Библиографическое описание:

Шишкина А. С. Особенности применения метода наказания с младшими школьниками в семье [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 136-139.



В каждой семье, где есть дети, родители знают, что с помощью поощрений и наказаний можно добиться дисциплинированного, ответственного поведения ребёнка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрение, наказывать лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать совсем не надо. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание — это воспитание, без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Видов и форм наказаний очень много, но какие же из них эффективные?

Проблемой наказания занимались многие великие педагоги: К. Д. Ушинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, А. Дистервег, Ж.-Ж. Руссо и А. С. Макаренко.

Данная статья может быть интересна как школьным психологам, психологам-консультантам, педагогам (классным руководителям, учителям начальной школы), школьным социальным педагогам, так и каждому, кто планирует в будущем успешно реализовать роль родителя.

Значение наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале наказания не нужны вообще. Можно констатировать, что отношение к данному методу в семье наиболее спорно и противоречиво, поэтому проблема исследования применения наказания в семье в наши дни по-прежнему чрезвычайно актуальна.

В рамках практического исследования проблемы использования наказания в семье мы запланировали и реализовали различные виды деятельности: диагностическую (изучение отношение родителей к наказанию), просветительскую (расширение представлений родителей о формах наказания).

Для экспериментальной группы были выбраны родители учеников третьего класса общеобразовательной школы в городе Москве.

Мы использовали следующие методы: беседа, тестирование, опрос. Перед началом исследования мы поставили перед собой цель выявить отношение родителей к использованию наказания.

Родителям предлагалось ответить на вопросы разработанной нами анкеты и пройти тестирование «Опросник стиля родительского воспитания АСВ Эйдемиллера и Юстицкиса» (вариант для родителей детей 3–10 лет).

По результатам опроса мы выявили, что ситуация в классе весьма благополучная, родители заинтересованы своими детьми, уделяют им достаточно времени, деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. В ходе обработки результатов мы выяснили, что практически все родители предъявляют к своему ребёнку выполняемые требования. Многие родители стараются обходиться без наказаний и используют максимум поощрений. Всего лишь в двух семьях было выявлено так называемое «жесткое обращение», которое подразумевает приверженность родителей к применению строгих наказании, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости.

С помощью этого теста мы выявили стили воспитания в семьях.

Стиля гипопротекция придерживаются 27 % родителей. Придерживаясь, этого стиля воспитания в семье складывается ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Стиля гиперпротекции придерживаются 22 % родителей. Таких родителей отличает, то, что они уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

В остальных 50 % в семьях нет перекоса в гипо- или гиперпротекцию.

Для исследования нам надо было узнать, насколько родители удовлетворяют потребности своего ребёнка.

Выяснилось, что в 38 % семьях потребностям ребёнка потворствуют, что есть выполняют любой детский каприз.

Только в 5 % семьях (одна семья) потребности ребёнка не учитываются. Девочке в этой семье явно не хватает эмоционального общения с родителями, при том, что она всегда боится быть наказанной.

В остальных семьях (55 %) потребности ребёнка учитываются, но родители осознают, что из них важно, а что относится к капризам.

В ходе исследования мы также выявили уровень строгости санкций (наказаний) за нарушение требований ребёнком. Лишь в 16 % семьях уровень санкций чрезмерен. Можно сделать вывод, что в этих семьях часто используется строгое наказание. В 22 % семьях показатель строгости санкций минимален. Эти родители предпочитают обходиться без наказаний. В остальных случаях (61 %) мы видим средний уровень строгости, что говорит, о грамотном применении наказания в семье.

После исследование отношения родителей к применению метода наказания мы изучили отношение младших школьников к этому методу.

Исходя из бесед с школьным классным руководителем, мы выяснили, что действительно, у некоторых детей в классе повышенная тревожность, немного неадекватное отношение к плохим отметкам, заниженный уровень самооценки, а результаты учебной деятельности гораздо ниже уровня остальных детей.

В рамках практического исследования проблемы использования наказания в семье мы запланировали и реализовали диагностическую деятельность (изучение отношения младших школьников к наказанию).

Представим ход и результаты диагностического исследования. Мы использовали следующие методы: беседа, опрос. Перед началом исследования мы поставили перед собой цель выявить отношение младших школьников к использованию наказания.

Нами была разработана анкета, ориентированная на практическое исследование отношения младших школьников к применению наказания в семье.

Проанализировав ответы детей, можно сделать вывод, что в целом ситуация в классе весьма благополучная. По итогам обработки результатов анкетирования только у двух детей выявилось отрицательное отношение к наказанию, что потом подтвердилось в беседе с ними. Эти дети боятся быть наказанными, это проявлялось в их поведении на уроке. Они всегда боятся отвечать неправильно, плачут из-за невысокой отметки, умоляют учителя не писать замечания в дневник, так как «дома мама будет ругаться».

Проведя параллель с результатами исследования отношения родителей к наказанию, можно сделать вывод, что дети, в семьях которых применяют строгое наказание и «жёсткое обращение» боятся наказания и не хотят использовать этот метод со своим будущим ребёнком. В семьях, в которых наказание используется крайне редко, дети спокойно относятся к тому, что иногда «мама не разрешает им играть в компьютер». Но у двух детей из таких семей, наоборот, настолько снижен уровень риска быть наказанными, что они часто не соблюдают требования учителя в школе, зная при этом, что дома с ними ничего не сделают.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности применения наказания в семье и выбор формы влияет на характер и на личные особенности ребёнка.

В ходе практики нами было разработано и проведено родительское собрание на тему «Применение наказания с младшими школьниками в семье».

На собрании мы выделили несколько видов наказания:

‒ словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);

‒ физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);

‒ наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

‒ наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);

‒ наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).

Вместе с родителями мы рассмотрели суть понятия наказания, проанализировали несколько интересных педагогических ситуаций и составили памятку «Как наказывать ребёнка».

Памятка для родителей

  1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.
  2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.
  3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
  4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).
  5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
  6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.
  7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.
  8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
  9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.
  10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.
  11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.
  12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.
  13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!
  14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Любите сына или дочку, несмотря ни на что!

В заключении нужно сказать о том, что в настоящее время, вопрос о применении наказания является до сих пор очень актуальным, поскольку значение наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство воспитателей употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов.

В нашей работе нам удалось доказать, что в наши дни среди воспитателей и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование наказаний в воспитании детей.

Даже если придерживаться крылатых слов К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными», то без наказаний совсем обойтись очень сложно. В практической части нашей работы мы попытались очень доступно донести до родителей истинный смысл наказания и познакомить их с нехитрыми правилами использования этого сложного и неоднозначного метода.

В ходе исследования нам удалось доказать, что в наши дни в воспитании младших школьников без наказания обойтись нельзя. С поставленными задачами мы успешно справились.

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А. С. Макаренко.

Литература:

  1. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2005. — 208 с.
  2. Гипенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? — М.: Астрель, 2009. — 256 с.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 320 с.
  4. Строганова Л. В. Нравственные основы применения наказания к ребёнку. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 56с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle