Библиографическое описание:

Ёкубова И. Р., Пардаева З. Д. Формирование умений и навыков рецепции студентов при изучении повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 55-57.



Проблема воспитания будущего специалиста — одна из главных задач современной педагогики. Её актуальность заключается в том, чтобы будущий специалист подготавливался не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как человек, как гражданин нашего демократического общества, с присущими ему идейными установками суверенного государства, аксиологическими понятиями воспитания, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения. Эту задачу решает каждая дисциплина — учебный предмет по специальности, в зависимости от её содержания и особенностей воздействия на личность будущего специалиста-педагога.Незаменимый вклад в развитие эмоциональной сферы, нравственных, чувств, сознания студентов вносит занятия по литературе, призванное содействовать гражданской и нравственной зрелости молодых, приобщать их к наполненной жизнью картине мира, помогать осознавать расстановку сил в этом мире, определять свое отношение к нему. Без ясного представления о важнейших закономерностях экономического, социально-политического, духовного прогресса страны, без ощущения своей причастности к решению важнейших проблем, стоящих перед нашим обществом, воспитать в них чувства ответственности за настоящее и будущее нашей независимой Родины. Такой подход к жизни важен для будущего специалиста, который в будущем будет работать в сферах образования.

Художественная литература, изучаемая в вузовской аудитории, помогает будущему специалисту в познании мира, и усовершенствовать самого себя, так как многообразно запечатлевает общественные изменения, «духовные сдвиги», дает широкую, картину жизни. Из бесчисленного ряда фактов, ситуаций, признаков писатель отбирает характерное, раскрывающее, с его точки зрения, облик времени. Но чтобы увидеть изображенную в произведении жизнь, необходимо владеть определенными умениями восприятия; в частности, речь идет обумении воссоздавать в воображении картины, нарисованные писателем.

Анализируя ассоциативное воздействие как художественное «Произведение литератора лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда читатель видит все то, что показывает ему литератор, когда литератор дает ему возможность тоже «вообразить» — дополнить, добавить — картины, образы, фигуры, характеры, данные литератором, из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний». Процесс обучения названному умению чрезвычайно сложен: школа только подошла к тому периоду, когда определяется содержание специальных, читательских умений, их структура, характер деятельности, разрабатываются типы и виды упражнений, с помощью которых можно сформировать умения. Об этапах формирования умений пока можно говорить лишь как о задаче ближайшего будущего. В этот период важно понимать, какими качествами должен обладать квалифицированный читатель, без чего не может состояться полноценное восприятие художественного произведения.

Как формировать и развивать чувство ответственности перед Родиной, как воспитывать у студентов чувство патриотизма? А. С. Пушкин восхищался русской природой, рисуя прекрасные просторы Родины, М. Ю. Лермонтов с болью и любовью писал о Родине, если не чувствовал бы Л. Н. Толстой высокий патриотизм русских, то не смог бы создать высокохудожественный роман «Война и мир».

И в узбекской литературе немало таких имен: зачинатель узбекского романа Абдулла Кадыри, поэт-новатор Усман Насыр, поэты-реалисты Абдулла Арипов, Эркин Вохидов и Мухаммад Юсуф по-своему любили и воспевали Родину. Их творчество немыслимо без Родины. Высокое чувство Родины переплетены судьбой соотечественников, судьбой народа и нации. Рассказывая о высоких чувствах ответственности перед Родиной, преподаватель должен развивать у студентов и чувство толеранства. Как часто отмечает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, «В обществе не должно быть людей, относящихся равнодушно к жизни, к происходящим в ней изменениям. Человек должен жить великими устремлениями, благими мыслями и мечтами. Его должны волновать события, происходящие не только в стране, но и во всем мире. Необходимо, чтобы его мировоззрению, сознанию постоянно сопутствовали широта кругозора, национальная гордость, идеология независимости».

Изучение в вузовской аудитории повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» развивает у студентов и рецептивную эстетику, и чувство патриотизма. Так, как эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа. С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. Тарас Бульба — главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек — с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отомстить за осмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу. Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей одна великая цель — укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

Повесть «Тарас Бульба» — народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья — Остап и Андрей, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

В повести «Тарас Бульба» в центре внимания писателя — эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульба» хронологических данных.

Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим на Украине. В те далекие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на стороны захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков.

Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса было два взрослых сына: Остап и Андрей. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», — говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь. Вскоре «казаки» напали на город Дубно, которым правили польские феодалы, в котором, по слухам, «было много казны, богатых обывателей». Первый бой «казаки» выиграли, но в город войти не смогли и готовились ко второму бою. Остапа выбрали атаманом Уманского куреня. Казалось, что ему «был на роду написан битвенный путь». В бою он проявил мужество, храбрость, действовал смело и хладнокровно, был хорошим стратегом. Андрей дрался «с запальчивым увлечением», отваживался на такие действия, на то что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный Остап. Отец гордился своими юными воинами. Но Андрей предал отца, брата и всех «казаков». Из-за любви он перешёл на сторону противника. Во втором бою Тарас, увидев, как его сын выезжает из ворот города вместе с польскими витязями, застрелил предателя. В этом бою «казаки» понесли много потерь. Остапа захватили в плен, и под пытками он умер. Тарас пытался пробиться к сыну, он присутствовал на его казни. Потеряв обоих сыновей, Тарас Бульба не сник, а продолжал сражаться за национальное освобождение Украины. Гоголь так характеризует своего героя: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Когда смерть уже подступала к нему, Тарас всё равно был душой и сердцем со своими «казаками».

Товарищество и братство, о которых нам говорят уже первые страницы повести, гордость за сыновей и любовь к ним Тараса, встречи с боевыми товарищами, любование сыновьями как воинами — все это придает особый смысл жизни Тараса, особое обаяние его образу. Смерть сыновей приводит к угасанию его души. В предсмертную минуту последний его поступок — помощь боевым друзьям.

Апофеозом силы и героизма является сам Тарас Бульба. Он, бесспорно, один из лучших эпических образов в русской классической литературе.

Богат и разнообразен психологический облик Тараса. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно-нежный к товарищам и беспощадный к врагу, грабящий польских агнатов и арендаторов и защищающий угнетенных и обездоленных, презирающий науки и неусыпно бдящий за ученьем сыновей, сыноубийца и в то же время самоотверженно любящий отец, рискующий собственной жизнью, чтобы повидать в последний раз своего старшего сына, — таким представляется это «точно необыкновенное явление русской силы».

В нравственном облике Гоголя-художника всегда выделялась одна примечательная особенность — сознание величайшей ответственности за свое слово. Никакой силой нельзя было заставить Гоголя издать произведение, если он считал, что еще не исчерпал всех возможностей сделать его более совершенным. Он имел высокое нравственное право заявить: «Могу сказать, что я никогда не жертвовал свету моим талантом. Никакое развлечение, никакая страсть не в состоянии была на минуту овладеть моею душою и отвлечь меня от моей обязанности. Для меня нет жизни вне моей жизни». Исповедальный тон этого признания вполне соответствовал проповедническому характеру всего его творчества.

Чтобы верно воссоздать в воображении картину жизни, нарисованную в произведении, нужно уметь видеть многое: и конкретную художественную деталь, несущую зрительный образ, и ряд деталей, благодаря которым рисуется отдельная художественная картина, и цепь картин, которые, соединяясь в воображении, дают представление о развернутой целостной картине жизни.Какой бы стройной ни казалась на первый взгляд такая система формирования умения воссоздавать в воображении художественные картины, она не будет содействовать воспитанию квалифицированного читателя, потому что в процессе анализа придется разрушать возникшее при самостоятельном чтении пусть неполное, но целостное представление о картине жизни.

Усовершенствованная программа обоснованно нацеливает преподавателя на обучение студентов умению воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные в произведении, во всем объеме его структурных единиц. А это значит видеть и конкретную художественную деталь, и отдельные картины, и цепь картин, уясняя их функциональную значимость.

При этом следует помнить, что умение формируется только и процессе деятельности самих студентов — другого пути и быть не может. Как бы красноречив ни был преподаватель, каким бы высоким ни был уровень его художественного восприятия, если студенты на занятии только слушают, или отвечают на вопросы, требующие, лишь логического осмысления содержания произведения, глубокий уровень восприятия достигнут не будет, так как знания, которыми обогащаются студенты, только одна сторона их умственного развития. Необходимо еще и овладение системой определенных умственных действий; направленных на восприятие неповторимой картины действительности в произведении.

При изучении художественного произведения следует применять некоторые типы упражнений, направленных на усвоение воссозданной художественной картины жизни в произведении, к чему должны научиться студенты: выбор иллюстраций, которые соответствовали бы авторским описаниям; создание иллюстраций к художественным описаниям; устное рисование одной и ряда картин, воссоздающих условия жизни, а также характер социально-нравственных взаимоотношений героев.

Литература:

  1. Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. Ташкент. 2008;
  2. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном.– М., Дет. лит., 1989.
  3. Снежневская М. А. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». — М., 1990.
  4. Гоголь Н. В. Миргород. М., Художественная литература. 1980.
  5. Воронский Н. Н. В. Гоголь. — интернет: googol. riv.ru/text. 2006 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle