Библиографическое описание:

Костенко С. Л. Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 146-148.



Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Определяя сущность формирования экологической культуры можно выделить, во-первых, особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность. Во-вторых, огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности [1, с.10].

Опираясь на структуру экологической культуры личности, учителями разработаны уроки таким образом, чтобы дать детям максимальную сумму знаний о природе и сформировать познавательную активность у младших школьников для правильного материалистического понимания окружающей природы и явлений. На уроках систематически прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость неживой и живой природы, а также человека, как составной части живой природы. В процессе уроков -экскурсий и виртуальных путешествий в разное время года в растительные сообщества показывают красоту, притягательную силу окружающей природы, создают необходимые условия для формирования экологического сознания младших школьников.

Члены творческой группы обеспечивают последовательность изучения экологических проблем и научных основ их решения.

Эта последовательность выражается в следующих этапах:

– выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;

– определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;

– выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее решения на разных этапах общественного развития;

– выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;

– характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;

– практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей личности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе [2, с.2].

В соответствии с этими этапами и спецификой экопроблем на уроках избираются соответствующие методы и средства обучения для создания системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры младших школьников.

Считаем, что на первом этапе целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности, беседа и общение на основе игры (1–2 класс). Учитель обращается к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, которые вызывают удивления, волнения, интерес, стимулируя личное отношение к ним.

На этапе формирования экологической проблемы (3–4 класс) особую роль приобретают методы, стимулирующие познавательную и самостоятельную деятельность учащихся на сборку и анализ фактов экологического характера; решение заданий, задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии общества и природы; проведение учебных дискуссий, которые способствуют проявлению пристрастности и избирательности в отношении учащихся к различным сторонам экологических проблем.

Решающее значение во всех этапах процесса экологического образования имеют приемы вовлечения школьников в практическую и проектно-исследовательскую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде экологических знаний. «В процессе такой деятельности происходит становление ответственности как черты личности» [3, с.6].

Информационные технологии (интерактивные игры, ЭОРы, ЦОРы, тесты, презентации) дают возможность отобрать такое содержание образования, которое поможет ребёнку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями и в то же время формирует интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям.

Игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки. Стало традицией путешествовать по «экологической тропе». Отдых на природе — увлекательный и интересный, весёлый и эмоциональный. На остановках ребята читают стихи о природе, играют в подвижные игры, загадывают загадки, что стимулирует получение экологических знаний, закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой.

Викторины — одна из форм экологического воспитания. Они носят интегрированный характер. Для достижения успеха необходимы знания по экологии в области естествознания и общая эрудиция. Викторины готовятся в виде игр «Музейный урок», «Заповедники Белгородчины», «Птицы нашего края», «Географическая», «Грибы», «Лес» и т. д. Комплексные игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт и непосредственное взаимодействие с природой. Поэтому такие игры пользуются большой популярностью у детей: «В царстве Чёрного дракона», «Экология», «Цветочный марафон» и другие. Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют декады окружающего мира, экологические акции и недели. В этот период проводятся конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля — наш общий дом», классные часы, конкурсы «Знатоков природы», акции «Помощь зоопарку», «Чистый двор», «Моя улица», «Сбережём дерево», «Птичья кормушка», «Сохраним первоцветы», «Не рубите ёлочку», «Чистый берег», игры-путешествия по станциям. В конце экологической недели проводится праздник в виде информационной игры, игры-путешествия, конференции.

Проектные технологии открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость проекта видится в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина — процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Огромное значение для школьников имеет целенаправленное изучение природы Белгородчины, знание «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы родного края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить. На протяжении ряда лет всеми учителями, работающими в этом направлении, используется краеведческий материал. Учащимися выполняются проектно-исследовательские работы: «Какую воду мы пьём?», «Упаковке — вторую жизнь», «Быль про пыль», «Охраняемые природные территории Белгородчины», «Млекопитающие Белгородской области», «Природные условия и экологические проблемы Белгородской области». Педагогами систематически организуются экскурсии по заповедным местам Белгородской области. С интересом учащиеся участвуют в конкурсах, викторинах, внутришкольных олимпиадах на экологические темы. В этой работе также принимают участие родители, которые оказывают большую помощь педагогам. Членами творческого коллектива разработаны экологические викторины, экологические олимпиады для младших школьников, в эту систему знаний вошли два блока: опорные экологические знания и природоохранительные знания.

Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность на уроках по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов формировать у учащихся представления о различных предметах и явлениях природы, их эстетической ценности и влияния на настроение и чувства человека, на его здоровье и трудовую деятельность.

Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, технология) помогает понять следующие экологические положения:

– природа — объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану;

– характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и хозяйственной деятельности человека.

Особенности организации учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков окружающего мира, информатики, чтения и русского языка, т. к. изучение материалов о жизни природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, умение анализировать и синтезировать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует глубокому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.

Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков окружающего мира, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так, что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.

При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.

Большие возможности для осуществления экологического образования имеют экскурсии по различным предметам: чтению, изобразительному искусству, информатике, трудовому обучению, математике, необходимость проведения которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и т. д.

Литература:

  1. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст]: учебник\ Г. В. Буковская. — С-Пб.:Владос, 2012, 213 с.
  2. Васильев, С. В. Формирование природоохранных понятий [Текст]: учебник\ С. В. Васильев.-М.:КНОРУС, 2013, 127 с.
  3. Зверев, И. Д. Компоненты экологического образования [Текст]: учебник\ И. Д. Зверев.- М.:Просвещение, 2012, 189 с.
  4. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе [Текст]: учебник\ Т. С. Иванова.-М.;КНОРУС, 2013, 145 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle