной замены, несоответствие учебно-производственной базы растущим требованиям работодателей (табл. 2).

Таблица 2

Как бы Вы охарактеризовали качество... (% от численности опрошенных), [1]

Показатель оценки

Профессиональные образовательные организации, реализующие программы подготовки:

специалистов среднего звена

квалифицированных рабочих, служащих

учебной и учебно-методической литературы:

плохое

1,8

1,4

удовлетворительное

43,4

48,8

хорошее

52,4

46,9

не имеем

0,5

1,4

нет ответа

1,8

1,4

компьютеров и другой информационной техники:

плохое

5,1

3,8

удовлетворительное

50,1

53,6

хорошее

42,9

39,8

не имеем

-

0,9

нет ответа

1,8

1,9

учебного оборудования, в том числе для производственного обучения:

плохое

7,5

6,2

удовлетворительное

51,4

55,0

хорошее

36,0

35,5

не имеем

3,1

1,9

нет ответа

2,1

1,4

Улучшение материальной базы — важнейшее условие повышения качества образовательного процесса, наполнения его новым содержанием, внедрения современных образовательных технологий. Лучший «барометр», позволяющий увидеть происходящие изменения, — это мнения студентов. Оценить, как меняется характер преподавания в профессиональных образовательных организациях, помогут данные о бюджете времени студентов (табл. 3).

Таблица 3

Сколько в среднем часов в семидневную рабочую неделю Вы тратите на.... (часов), [1]

Показатель оценки

Студенты программ подготовки специалистов среднего звена

Студенты программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих

2013

2014

2013

2014

посещение лекционных, семинарских и практических занятий

27,7

29,2

21,4

25,4

выполнение домашних заданий, чтение обязательной учебной литературы во внеаудиторное время и др.

8,1

8,8

5,9

7,1

посещение кинотеатров, концертов, спортивных и развлекательных мероприятий и др.

3,5

4,1

3,3

3,8

занятие спортом или хобби, предполагающие физическую активность

4,3

5,4

4,3

5,3

компьютерные игры

3,8

4,5

5,1

7,3

пользование электронной почтой, общение в социальных сетях

7,4

12,3

7,6

12,6

Совершенствование материальной базы — важнейшее условие повышения качества образовательного процесса, наполнения его новым содержанием, внедрения современных образовательных технологий. Лучший «барометр», позволяющий увидеть происходящие изменения, — это мнения студентов. Проблема эффективного использования возникает и в отношении ресурсов, приобретенных образовательными организациями СПО за прошедшее десятилетие. В частности, локальные сети, которыми располагают сегодня практически все организации СПО, обладают колоссальным образовательным потенциалом. Всюду в мире данные системы используются для того, чтобы организовать и регламентировать внеаудиторную работу студентов, поставить ее под контроль преподавателей. Но это требует от педагогических работников дополнительных усилий: необходимо разместить в локальной сети электронные учебники и другие учебные материалы, составить перечни вопросов и заданий, разработать рекомендации по выполнению самостоятельной работы, обеспечить текущий контроль и оценку, а если требуется, и онлайн-консультирование обучающихся и т. д.

На первый взгляд, необходимые условия для использования преподавателями и студентами локальных сетей, в том числе в режиме удаленного доступа, уже созданы. Напомним, директора образовательных организаций СПО считают достаточным уровень обеспеченности программами, учебной и учебно-методической литературой, фондами оценочных средств в своих образовательных организациях. Их оценки уровня обеспеченности электронными образовательными ресурсами представлены в таблице 4.

Таблица 4

Какие виды электронных образовательных ресурсов используются Вашей образовательной организацией при реализации образовательных программ? (% от численности опрошенных), [1]

Используемые электронные образовательные ресурсы

Профессиональные образовательные организации, реализующие программы подготовки:

специалистов среднего звена

квалифицированных рабочих, служащих

Электронные учебники

77,6

69,7

Электронные лабораторные работы

40,1

41,7

Компьютерные тренажеры и симуляторы

42,4

45,0

Другое

6,9

4,3

Нет ответа

5,1

11,4

В целом ответы представителей учреждений СПО выглядят обнадеживающе. Как следует из результатов опроса, различные виды электронных образовательных ресурсов используются в большинстве профессиональных образовательных организаций. Чтобы подтвердить либо опровергнуть эти оптимистические оценки, следует взглянуть на ситуацию глазами студентов. Как следует из ответов студентов, сегодня основная функция локальной сети в профессиональных образовательных организациях — информационная (информирование о расписании занятий, мероприятиях и т. д.). Использование же данного ресурса непосредственно в процессе обучения является скорее исключением, чем правилом.

Электронными образовательными ресурсами пользуются 13,6 % студентов колледжей и 8,4 % — профессиональных училищ. Лишь примерно каждый десятый обучающийся с помощью локальной сети сдает письменные работы, проходит тесты, удаленно контактирует с преподавателями. Фонды учебных библиотек сохраняют свой традиционный «бумажный» формат. Около 40 % обучающихся либо не осведомлены о существовании локальной сети в учебном заведении, либо не пользуются ею. Уровень использования электронных образовательных в техникумах несколько выше, но при этом также не достигает отметки 25 %, в среднем показатель колеблется от 12 до 21 %. В большей степени ОЭР используются студентами выбравшими образовательную программу в области правоведения.

На современном этапе ведется работа по актуализации ФГОС СПО-3 с учетом утвержденных профессиональных стандартов, можно ожидать, что переход будет проходить плавно и безболезненно. Начато обсуждение Концепции ФГОС-4, поэтому говорить о времени окончания разработки новых стандартов и их внедрении сейчас можно только приблизительно. Требуются определенные приготовления: согласование направлений подготовки по укрупненным группам профессий, специальностей; определение профессий и специальностей, которые относятся к каждому направлению и единой общепрофессиональной составляющей для них. Кроме того, процесс разработки и внедрения профессиональных стандартов в настоящий момент еще не завершен. Их содержание необходимо для разработки профессионального цикла программ на основе методических требований ФГОС. Таким образом, можно прогнозировать, что разработка и внедрение ФГОС СПО-4 придется примерно на 2018–20 гг.

В заключении следует констатировать, что инфраструктура, которой располагают организации системы СПО, обеспечивает студентам широкие возможности для доступа к информационным ресурсам. Требование п. 7.16 ФГОС СПО (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 484), гласящее, что «реализация образовательной программы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) образовательной программы, во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет», успешно выполняется.

Проблемы вызывает реализация требований, содержащихся в п. 7.1 ФГОС СПО, в соответствии с которыми образовательная организация «должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». Формы организации учебного процесса в учебных аудиториях и за их пределами изменяются крайне медленно, в результате дополнительные возможности, создаваемые за счет информатизации, не находят широкого применения и не оказывают серьезного влияния на учебный процесс. Преподаватели (в первую очередь система их мотиваций) по-прежнему остаются наиболее слабым звеном в этой системе.

Литература:

  1. Результаты отчета НИУ ВШЭ совместно с АНО «Аналитический центр Юрия Левады».// https://social.hse.ru/soc/levada/(Дата обращения 03.12.2015)
  2. Бондаренко Н. В., Красильникова М. Д. (2014) Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. № 1 (75). М.: НИУ ВШЭ.
  3. Кузьминов Я. И., Мигунова Д. Ю. (2014) Стратегии руководителей учреждений профессионального образования // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. № 5 (79). М.: НИУ ВШЭ.
  4. Сазонов Б. А. (2008) Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки // Высшее образование в России. № 11. С. 3–21.
  5. Скобелева И. Е. Комплексный подход для эффективного внедрения электронных образовательных ресурсов в систему среднего профессионального образования, (статья). Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 декабря 2015 г., г. Екатеринбург). / в 5 ч. Ч.4 — Уфа: АЭТЕРНА, 2015. — 180–184с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle