Библиографическое описание:

Дятлова Е. Е. Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 22-24.



«Ребёнок рождается, не умея говорить, в процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас — тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста — очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный — насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно. Большинство детей не владеет в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. По мнению С. Л. Рубинштейна, игра является спонтанным проявлением ребенка и в тоже время она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Сюжетно — ролевой игре присущи основные черты игры: увлеченность детей, эмоциональная насыщенность, самостоятельность, творчество, активность.

В процессе сюжетно-ролевой игры впечатления ребенка пополняются, изменяются, уточнятся, преобразовываются, качественно изменяются. При помощи игры ребенок познает окружающий мир. Сюжетно ролевая игра доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Можно ли при помощи сюжетно — ролевой игры способствовать развитию речи детей среднего дошкольного возраста? На данный вопрос мы постарались ответить в процессе нашего исследования.

Целью проведения исследования является выявление влияния сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в декабре-марте 2016 г. в АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 107 «Ягодка» г. Тольятти в средней группе «Солнышко».

Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:

Первый этап — диагностический (выявление начального уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста).

Второй этап — внедрение подобранных сюжетно-ролевых игр и проверка их эффективности.

Третий этап — итоговая диагностика, оформление результатов исследования.

С целью выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста была использована методика «Лексико-грамматические средства». Целью данной методики является изучение объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребление грамматических категорий.

По результатам диагностики объем словаря, навыки словоизменения и словообразования и употребление грамматических категорий у детей составляет 55 %, что соответствует среднему уровню. Вторая используемая методика «Связная речь» была направлена на изучение уровня владения навыками последовательного, логичного, связного повествования. Согласно диагностики уровень владения навыками логичного, последовательного, связного повествования составляет 69 %, что соответствует среднему уровню.

Исходя из нашего предположения о том, что при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством речевого развития детей среднего дошкольного возраста, мы приступили к следующему этапу эксперимента — развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

С целью повышения уровня развития речи использовался сборник сюжетно-ролевых игр. Игры были направлены на обогащение активного словаря детей и развитие связной речи. Данные игры проводились с детьми в течение 3 месяцев в соответствии с циклограммой образовательной деятельности дошкольной организации и режимом дня данной возрастной группы.

По истечению срока реализации цикла сюжетно-ролевых игр была проведена повторная диагностика детей по всем методикам, используемым ранее на первом этапе.

Повторная диагностика по методике «Лексико-грамматические средства» показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребление грамматических категорий у детей составляет 76 %.

Таким образом, показатель объема словаря, навыков словоизменения и словообразования, употребление грамматических категорий у детей средней группы по данной методике увеличился на 21 %.

Повторная диагностика показала, что после проведения сюжетно-ролевых игр средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, связного повествования у детей составляет 89 %.

Таким образом, средний показатель уровня владения навыками последовательного, логичного, связного повествования у детей увеличился на 20 %.

Следовательно, планомерная, целенаправленная, систематическая организация сюжетно-ролевой игры позволяет обеспечить полноценное речевое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Практическое применение сюжетно-ролевых игр способствует увеличению объема словаря, навыков словоизменения и словообразования у детей средней группы.

Литература:

  1. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б. С. Волков. Н. В. Волкова. — М.: Сфера, 2006. — 256 с.
  2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Каро, 2008. — 327 с.
  3. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / О. Б. Дарвиш. — М.: Владос — Пресс, 2009. — 264 с.
  4. Дьяченко, О. М. Психолог в детском дошкольном учреждении [Текст] / О. М. Дьяченко. — М.: Новая школа, 2012. — 258 с.
  5. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 251с.
  6. Образцова, Т. Н. Ролевые игры для детей [Текст] / Т. Н. Образцова. — М.: ЭТРОЛ, 2009. — 192 с.
  7. Рубинштейн, Л. С. Речь и мышление [Текст] / Рубинштейн Л. С. — М.: Просвещение, 2009. — 432 с.
  8. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle