Библиографическое описание:

Гербекова Л. Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 4-8.



В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и способного применять на практике знания, полученные за период обучения в вузе. В статье проанализирована рольпрофессиональнойподготовки будущих юристов вусловиях перехода на новую образовательную систему студентов высшего профессионального образования на примере юридического института Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции юристов, высшее профессиональное образование, юрист, специалист, юриспруденция

За последнее время система высшего профессионального образования подверглась существенным изменениям в формировании подходов к профессиональной подготовке в общем, включая и подготовку юристов, что вызвано полным изменением их роли в современном российском обществе.

Результаты иобсуждение. По мнению таких ученых, как Е. П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, А. И. Иванов, В. А. Сластенин, Г. П. Щедровицкий и др., преобразования, которые происходят в системе высшего профессионального образования, характеризуются изменениями модели российского профессионального образования, появлением его новых функций и тенденций подготовки специалистов, приспособленных к рынку труда [4, p. 83]. Как считает В. А. Сластенин, система образования в России должна быть тесно связана со всеми процессами, происходящими в современном обществе и соответствовать потребностям его развития [12, с. 43].

Под профессиональным образованием понимается процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладеванием установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям [6, с. 16]. По мнению А. М. Новикова, основной целью профессионального образования выступает разработка условий для осваивания профессиональной деятельности, получения квалификации, для включения человека в общественно полезный труд в соответствии с его интересами и способностями [9, с. 78].

Проблема подготовки квалифицированных кадров в сфере юриспруденции, как и в других сферах, является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования, а вопросы профессионализации будущих юристов в процессе обучения рассматриваются в контексте компетентностного подхода. Совершенно точно, что наиболее востребованными являются компетентные специалисты, которые могут эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях.

При разработке стандартов третьего поколения в подготовке юристов за основу был принят компетентностный подход, состоящий из двух понятий: «компетенция» и «компетентность». Многие, как российские, так и зарубежные авторы в своих научных трудах раскрывают сущностные характеристики компетентностного подхода. По мнению О. Е. Лебедева, компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [5, с. 3]. Болотов В. А. и Сериков В. В. раскрывают определение компетентностный подход, как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций [1, с. 8]. Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк рассматривают компетентностный подход, как приоритетную ориентацию на цели — векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности [3, с. 22]. А. М. Митяева, исследуя вопрос о компетентностном подходе в системе многоуровневого высшего образования, указывает на необходимость перехода отечественной образовательной системы в новое качественное состояние на основе реализации компетентностного подхода как методологического принципа проектирования многоуровневого образования [8, с. 16].

Анализ литературы по данному вопросу приводит к тому, что этот подход менее привязан к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда, а также предполагает не только усвоение знаний студентами, но и приобретение практических умений, позволяющих качественно действовать в новых, неопределенных и проблемных ситуациях, связанных с быстро меняющимся законодательством, имеющейся противоречивой судебной практикой и динамикой изменений профессиональной среды.

Обратимся к опыту Германии, так как именно она, имея глубокие и крепко укоренившиеся образовательные традиции, смогла быстрее внедрить изменения, которые касаются компетентностных инноваций [10, с. 24–29]. На сегодняшний день немецкая компетентностная модель опирается на теорию Ф. Вайнерта, которая построена на соотношении между знанием и компетентностью. Согласно этой теории, в компетентности должны проявиться такие качества учащегося, как академическая успешность, ответственность за решение проблемной задачи, умение сокращать полученную информацию до основных идей и кодировать ее в виде специальных файлов. Компетентностная модель в Германии на сегодняшний день работает в направлении насыщения образовательного процесса ситуациями, равнозначными реальным, с которыми учащиеся будут сталкиваться в своей последующей профессиональной жизни.

Ежегодно высшие учебные заведения выпускают большое количество юристов, но, приходится констатировать, что многие из них не подготовлены к практической работе, в то время, как компетентностный подход направлен на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения. А что особенно важно, современный рынок труда требует не сами по себе знания, а умение специалиста качественно применять их на практике, выполнять определенные профессиональные функции. Видно, что имеющаяся система обучения, при которой передаются готовые знания учащимся в рамках учебной деятельности, не приводит к их самоактуализации, готовности на основе имеющихся профессиональны знаний, навыков и личностных качеств самостоятельно искать пути разрешения проблем и достигать поставленных профессиональных целей. Все это актуализирует применение компетентностного подхода в профессионализации будущих юристов.

В первую очередь, необходимо, чтобы преподавание юридических дисциплин в вузе включало не только изложение содержания соответствующего предмета, а создавало условия для подготовки студентов самостоятельно мыслить и решать практические задачи. Так, по мнению И. Ф. Демидовой, принятый взгляд на образование как на процесс только механической передачи знаний от учителя к ученику без должного учета требований к практическому их применению устарел [2, с. 83]. Кроме этого, в юридическом образовании имеются и другие объективные факторы, оказывающие влияние на учебный процесс, например зависимость содержания отраслевых дисциплин от состояния российского законодательства. Важным аспектом является то, что во время обучения необходимо соединять теорию с практикой, направлять на практико-ориентированный характер обучения, что придаст новый импульс профессионализации учащихся, будет способствовать обеспечению качества подготовки юристов.

Как считал И. С. Иосилевич, «как во всем, так и в юриспруденции иное дело знание теоретических правил, отвлеченных юридических положений, и иное дело искусство применения выработанных наукой и теорией правовых начал к конкретным случаям, иное дело изучать теорию права, читать отвлеченные статьи, а иное — видеть живую работу юристов практиков» [11, с. 19]. Таова А. А. считает, что основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента юриста является его умение самостоятельно разрешать возникающие правовые ситуации, вносить в свою деятельность новшества в пределах правового пространства, создавать в коллективе благоприятный психологический климат, постоянно заниматься самообразованием, саморегуляцией [13, с. 59].

Основной акцент в формировании современного поколения профессиональных и образовательных стандартов направлен на формирование профессиональных компетенций выпускников как основы быстрой адаптации в профессиональной деятельности. При этом количество практической деятельности должно составлять не менее половины от всего объема учебного процесса. В связи с этим одной из главных проблем, влияющих на обеспечение качества подготовки юристов, является организация практической деятельности в рамках учебного процесса.

К сожалению, практика показывает, что большая часть студентов, получивших диплом, не могут соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствующей квалификационной характеристике. Устроившись на работу по своей специальности, многие из выпускников не могли составить процессуальные документы (иск в суд, проект жалобы, доверенности, договор и т. д.). Согласно новым требованиям специалист должен быть способным к практической деятельности сразу же после окончания вуза. То есть качество практической деятельности должно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к уровню подготовки специалистов.

Эти и другие проблемы успешно решаются в Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, в которой обучению придается преимущественно практико-ориентированный характер. В процессе обучения применяются такие формы обучения, как практические занятия, деловые игры, занятия в кружках, участие в вузовских, межвузовских, региональных, всероссийских конференциях, участие в работе «круглых столов», олимпиады, прохождение ознакомительной, производственной и преддипломной практики, проведение ролевых судебных процессов в зале судебных заседаний, приглашение практических работников правоохранительных и правоприменительных структур на лекционные занятия и защиту выпускных квалификационных работ и др., которые позволяют максимально приблизить студентов к реальностям будущей профессии и выработать умения и навыки решения реальных профессиональных задач.

Во время практических занятий студенты работают с нормативными актами, анализирую последние изменения законодательства, составляют самостоятельно процессуальные документы, решают ситуативные задачи. Большое внимание в вузе уделяется научно-исследовательской деятельности студентов. Как считает Федосова И. В., НИРС является одним из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развития способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности [14, с. 65].Научно-исследовательская работа студентов дает возможность наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. На занятиях в кружках, студенты получают позитивное влияние на закрепление полученных теоретических знаний, развивают практические навыки, совершенствуют свою профессиональную терминологию и мышление.

В течение года студенты всех курсов принимают участие в различного уровня конференциях, что стимулирует и активизирует их научно-исследовательскую деятельность. Собирая материал, студенты анализируют большой объем литературы, исследуют статистические данные, изучают судебную практику. Кроме этого, выступая и участвуя в полемике, студенты развивают ораторские навыки, что очень важно для любого юриста.

При проведение ролевых судебных процессов по дисциплинам «Гражданское процессуальное право», «Уголовное процессуальное право», «Арбитражное судопроизводство», «Семейное право», «Трудовое право», учащиеся создают атмосферу настоящего судебного разбирательства. Для этого в вузе имеется специально оборудованный зал судебных заседаний.

Студенты распределяют между собой роли адвокатов, прокуроров, судей, экспертов, переводчиков, секретарей судебного заседания, сотрудников органов опеки и попечительства, судебных приставов, обвиняемых, потерпевших и т. д. Данные мероприятия являются важным средством закрепления и усвоения студентами знаний, полученных ими в рамках теоретических курсов. При проведении ролевых судебных процессов приглашаются и принимают участие сотрудники различных органов: прокуратуры, суда и т. д. Так, в процессах участвовали прокурор г. Черкесска, судьи Черкесского городского суда КЧР, судья Арбитражного суда КЧР, судебные приставы ФССП России по КЧР.

Очевидно, что наиболее важным этапом профессиональной деятельности будущих юристов является практика в судебных и других органах. Проходя практику, студенты имеют возможность знакомиться с организацией работы суда, прокуратуры, МВД, нотариата, адвокатуры и других органов. На производственной практике студенты приобретают практические знания и навыки по своей специальности, демонстрируют свои способности применения приобретенных теоретических знаний, собирают необходимый практический материал по темам своих дипломных работ.

Большая часть студентов, именно во время прохождения практики, определяется с направлением своей будущей профессиональной деятельности. Как считает П. А. Лупинская, практика предоставляет студенту возможность восполнить и углубить знания, полученные при изучении теоретических курсов, приобрести определенные навыки, в частности в составлении процессуальных документов и деловых бумаг [7, с. 98].

Становится очевидным, что компетентностный подход в обучении студентов способствует ранней профессионализации будущих юристов. В свете сложности задач, которые имеются сегодня в юридической деятельности, возникает острая необходимость выявления и внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий, применение которых предоставит возможность перехода на качественно новый уровень, соответствующий требованиям современного времени. В процессе обучения теория должна быть соединена с практикой таким образом, чтобы студенты вуза после его окончания были готовы к решению профессиональных задач.

Заключение. Подводя итоги, отметим, что имеющаяся на сегодняшний день система обучения, при которой студентам передаются готовые знания, является неэффективной, в связи с тем, что получение теоретических знаний не идет в параллели с закреплением и использованием их в практической деятельности. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются выпускники вузов, связанные с тем, что передача готовых знаний не способствует их готовности выявлять и анализировать проблемы, самостоятельно искать пути разрешения.

Компетентностный подход, определенно, является не только востребованным, но и необходимым, так как единая оценка качества подготовки выпускников юридических специальностей может быть получена только при определении компетентности выпускников в выбранной области профессиональной деятельности. Таким образом, компетентностный подход демонстрирует общую проблематику профессионального становления студента, прогнозирует и реализовывает его направленность, содержание, этапы развития, профессионально важные качества и умения, востребованные будущей профессией юриста.

Литература:

  1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8.
  2. Демидова И. Ф. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2009.
  3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 22–28.
  4. Зеер Э. Ф., Павлов A. M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учеб. Пособие. М: Издательство Московского психолого-социального института, 2005.
  5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3–12.
  6. Лейбович А. Н. Методология и политика разработки и применения национальной системы квалификаций // Образование и наука. 2012. № 4. C. 16–25.
  7. Лупинская П. А. Производственная практика студентов в системе заочного юридического образования // Проблемы методики преподавания в заочном юридическом вузе. М., 2002.
  8. Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. д-ра пед. наук. Волгоград, 2007.
  9. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. М., 1997.
  10. Палеева О. А. Компетентностный подход в высшем образовании Германии // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № o1(1). С. 24–29.
  11. Практико-ориентированные технологии обучения в юридическом вузе. Клинические методы обучения при преподавании основных дисциплин: материалы II Московского юридического форума (Москва, 2–4 апреля 2015г.). М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2015.
  12. Сластенин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43–49.
  13. Таова А. А. Компетентностный подход в процессе подготовки юристов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 6. С. 59–64.
  14. Федосова И. В. Школа молодого исследователя как форма повышения качества научно-исследовательской работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 6. С. 65–67.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle