Библиографическое описание:

Гильманова Л. В., Кондрашина О. В., Зыкова Ю. Г., Федорова С. А. Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 100-102.



В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.

Ключевые слова: социальная компетентность, непосредственная образовательная деятельность, взаимодействие со сверстниками

На современном этапе образование детей дошкольного возраста строится в соответствии с модернизацией общего образования России. Согласно которой результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы является формирование их компетенций, в том числе и компетенций взаимодействия в социуме. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является приобщение детей к социокультурным нормам. В данном документе одной из задач является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [4]. То есть именно в дошкольном детстве складываются основные личностные свойства и качества человека, формируется социальная компетентность.

Научная актуальность, анализ исследований развития дошкольного образования (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крухлет и др.) позволил установить, что, несмотря на большое количество работ о социальном развитии дошкольников (С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, Е. О. Смирнова, А. Г. Гладидин и др.), в том числе о формировании социальных компетенций эффективного и безопасного взаимодействия в социуме детей дошкольного возраста, недостаточно разработан вопрос о становлении базовых элементов социальной компетентности.

Для формирования социальных компетенций старших дошкольников необходимо более подробно рассмотреть такое понятие как «компетенция». Первые компетенций начинают формироваться в дошкольном детстве, в том числе и коммуникативная компетенция, которая способствует формированию компетенций эффективного безопасного взаимодействия в социуме у старших дошкольников, — это базовая компетенция дошкольника. В. М. Полонский рассматривает понятие компетенция — совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы [1]. В свою очередь В. В. Сафонова рассматривает понятие коммуникативная компетенция — это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих.

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу и включают в себя следующие умения.

Наиболее эффективным средством формирования социальных компетенций дошкольников, на наш взгляд, является непосредственная образовательная деятельность.

Непосредственная образовательная деятельность в рамках реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования является основной формой обучения детей. Главная особенность, которой это — обучение детей в игровой деятельности. Использование в работе эффективных форм работы с детьми: информационно-коммуникационных технологий, метода проекта, проблемно-обучаещего метода и игрового [5]. Непосредственная образовательная деятельность специально организованна воспитателем, основанная на умелом управлении собственной активностью детей, предусматривающая субъект-субъектные отношения, что отражено в ФГОС ДО.

Для формирования социальных компетенций дошкольников используется все многообразие непосредственной образовательной деятельности, так например:

 игровая (сюжетные игры, игры с правилами);

 двигательная (подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования);

 коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами);

 трудовая (совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта);

 познавательно-исследовательская(наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций);

 экспериментирование;

 коллекционирование;

 моделирование;

 реализация проекта;

 продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов);

 музыкально-художественная (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальное творчество, музыкально-дидактические игры);

 чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание).

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью занятий или действий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник), а также что не маловажно у детей в подготовительной группе с помощью данного компонента расширяются представления о школе, развивается интерес к школьной жизни и желание учиться в школе и осваивать новые знания.

Для эффективного формирования социальных компетенций коллектив педагогов ДОУ № 58 «Тополек», № 33 «Колобок» города Набережные Челны Республики Татарстан разработал план по формированию социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников средствами непосредственно-образовательной деятельности. Работа была организована с октября 2015 по март 2016 года. Целью, которой было создание условий для формирования социальной компетенции. Она включала в себя занятия по снижению эмоционального, физического напряжения детей, формированию способности различать эмоции, выстраивать дружеские взаимоотношения со сверстниками, по безопасному поведению в социуме. Перспективный план мероприятий представлен в таблице.

Таблица

Перспективное планирование по формированию социальных компетенций устарших дошкольников

п/п

Месяц

НОД

Цель

1

Октябрь

Как вести себя с незнакомыми людьми на улице

Объяснить ребенку, что не все взрослые хорошие. Объяснить детям, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне родители не разрешают». Дошкольник должен понимать, что хорошие взрослые не будут обращаться за помощью к детям.

2

Ноябрь

Коррекционно-развивающие занятия по развитию коммуникативных навыков дошкольников

Способствовать снижению эмоционального, физического напряжения детей; формировать способность различать эмоции; отрабатывать навыки координации совместных действий.

3

Январь

Путешествие в страну эмоций

Формировать навыки выражения эмоций. Создавать условия для преодоления у детей чувства тревожности.

4

Февраль

Игры и упражнения на формирование навыка общения со сверстниками

Способствовать формированию эмпатии и умению сопереживать друг другу. Обеспечить пути поиска преодоления страх.

5

Март

Игры и упражнения на формирование навыков обхождения с чувствами

Формирование толерантного отношения к людям, развитие творческой деятельности посредством рисования.

Разработка данного плана действий позволило систематизировать работу в данном направлении. Для формирования социальных компетенций посредством непосредственной образовательной деятельности учитывались ряд факторов:

 положительная направленность на взаимодействие с ровесниками не только как друга, но и партнера по совместной деятельности;

 при постановке задач мотивировали детей; обеспечивали ситуацию успеха для каждого ребенка;

 формировали способности различать ситуацию сотрудничества, учили выслушивать и считаться с мнением других.

В ходе работы дети овладевали умением внимательно слушать, обращаться за помощью и выражать благодарность, учились самостоятельно просить об одолжении и предлагать свою помощь другому ребенку, следовать полученной инструкции. Дети способны вступать в дискуссии и задавать вопросы, планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат деятельности и достигать его.

Таким образом, предложенный план мероприятий актуален в настоящее время. Организация непосредственной образовательной деятельности является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «формирование общей культуры личности, в том числе и формирование социальных компетенций дошкольников».

Литература:

  1. Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания: дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Е. Авдюкова.  Екатеринбург, 2006. -162 с.
  2. Артамонова, Е. Р. Психолого-педагогические основы формирования социальной компетентности в дошкольном возрасте / Е. Р. Артамонова // Вестник ВГГУ. — 2009. — № 22. — С. 224–229.
  3. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / О. Ф. Борисова. — Челябинск, 2009. — 25 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 4–18.
  5. Формирование социальной компетентности дошкольников / H. H. Королева [и др.]; под редакцией C. B. Проняевой. — Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. — 170с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle