Автор: Костенко Светлана Леонидовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 01.06.2016

Библиографическое описание:

Костенко С. Л. Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 146-148.



Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Определяя сущность формирования экологической культуры можно выделить, во-первых, особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность. Во-вторых, огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности [1, с.10].

Опираясь на структуру экологической культуры личности, учителями разработаны уроки таким образом, чтобы дать детям максимальную сумму знаний о природе и сформировать познавательную активность у младших школьников для правильного материалистического понимания окружающей природы и явлений. На уроках систематически прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость неживой и живой природы, а также человека, как составной части живой природы. В процессе уроков -экскурсий и виртуальных путешествий в разное время года в растительные сообщества показывают красоту, притягательную силу окружающей природы, создают необходимые условия для формирования экологического сознания младших школьников.

Члены творческой группы обеспечивают последовательность изучения экологических проблем и научных основ их решения.

Эта последовательность выражается в следующих этапах:

– выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;

– определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;

– выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее решения на разных этапах общественного развития;

– выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;

– характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;

– практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей личности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе [2, с.2].

В соответствии с этими этапами и спецификой экопроблем на уроках избираются соответствующие методы и средства обучения для создания системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры младших школьников.

Считаем, что на первом этапе целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности, беседа и общение на основе игры (1–2 класс). Учитель обращается к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, которые вызывают удивления, волнения, интерес, стимулируя личное отношение к ним.

На этапе формирования экологической проблемы (3–4 класс) особую роль приобретают методы, стимулирующие познавательную и самостоятельную деятельность учащихся на сборку и анализ фактов экологического характера; решение заданий, задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии общества и природы; проведение учебных дискуссий, которые способствуют проявлению пристрастности и избирательности в отношении учащихся к различным сторонам экологических проблем.

Решающее значение во всех этапах процесса экологического образования имеют приемы вовлечения школьников в практическую и проектно-исследовательскую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде экологических знаний. «В процессе такой деятельности происходит становление ответственности как черты личности» [3, с.6].

Информационные технологии (интерактивные игры, ЭОРы, ЦОРы, тесты, презентации) дают возможность отобрать такое содержание образования, которое поможет ребёнку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями и в то же время формирует интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям.

Игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки. Стало традицией путешествовать по «экологической тропе». Отдых на природе — увлекательный и интересный, весёлый и эмоциональный. На остановках ребята читают стихи о природе, играют в подвижные игры, загадывают загадки, что стимулирует получение экологических знаний, закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой.

Викторины — одна из форм экологического воспитания. Они носят интегрированный характер. Для достижения успеха необходимы знания по экологии в области естествознания и общая эрудиция. Викторины готовятся в виде игр «Музейный урок», «Заповедники Белгородчины», «Птицы нашего края», «Географическая», «Грибы», «Лес» и т. д. Комплексные игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт и непосредственное взаимодействие с природой. Поэтому такие игры пользуются большой популярностью у детей: «В царстве Чёрного дракона», «Экология», «Цветочный марафон» и другие. Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют декады окружающего мира, экологические акции и недели. В этот период проводятся конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля — наш общий дом», классные часы, конкурсы «Знатоков природы», акции «Помощь зоопарку», «Чистый двор», «Моя улица», «Сбережём дерево», «Птичья кормушка», «Сохраним первоцветы», «Не рубите ёлочку», «Чистый берег», игры-путешествия по станциям. В конце экологической недели проводится праздник в виде информационной игры, игры-путешествия, конференции.

Проектные технологии открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость проекта видится в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина — процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Огромное значение для школьников имеет целенаправленное изучение природы Белгородчины, знание «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы родного края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить. На протяжении ряда лет всеми учителями, работающими в этом направлении, используется краеведческий материал. Учащимися выполняются проектно-исследовательские работы: «Какую воду мы пьём?», «Упаковке — вторую жизнь», «Быль про пыль», «Охраняемые природные территории Белгородчины», «Млекопитающие Белгородской области», «Природные условия и экологические проблемы Белгородской области». Педагогами систематически организуются экскурсии по заповедным местам Белгородской области. С интересом учащиеся участвуют в конкурсах, викторинах, внутришкольных олимпиадах на экологические темы. В этой работе также принимают участие родители, которые оказывают большую помощь педагогам. Членами творческого коллектива разработаны экологические викторины, экологические олимпиады для младших школьников, в эту систему знаний вошли два блока: опорные экологические знания и природоохранительные знания.

Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность на уроках по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов формировать у учащихся представления о различных предметах и явлениях природы, их эстетической ценности и влияния на настроение и чувства человека, на его здоровье и трудовую деятельность.

Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, технология) помогает понять следующие экологические положения:

– природа — объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану;

– характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и хозяйственной деятельности человека.

Особенности организации учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков окружающего мира, информатики, чтения и русского языка, т. к. изучение материалов о жизни природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, умение анализировать и синтезировать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует глубокому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.

Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков окружающего мира, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так, что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.

При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.

Большие возможности для осуществления экологического образования имеют экскурсии по различным предметам: чтению, изобразительному искусству, информатике, трудовому обучению, математике, необходимость проведения которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и т. д.

Литература:

  1. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст]: учебник\ Г. В. Буковская. — С-Пб.:Владос, 2012, 213 с.
  2. Васильев, С. В. Формирование природоохранных понятий [Текст]: учебник\ С. В. Васильев.-М.:КНОРУС, 2013, 127 с.
  3. Зверев, И. Д. Компоненты экологического образования [Текст]: учебник\ И. Д. Зверев.- М.:Просвещение, 2012, 189 с.
  4. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе [Текст]: учебник\ Т. С. Иванова.-М.;КНОРУС, 2013, 145 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, экологической культуры, культуры младших школьников, экологической культуры младших, экологических проблем, экологической деятельности, особенности младших школьников, окружающего мира, формирования экологической культуры, деятельности человека, экологического сознания, экологической проблемы, развитие экологического сознания, возрастные особенности младших, экологического образования, окружающей природы, сознания младших школьников, живой природы, окружающей среды, уроков окружающего мира.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle