Библиографическое описание:

Кушнарева Т. С., Руднева С. Н. Цифровые образовательные ресурсы в коррекционно-развивающем процессе дома-интерната [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 166-168.



Процесс обучения и воспитания детей с умственной отсталостью подчинен основной цели — социализации детей этой категории и их интеграции в обществе.

Вследствие нарушения умственной деятельности утаких детей не формируются:

 навыки совместных действий;

 умения действовать по образцу;

 умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные;

 воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует;

 устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру.

Возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей данной категории. Для этого как нельзя лучше подходят информационные компьютерные средства обучения, так как развитие детей с умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на занятиях строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания электронных и цифровых образовательных ресурсов.

Если в природе ресурс — это запас, источник, средство, необходимое для осуществления какого-либо процесса, то в нашей работе источником служит любая информация образовательного характера.

На своих занятиях любой педагог использует информационные образовательные ресурсы, которые включают в себя:

 печатные издания (книги, журналы, раскраски и т. д.);

 картографические объекты на печатной основе (дидактические карточки, пазлы);

 электронные образовательные ресурсы;

 цифровые образовательные ресурсы;

 интернет-ресурсы.

Информация, представленная в цифровой, электронной, «компьютерной» форме,входит в состав электронных образовательных ресурсов. Ктаким ресурсам относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Наиболее полно представлена и используется информация в цифровом образовательном ресурсе.Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

В доме-интернате ведется работа по готовыми электронными изданиями. Электронные учебные материалы, собранные в нашей медиатеке, можно отнести к электронным ресурсам учебного назначения следующих типов:

  1. Демонстрационные средства (слайд-шоу, фотогалереи);
  2. Информационные источники (гипертекстовые документы, структурированные презентации, содержащие рисунки, модели, видеофрагменты и др.) — неотъемлемой частью образовательного процесса стали уроки-презентации.

Часто на занятиях приходится использовать большое количество раздаточного материала, это занимает большое количество времени и места на столе. Такое неудобство легко разрешается с помощью слайдовых презентаций.

Повышается эффективность урока: активизируется восприятие материала обучающимися за счет слуха и зрения, учитель может применить за занятие существенно больший по объему и разнообразию материал.

За период работы компьютерного класса специалисты, а так же другие педагоги используют в своей работе занятия с опорой на мультимедиа презентацию (в начале — простые формы представления информации (демонстрировались слайды с изображением животных, овощей и т. д. по тематическим темам), сейчас разрабатываются динамические презентации в которых ребенок может рисовать и производить простые действия).

С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны и созданы мультимедийные музыкальные физминутки («Зарядка с зайцами», «В гостях у солнышка»). Разработан цикл глазных гимнастик с использованием ИКТ по следующим темам: «На весенней полянке», «Танец снежинок» и др.

Хочется отметить: при творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов, игровых дидактических материалов и т. п., использование которых будет способствовать активизации познавательной деятельности и повышению уровня развития социальной активности детей с ОВЗ.

  1. Контролирующие средства (электронные тесты);
  2. Тренажеры, игровые программы для детей;

Оказываются полезными и клавиатурные тренажеры, а также современные текстовые и графические редакторы. Их использование в учебном процессе способствовало развитию моторики, внимания и памяти ребенка, активизации мышления, углублению и закреплению знаний по русскому языку, отработке правописания и т. п. Данная работа сочеталась с пропедевтическим курсом информатики, в частности, с формированием начальных пользовательских навыков работы на персональном компьютере.

Для проведения занятий с использованием компьютерных программ создан компьютерно-игровой комплекс «Познавай-ка», куда входят следующие обучающие игры:

 Несерьезные уроки («Учимся запоминать», «Учимся считать», «Учимся мыслить логически», «Учимся думать», «Буквы и цифры», «Учимся анализировать», «Развиваем реакцию», «Учимся рисовать»);

 Веселые акварели (ребенок раскрашивает веселые картинки с образцом и без образца);

 Волшебные феи: Азбука. («Звук и Буква», «Найди букву», «Составь слоги»; Математика (знакомит детей с цифрами от 0 до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и объясняет простейшие действия с ними — сложение, знаки «больше» и «меньше», пространственная ориентировка. Посчитай-ка», «Неравенства», «Помоги мишке», «Сказочные задачки», «Построим домик» и другие);

Все эти игры способствуют формированию пространственных представлений, моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, закреплению цвета, формы, цифр, букв, активизацию словаря. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности воспитанников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

 Мир информатики (1–2,3–4) (Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем, способствуют развитию внимания, зрительной памяти);

 Компьютер для малышей (пазлы, раскраски)

 «ПервоЛого»

 «Курс элементарной компьютерной грамотности». Цифровой образовательный ресурс, позволяющий раскрыть информацию о различных устройствах компьютера и отработать первоначальные навыки работы на компьютере.

  1. Интернет-ресурсы. С прошлого года практикуем работу в сети Интернет. Дети выполняют задания на сайтах «Теремок» и «Играемся».

Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр было встроено в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализация учебно-коррекционного процесса осуществлялась за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.

Такие технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную деятельность детей с умственной отсталостью, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших рисованных картинок и таблиц.

Занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов имеют ряд преимуществ перед традиционными коррекционно-развивающими занятиями:

  1. Занятие с использованием ЦОР становится более интересным для детей; наблюдается эффективное усвоение знаний.
  2. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд специалиста: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на занятии освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
  3. Повышение эффективности занятиях за счет наглядности. Компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Литература:

  1. Гузеев В. В., Дворецкая А. В., Рафаева А. В. Консультации: компьютерная поддержка образовательного процесса // Педагогические технологии, 2008, № 3. — 68–77 с.
  2. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. — М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. — 189 с.
  3. Васильева, И. Использование компьютерных рисунков в раннем интенсивном обучении / И. Васильева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 3. — С. 22–27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle