Библиографическое описание:

Иванова Ю. С. Социальное партнерство как базовый принцип социального сопровождения одаренных детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 178-179.



Развитие современного общества невозможно без человеческих ресурсов с высоким потенциалом возможностей. В этой связи возрастает роль обучения и развития одаренных детей как «лидирующей» группы и ресурса высококвалифицированных кадров.

Одаренные дети — это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным и/или физическим развитием, которое является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания [1].

Процесс становления личности одаренных детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, обеспечивающих зачисление одаренных детей в «группу риска» [2, с. 52].

В связи с этим важным аспектом в области социальной работы с одаренными детьми является помощь и поддержка, т. к. одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных программах и формах работы, реализуемых специально подготовленными специалистами.

Социальное сопровождение является одним из основных средств современной социальной работы с представителями групп риска.

Социальное сопровождение одаренных детей — это система межведомственного взаимодействия учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений, учреждений культуры и образования, государственных и общественных организаций [3].

В процессе осуществления социального сопровождения одаренных детей происходит удовлетворение медицинских и социальных потребностей одаренных детей, оказывается помощь в преодолении трудностей доступа к необходимым услугам в условиях социализации и адаптации одаренных детей к индивидуальным стратегиям обучения, возможным психологическим и/или физическим перегрузкам [4, С. 7].

Социальное сопровождение одаренных детей развернуто во времени и включает в себя этапы становления, развития и завершения социального сопровождения. В целом процесс социального сопровождения проходит по цикличной схеме: выявление предмета социального сопровождения, обнаружение и актуализация предмета социального сопровождения, формулирование проблемы, поиск вариантов ее решения, средств социального сопровождения, реализация действий, которые приводят сопровождаемого к разрешению проблемы, анализ проведенной работы и прогнозирование возможности появления новых трудностей и путей их преодоления.

В процессе осуществления социального сопровождения происходит диагностирование и разрешение трудностей, затрагивающих интересы одаренных детей, выявление запросов, потребностей одаренных детей и разработка моделей социального сопровождения с привлечением специалистов из соответствующих организаций; консультирование одаренных детей, их родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию одаренных детей в семье; индивидуальное социальное сопровождение одаренного ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности [4, С. 9-10].

Социальное сопровождение одаренных детей основывается на следующих принципах:

  1. Принцип личностного центрирования сопровождения предполагает рассматривать личность каждого одаренного ребенка как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор.
  2. Принцип персонификации предусматривает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого ребенка из категории одаренных детей.
  3. Принцип конвенциальности состоит в том, что реализация задач сопровождения ограничена соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности самих одаренных детей.
  4. Принцип оптимистической стратегии заключается в том, что субъекты

сопровождения рассматривают социализацию, адаптацию и интеграцию одаренных детей с учетом позитивного социального опыта, при этом должно доминировать убеждение в позитивном его развитии.

  1. Принцип социального побуждения означает вовлечение одаренных детей в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  2. Принцип социального партнерства требует активного включения в деятельность систем социального сопровождения одаренных детей всех заинтересованных субъектов: социальных служб, образовательных организаций всех типов и уровней, представителей общественных организаций, СМИ, органов муниципального самоуправления, родителей и ближайшего окружения одаренных детей [5].

В связи с тем, что именно семья, ее эмоциональный климат влияет на развитие вербальных и речемыслительных процессов, овладение одаренным ребенком предметными действиями, становление интереса и любознательности одаренных детей целесообразно рассматривать родителей одаренных детей как педагогических партнеров, а принцип социального партнерства как базовый принцип осуществления социального сопровождения.

Социальное партнерство представляет собой совместную, коллективно распределённую деятельность различных социальных групп, которая характеризуется доверием, общими целями и ценностями, приводящая к позитивным эффектам [6, с. 89–91].

Для построения социального партнерства необходимо опираться на принцип добровольности и обеспечивать равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов, и исключении взаимных претензий, что позволяет интегрировать в едином информационном пространстве интересы различных социальных групп и структур в достижении поставленной цели [7, с. 17]. Только при учете всех интересов партнеров, определения их ролей, осознания общей ответственности может повыситься эффективность социального партнерства в работе с одаренными детьми и их окружением как основы социального сопровождения.

Социальное партнерство строится на следующих постулатах:

  1. Социальная справедливость и согласование интересов. В условиях социального расслоения необходимо обеспечить равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов;
  2. Законодательное закрепление отношений, что позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии;
  3. Взаимоответственность партнеров друг перед другом;
  4. Добровольность и равно-выгодность [7, с. 19].

Взаимодействие с родителями как с педагогическими партнерами в рамках социального сопровождения одаренных детей осуществляется по аналитическому, консультационно-обучающему, информационному направлениям.

Аналитическое направление реализуется посредством мониторинга, основной задачей которого является выявление отношения в семье к одаренным детям, наличия у родителей и ближайшего окружения одаренных детей необходимых педагогических знаний.

Консультационно-обучающее направление реализуется в групповой и индивидуальной формах. В групповой форме организуются: родительские собрания, семинары, тренинги, конференции, открытые занятия. Основная задача этих средств − координация действий родительской общественности и специалистов разных областей в процессе осуществления социального сопровождения посредством социального партнерства. В индивидуальной форме проводятся: психолого-педагогические консультации, индивидуальные беседы, наставничество. Основной задачей этих средств выступает индивидуальное знакомство, выявление запросов и потребностей конкретной семьи с одаренными детьми, проектирование плана действий.

Информационное направление реализуется посредством издательской деятельности (буклеты, альманахи, методические указания), интернет-ресурсы. Основной задачей этих средств социального сопровождения выступает ликвидация педагогической неграмотности родителей и ближайшего окружения одаренных детей [8, с. 25].

Таким образом, социальное партнерство основано на взаимодействии с родителями и ближайшем окружением одаренных детей и направленно ликвидацию педагогической неграмотности родителей одаренных детей, и способствование созданию непрерывного образовательного пространства для раскрытия одаренности детей.

Литература:

  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. 80 с.
  2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. — 2004. № 2. С.52.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения: 30.05.2016).
  4. Гришина А. В. Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка. М.: Кредо, 2012. С.7-10.
  5. Лаврёнова Т. И., Лыгина М. А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. 2011. № 3. URL: http://sociosphera.com/publication/journal/2011/167/socialnoe_soprovozhdenie_i_podderzhka_detej_v_trudnoj_zhiznennoj_situacii (дата обращения: 30.05.2016).
  6. Панина С. В. Социальное партнерство родителей и школы // Социосфера. 2012. № 4. С. 89–91.
  7. Шанц Е. А. Проблемы социального партнерства в профессиональном образовании // Концепт. 2013. № 6. С. 17–19.
  8. Ренева Е. Н., Быкова С. С. Семейный клуб как форма организации социального партнёрства дошкольной образовательной организации и семьи // Концепт. 2016. № 3. С. 25.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle