Автор: Муратова Ирина Геннадьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Библиографическое описание:

Муратова И. Г. Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 37-40.



 

Работая на кафедре «Музыкальное образование», педагог находится в центре проблем, связанных с развитием личности и общества в целом. Задача образования сводится к тому, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь творческий потенциал для реализации становления и развития личности студента.

Баянисты встали на путь профессиональной деятельности тогда, когда пианисты и скрипачи уже имели вековые исполнительские и педагогические традиции, обширный концертный и учебный репертуар, методическую литературу. Использование опыта, накопленного другими инструменталистами, позволило баянистам за короткий срок достичь больших успехов и перейти от любительского домашнего музицирования к концертному исполнительству, от самообучения игре по слуху к системе профессионального образования. Но для дальнейшего развития и совершенствования исполнительского мастерства необходимо было создание высокохудожественной оригинальной литературы и методики преподавания, учитывающей все особенности и специфику инструмента.

В настоящее время в репертуаре баянистов имеется значительное количество разнообразных и интересных по содержанию и форме оригинальных произведений. Идет процесс создания школ, методических пособий и учебной литературы, как для готового, так и для готово-выборного баяна. Разработаны программы для всех ступеней обучения по классу баяна и аккордеона. Улучшилось качество подготовки баянистов (акк.) в музыкальных школах, колледжах, вузах. Методические кабинеты ведут постоянную работу по повышению квалификации педагогов-баянистов (акк.).

Вместе с тем, педагогическая практика не свободна от существенных недостатков, многие из которых связаны с нарушением принципов дидактики. Типичным явлением стало несоблюдение дидактического принципа доступности, т. е. завышение репертуара. Следует подчеркнуть, что нарушение принципа доступности в начальный период обучения приводит к самым серьезным последствиям, которые трудно, а иногда и невозможно исправить на дальнейших этапах обучения.

Беда заключается в том, что принцип доступности признается чаще только на словах. На практике же программа нередко завышается, причем не только по специальности, но и по ансамблю, оркестру. Причины этого явления различны, и устранить их не так легко, как кажется на первый взгляд.

Проанализируем пять основных причин:

  1.                Формальное отношение к планам занятий, составление планов без учета индивидуальных способностей студента. Иногда это связано с тем, что педагог просто не знает методики составления индивидуальных планов или не изучал учебный материал. Недостаточный контроль со стороны руководителей баяна (акк.) усугубляет создавшееся положение.
  2.                Ошибочное определение сложности произведения. Зачастую педагог обращает внимание лишь на технические трудности произведения, не задумываясь над сложностью главного-содержания.
  3.                Преднамеренное усложнение программы из-за своеобразного педагогического честолюбия. При обсуждении результатов зачетов или экзаменов такие педагоги часто говорят: «Мой студент играл сложную программу, поэтому он достоин высшей оценки». Эти рассуждения говорят о незнание элементарных принципов отбора учебного материала и критериев оценки исполнения. Считается также, что одно произведение, превышающее возможности студента, обязательно должно быть включено в программу для его «роста». Таким образом, в репертуар попадает не только трудное, но и недоступное для студента на данном этапе произведение, которое в результате оказывается невыученным. Следует отметить, что от завышенной по этой причине программы чаще всего страдают наиболее способные студенты.
  4.                Стремление студентов играть те или иные произведения, недоступные для них, а «податливость» педагогов, мотивирующих тем, что студент быстрее выучит произведение, которое ему нравится, что он будет больше заниматься и большего добьется. Эти рассуждения, не лишены оснований, но если возможности студента совершенно несоизмеримы с трудностями данной пьесы, то он не сможет их преодолеть.
  5.                Музыкальная беспомощность педагога, неумение работать над музыкальным содержанием произведения. Практика показывает, что работа над музыкальным содержанием произведения (где необходимо максимальное выявление для данного произведения средств музыкальной выразительности) некоторым педагогам дается тяжелее, чем работа над техническими трудностями. Такому «педагогу» иногда нечего сказать своему студенту, если технически пьеса несложна и технические трудности студент преодолел. Стремясь прикрыть свою педагогическую беспомощность, преподаватель идет на завышение программы, делая это своеобразным средством самозащиты.

Но каковы бы ни были причины усложнения программы, последствия оказываются губительными. Баянист (акк.), который начинает учить недоступную для него пьесу, прежде всего, не может справиться с техническими трудностями. Разбор, выучивание текста на память отнимает у него слишком много времени, лишая возможности проанализировать форму и содержание произведения, отработать звукоизвлечение, нюансы, штрихи и т. д. Всю эту работу студент откладывает на более поздний период, когда достаточно разберется в тексте произведения. Находясь в плену у непосильного для него произведения, баянист не успевает уловить все ошибки на начальном этапе обучения, и потом ему уже трудно освободится от них, так как он привыкает к несовершенному звучанию и уже не замечает погрешностей своего исполнения.

Важную роль играют музыкальные данные студента. Но даже талантливый студент, если он будет отдавать все время только разучиванию сложных произведений, работе над техническими трудностями, не достигнет высокого уровня исполнительства.

Талант требует очень бережного отношения к себе. Опытный педагог будет лелеять, растить талант от урока к уроку, из года в год, а не губить его непомерными трудностями.

Над непосильным произведением баянист работает с предельным напряжением. В результате такой работы неизбежна потеря качества: неточное исполнение штрихов, нюансов, ошибки ритмического характера, погрешности стиля и, конечно же, неверное, искаженное создание художественного образа. Прежде всего, страдает качество звукоизвлечения, а оно имеет первостепенное значение для музыканта-исполнителя.

Нарушая принцип доступности, педагог невольно сводит работу к «натаскиванию». Получив слишком сложное произведение, студент в течение 3–4 недель учит только текст. Проходит месяц-полтора, а студент еще путает ноты, гармонию, аппликатуру, не в состоянии следить за последовательностью изложения материала, а педагог уже начинает работать с ним над художественными особенностями пьесы. Но студент не может выполнить требования педагога, более того — пьеса ему уже надоела. Снижается интерес к занятиям вообще, и он неохотно садится дома за инструмент. Педагог, чтобы помочь студенту начинает разучивать с ним произведение на уроке, выполняя по сути дела, его домашнюю работу. За неделю — две до выступления (зачета, экзамена) «ежедневник» студента все еще пестрит записями педагога: «Играть без ошибок»; «Играть с нюансами»; «Не путать пальцы» и т. п. Такие указания и требования имеют силу слов врача, обращенных к тяжело больному: «Не болейте!».

После того как недоступная программа выучена кое-как на память, студент, а вместе с ним и педагога до выступления охватывает лихорадочное волнение. Их мучает один вопрос: удастся ли сыграть без остановок. Эмоции являются запасным механизмом, который выручает в ответственные минуты, мобилизует все силы, скрытые ресурсы человека. Но есть эмоции, приводящие к катастрофе — «волнение и паника».

Итак, с одной стороны, без творческого волнения, без положительных эмоций не может быть настоящего исполнения. Эмоции создают подъем, необходимый настоящему художнику, чтобы творить, а не ограничиваться равнодушным выполнением работы. С другой стороны, отрицательные эмоции, вызванные несоответствием цели и средств, могут привести к провалу.

Иногда неудачное выступление вызывает серьезные последствия: студент начинает неуверенно чувствовать себя на сцене, он теряет самообладание от мысли, что сейчас что-то случится, что он забудет, запутается и т. п. Это явление прогрессирует, концертная деятельность становится для студента мучением, и он вынужден ее прекратить.

Одной из причин нарушения принципа доступности является недостаточное внимание педагога к планированию работы каждого студента. Педагогическая практика выработала различные формы и планирования в зависимости от предмета обучения. План любой формы строится, прежде всего, на основе учебной программы. Грубейшую ошибку совершают те педагоги, которые, надеясь на свой педагогический опыт, годами не заглядывают в программу. Помимо программы, индивидуальное планирование основывается на учете индивидуальных особенностей студента. В различных учебных заведениях приняты разные формы планирования.

  1. Краткая характеристика студента в начале полугодия.

В нее входит оценка музыкальных данных, уровень музыкального и общего развития, психических и физических особенностей студента.

  1. Индивидуальная задача на полугодие.

Она основывается на характеристике студента и общей задаче обучения, изложенной в программе, должна быть выполнимой и конкретной — то есть определять объем знаний, умений, навыков, которые следует получить студенту.

  1. Инструктивный материал и музыкальные произведения, которые будут способствовать выполнению этой задачи.

Целью работы над инструктивным материалом — гаммами, арпеджио, упражнениями, этюдами — является следующее:

1)     развитие определенного вида техники; преследуется цель разностороннего технического развития студента…

2)     подготовка студента к преодолению технических трудностей произведения, необходимо брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движений, которые встречаются в произведении.

В художественную часть репертуара следует включать различные по характеру произведения народного творчества, русских и западных классиков, советских и зарубежных композиторов. Все произведения должны обладать несомненной художественной ценностью.

  1. Заключительная часть.

Она формируется в конце полугодия и представляет оценку итогов работы. На основании этих выводов педагог ставит новую педагогическую задачу на следующее полугодие.

Подобное составление индивидуального плана позволяет осуществить принцип последовательности обучения.

Успехи студента находятся в прямой зависимости от мастерства и искусства педагога. Как показала педагогическая практика, существует четыре категории преподавателей музыки:

1)     педагоги — исполнители;

2)     исполнители — не педагоги;

3)     педагоги — не исполнители;

4)     не педагоги — не исполнители.

Одним из самых больших недостатков молодых педагогов является неумение передавать свои знания и исполнительское мастерство студента.

Среди них не мало хороших музыкантов, беда которых заключается лишь в отсутствии опыта педагогической работы. Нельзя недооценивать и роль глубокого, систематического изучения методики преподавания.

Что же является залогом успешной работы педагога? Прежде всего, доступность и последовательность требований и указаний. Неопытный педагог требует от студента выполнения нескольких указаний сразу. Пусть каждое из них в отдельности не вызывает затруднений, но нарушение принципа последовательности делает их невыполнимыми. Студент не может сосредоточить свое внимание на большом количестве объектов и воспринять все одновременно. Искусство педагога в данном случае будет заключаться в способности мгновенно проанализировать урок и найти то, что мешает восприятию студента.

Иногда вполне доступный материал становится недоступным вследствие того, что преподаватель, не добившись выполнения прежнего задания, начинает предъявлять студенту новые требования. В результате в знаниях студента образуются значительные пробелы, и он перестает понимать указания педагога. Урок в подобных случаях обычно проходит так: педагог часто прерывает игру студента, много говорит, а тот, смутно представляя, что же надо делать, и привыкнув к замечаниям, уже не вслушивается в его слова.

Одним из необходимых качеств студента является умение работать самостоятельно дома. Задача педагога — научить самостоятельно работать над произведением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность, выполнимость домашнего задания. Необходимо учитывать следующее: объем материала, срок выполнения, сложность задачи и работоспособность студента. Несоответствие одного делает задание недоступным.

Невыполнение домашнего задания является сигналом бедствия, и педагог обязан выяснить причины этого. Но, прежде всего, он должен задать себе вопрос: «Выполнимо ли было домашнее задание?». Педагоги слишком часто обвиняют студентов в лени, неорганизованности. А представьте себе состояние студента, который много работал дома, но на урок пришел неподготовленным. И далеко не редкий случай, когда педагог, вместо того чтобы поставить мысленно себе «двойку», недрогнувшей рукой выводит ее в «ежедневнике» студента!

Дать на дом доступную работу — большое педагогическое искусство. Существенное значение имеет конкретность домашнего задания. Опытный педагог формулирует задание таким образом, чтобы на уроке можно было легко определить, сколько и как занимался студент. Может ли, например, педагог оценить работу студента, если в «ежедневнике» записано: «Играть увереннее, без ошибок»; «Играть ритмично, не ускорять» или «Играть с нюансами»?

Неоднократные напоминания о правильном исполнении не принесут никакой пользы — студент должен услышать и осознать свои ошибки. Для этого необходимо упростить задание: предложить сыграть в медленном темпе небольшой отрывок или даже несколько тактов.

И лишь, после того как ошибки исчезнут, можно позволить студенту продолжать работу дома.

Важным разделом урока является проверка выполнения домашнего задания. Педагог должен дать студенту возможность «высказаться» полностью, не прерывая игру замечаниями. Выяснив до конца, насколько усвоено домашнее задание, он сможет построить дальнейшую работу над произведением. К сожалению, бывает иначе: педагог останавливает студента на первых же тактах и работает над ними целый урок. В результате остается невыясненными, как выполнено задание и на что следует обратить внимание в первую очередь.

Наряду с умением выслушать студента педагог должен обладать и умением слушать его.

Нередко в процессе работы над произведением у педагога происходит незаметное смещение представлений, и он начинает принимать желаемое звучание за действительное, не замечая затруднений, которые испытывает студент. Во время урока такой преподаватель восполняет недостатки игры студента дирижированием, пением или словами, и только на экзамене, не имея возможности «помочь» студенту, он обнаруживает, что его исполнение далеко не безупречно. Может случиться, что, привыкнув к несовершенному звучанию, педагог не услышит его и на экзамене. Это одна из причин того, что, достаточно хорошо разбираясь в игре «чужих» студентов, преподаватели не всегда критически воспринимают исполнение своих.

Несколько слов о доступности аппликатуры.

Если педагогу часто приходится заносить в «ежедневник» студента одну и ту же запись: «Не путать пальцы», — это должно вызвать у него тревогу и заставить его подумать о причинах невыполнения указаний.

Прежде всего, надо пересмотреть требования на предыдущих уроках. Может быть, студенту было предложено играть в быстром темпе, недоступном для него на данном этапе. Во время исполнения студент путал пальцы; возникшая аппликатурная неустойчивость перешла затем в устойчивую путаницу и стала причиной неритмичной игры, ошибок и остановок. Исправить положение, можно лишь вернув студента к доступному для него темпу и проверив в медленном темпе аппликатуру.

Кроме того, исполнительский аппарат каждого баяниста имеет свои физиологические особенности, и педагог должен знать это, чтобы выбрать наиболее рациональную для данного студента аппликатуру.

Итак, не только усложнение программы, но и отступление от основных дидактических установок при разучивании произведения может привести к нарушению принципа доступности. Вместе с тем несомненен и другой вывод: неисполнимых произведений почти нет — вопрос заключается лишь в сроке подготовки и методах работы над ними.

Умение сделать материал доступным является одним из основных условий успешной работы преподавателя. В этом заключается педагогическое мастерство и искусство.

 

Литература:

 

  1.      Бажилин, Р. Н. Школа игры на аккордеоне: учебное пособие/Р. Н. Бажилин.–М.: Музыка, 1999.– 205с.
  2.      Липс, Ф. Искусство игры на баяне: учебник / Ф. Липс.– М.: Музыка, 1998.–127с.
  3.      Лушников, В. Школа игры на аккордеоне: учебное пособие / В.Лушников.– М.: Советский композитор, 1988.–189с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle