Библиографическое описание:

Гильманова Л. В., Кондрашина О. В., Зыкова Ю. Г., Федорова С. А. Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 100-102.



В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.

Ключевые слова: социальная компетентность, непосредственная образовательная деятельность, взаимодействие со сверстниками

На современном этапе образование детей дошкольного возраста строится в соответствии с модернизацией общего образования России. Согласно которой результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы является формирование их компетенций, в том числе и компетенций взаимодействия в социуме. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является приобщение детей к социокультурным нормам. В данном документе одной из задач является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [4]. То есть именно в дошкольном детстве складываются основные личностные свойства и качества человека, формируется социальная компетентность.

Научная актуальность, анализ исследований развития дошкольного образования (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крухлет и др.) позволил установить, что, несмотря на большое количество работ о социальном развитии дошкольников (С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, Е. О. Смирнова, А. Г. Гладидин и др.), в том числе о формировании социальных компетенций эффективного и безопасного взаимодействия в социуме детей дошкольного возраста, недостаточно разработан вопрос о становлении базовых элементов социальной компетентности.

Для формирования социальных компетенций старших дошкольников необходимо более подробно рассмотреть такое понятие как «компетенция». Первые компетенций начинают формироваться в дошкольном детстве, в том числе и коммуникативная компетенция, которая способствует формированию компетенций эффективного безопасного взаимодействия в социуме у старших дошкольников, — это базовая компетенция дошкольника. В. М. Полонский рассматривает понятие компетенция — совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы [1]. В свою очередь В. В. Сафонова рассматривает понятие коммуникативная компетенция — это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих.

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу и включают в себя следующие умения.

Наиболее эффективным средством формирования социальных компетенций дошкольников, на наш взгляд, является непосредственная образовательная деятельность.

Непосредственная образовательная деятельность в рамках реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования является основной формой обучения детей. Главная особенность, которой это — обучение детей в игровой деятельности. Использование в работе эффективных форм работы с детьми: информационно-коммуникационных технологий, метода проекта, проблемно-обучаещего метода и игрового [5]. Непосредственная образовательная деятельность специально организованна воспитателем, основанная на умелом управлении собственной активностью детей, предусматривающая субъект-субъектные отношения, что отражено в ФГОС ДО.

Для формирования социальных компетенций дошкольников используется все многообразие непосредственной образовательной деятельности, так например:

 игровая (сюжетные игры, игры с правилами);

 двигательная (подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования);

 коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами);

 трудовая (совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта);

 познавательно-исследовательская(наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций);

 экспериментирование;

 коллекционирование;

 моделирование;

 реализация проекта;

 продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов);

 музыкально-художественная (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальное творчество, музыкально-дидактические игры);

 чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание).

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью занятий или действий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник), а также что не маловажно у детей в подготовительной группе с помощью данного компонента расширяются представления о школе, развивается интерес к школьной жизни и желание учиться в школе и осваивать новые знания.

Для эффективного формирования социальных компетенций коллектив педагогов ДОУ № 58 «Тополек», № 33 «Колобок» города Набережные Челны Республики Татарстан разработал план по формированию социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников средствами непосредственно-образовательной деятельности. Работа была организована с октября 2015 по март 2016 года. Целью, которой было создание условий для формирования социальной компетенции. Она включала в себя занятия по снижению эмоционального, физического напряжения детей, формированию способности различать эмоции, выстраивать дружеские взаимоотношения со сверстниками, по безопасному поведению в социуме. Перспективный план мероприятий представлен в таблице.

Таблица

Перспективное планирование по формированию социальных компетенций устарших дошкольников

п/п

Месяц

НОД

Цель

1

Октябрь

Как вести себя с незнакомыми людьми на улице

Объяснить ребенку, что не все взрослые хорошие. Объяснить детям, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне родители не разрешают». Дошкольник должен понимать, что хорошие взрослые не будут обращаться за помощью к детям.

2

Ноябрь

Коррекционно-развивающие занятия по развитию коммуникативных навыков дошкольников

Способствовать снижению эмоционального, физического напряжения детей; формировать способность различать эмоции; отрабатывать навыки координации совместных действий.

3

Январь

Путешествие в страну эмоций

Формировать навыки выражения эмоций. Создавать условия для преодоления у детей чувства тревожности.

4

Февраль

Игры и упражнения на формирование навыка общения со сверстниками

Способствовать формированию эмпатии и умению сопереживать друг другу. Обеспечить пути поиска преодоления страх.

5

Март

Игры и упражнения на формирование навыков обхождения с чувствами

Формирование толерантного отношения к людям, развитие творческой деятельности посредством рисования.

Разработка данного плана действий позволило систематизировать работу в данном направлении. Для формирования социальных компетенций посредством непосредственной образовательной деятельности учитывались ряд факторов:

 положительная направленность на взаимодействие с ровесниками не только как друга, но и партнера по совместной деятельности;

 при постановке задач мотивировали детей; обеспечивали ситуацию успеха для каждого ребенка;

 формировали способности различать ситуацию сотрудничества, учили выслушивать и считаться с мнением других.

В ходе работы дети овладевали умением внимательно слушать, обращаться за помощью и выражать благодарность, учились самостоятельно просить об одолжении и предлагать свою помощь другому ребенку, следовать полученной инструкции. Дети способны вступать в дискуссии и задавать вопросы, планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат деятельности и достигать его.

Таким образом, предложенный план мероприятий актуален в настоящее время. Организация непосредственной образовательной деятельности является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «формирование общей культуры личности, в том числе и формирование социальных компетенций дошкольников».

Литература:

  1. Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания: дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Е. Авдюкова.  Екатеринбург, 2006. -162 с.
  2. Артамонова, Е. Р. Психолого-педагогические основы формирования социальной компетентности в дошкольном возрасте / Е. Р. Артамонова // Вестник ВГГУ. — 2009. — № 22. — С. 224–229.
  3. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / О. Ф. Борисова. — Челябинск, 2009. — 25 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 4–18.
  5. Формирование социальной компетентности дошкольников / H. H. Королева [и др.]; под редакцией C. B. Проняевой. — Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. — 170с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальных компетенций, формирования социальных компетенций, старших дошкольников, социальных компетенций дошкольников, дошкольного образования, детей дошкольного возраста, формированию социальных компетенций, социальной компетентности, Формирование социальной компетентности, образовательная деятельность, компетенций старших дошкольников, компетенций эффективного, Формирование социальных компетенций, компетенций устарших дошкольников, социальных компетенций эффективного, образовательного стандарта дошкольного, стандарта дошкольного образования, непосредственная образовательная деятельность, социальных компетенций коллектив, формированию компетенций эффективного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle