Библиографическое описание:

Султанкулова Ш. Ф. Понятие и уровни методологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 31-33.



Ключевые слова: память, классификация видов памяти, индивидуальные различия памяти у людей, законы и теории памяти

Памятьспособность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения [4, с. 248].

В соответствии с функциями памяти различают ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение изабывание. Главный среди них — запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность ее воспроизведения. Характеристики памяти: объем, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность хранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. [5, с. 248–249] Существуют индивидуальные различия памяти, которые проявляются в преимущественном развитии одного из видов памяти — вербальной, образной, эмоциональной или двигательной.

В соответствии со временем сохранения информации выделяют сенсорную память (0,1–0,5 сек.), кратковременную (до 20 сек.), долговременную (неограниченно), оперативная память (несколько дней). [2, с. 348–349]

В соответствии с характером психической активности выделяют словесно-логическую, образную, двигательную иэмоциональную память. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную память и т. п.

По характеру участия воли в процессах выделяют непроизвольное запоминание — происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи, и произвольное запоминание- процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). [4, с. 255-259]

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память. Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Основные факты изакономерности памяти, теории.

Ассоциативная теория. Веё основе — лежит понятие ассоциации. Память в этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности (в прошлом — одновременно), подобию (образы восприятия вызывают др. образы или представления при их сходстве по к.-л. признаку), контрасту (образы или представления могут вызвать противоположный, контрастный образ, представление), временной и пространственной близости. На основе этой теории был открыт закон забывания Г. Эббингауза (выведенный на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов), в соответствии с которым забывание после первого повторения серии идёт в начале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается 60 % информации, а через 6 дней остаётся менее 20 % от общего числа слогов. Эффект края.При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Гештальтеория: подчеркивается значение структурирования материала, его доведение до целостности. Теория деятельности: память — особый вид психол. деятельности, включающей систему действий: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. В своих исследованиях А. А. Смирнов (сторонник теории деятельности) установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли. Эффект Зейгарник: если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Эффект реминисценции. Это — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 ¼ 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания [4, с. 261–275].

Воображение, виды иосновные функции воображения; приемы творческого воображения.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Функции воображения: воображение из-за особенностей физиологических систем связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение, а, внушая человеку об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Т. о., воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Виды воображения.

По степени преднамеренности: непроизвольное — деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии (крайний случай — образы сновидений в причудливых сочетаниях); произвольное — проявляется, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов. Оно преднамеренно. В произвольном воображении выделяют: воссоздающее воображение, творческое воображение, мечту.

Воссоздающее воображение: возникает при необходимости воссоздания представления объекта, наиболее полно соответствующего его описанию (чтение литературы). Воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Если описание объекта основывается на схемах, чертежах, то в воссоздании образа большую роль играет пространственное воображение — способность воссоздать образ в трехмерном пространстве. Т. о., процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Творческое воображение – вид воображения, в котором человек преобразует представления и самостоятельно создает новые. Оно также тесно связано с памятью. Между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении человек в разной степени должен восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Мечта — способность самостоятельно создавать новые образы. Отличия от творческого воображения:

  1. в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя (в мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека).
  2. мечта – процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:

  1. Подготовка (зарождение идеи).
  2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
  3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
  4. Проверка.

Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал теорию решения творческих задач. По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

Литература:

  1. Большой толковый психологический словарь. Т.1. / А-О / Пер. с англ. / Ребер Артур. — ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001. — 592 с.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 1: Пер. с франц. – М.: «Мир», 1999.
  3. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. – 584 с.
  4. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle