Библиографическое описание:

Иманмурзаева А. У., Раджабов И. М. Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 140-142.



В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников. Отмечается, что каждый народ под влиянием исторически сложившихся социальных, экономических, географических условий и создает свои художественные эстетические традиции в развитии декоративно-прикладного творчества.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, традиции, эстетическое отношение, младшие школьники.

Традиции имеются в истории в культуре каждого народа, нации и государство. В истоках традиций лежат как географические условия, историческая преемственность, так и влияние социально-экономического уклада общества.

Во все времена общество нуждалось не только в преобразовании, но и в условии и поддержании существенных традиций, которые являются основным фондом, культуры, результатом новаторской деятельности предшествующих поколений. Национально-художественные традиции находятся в постоянном движении: изменения общественной жизни влияют на их развитие и обогащение.

Предметный мир, окружающего человека всегда в разных формах несет на себе следы его трудовой преобразующей художественно-творческой эстетической деятельности. Человек не только использует окружающую среду и предметы этой среды, а также изменяет ее в соответствии со своими интересами и потребностями, эстетическими отношениями в числе которых важными являются эстетические, художественные, творческие потребности. Каждый народ под влиянием исторически сложившихся социальных, экономических, географических условий создает свои художественные эстетические традиции в развитии декоративно-прикладного творчества. Культурные и художественные эстетические традиции народа — та основная база, освоив и использовав которую, созидатель, творец может сотворить нечто новое, необыкновенное, которое может достичь еще одной вершины в развитии эстетического отношения к окружающему миру. Накопленный народом художественный опыт — результат творческих усилий, находок целого ряда поколений людей. Он же, в свою очередь, служит основой дальнейших достижений в художественном, декоративно-прикладном творчестве. Преобразующая творческая деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства широка и многогранна. Она охватывает разнообразные предметы окружающего мира и различные материалы. Само название декоративно-прикладное искусство особо подчеркивает его главное практическое назначение. Это прежде всего деятельность прикладная, то есть направленная на улучшение художественного, эстетического качества отношения к окружающему миру.

В этом и заключается ее утилитарный эстетический творческий характер в создании изделий, предметов окружающего мира. Особенностью декоративно-прикладной деятельности является то, что она всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное и всегда взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их полезными красивыми способствует удовлетворению тех чувств, которые связаны с восприятием эстетического отношения прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство, как правило, вызывает духовно-нравственное, эстетическое, художественно-эстетическое удовлетворение, радость творчества. Эстетическое отношение человека к окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию эстетического отношения художественного вкуса, формированию эмоциональных, чувственных качеств личности.

«… Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творим свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливость, — развивается по только ему присущим законом. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [1, с. 343].

Изделие декоративно-прикладного творчества вносит большую чувственную, выразительную неповторимость в ее художественный образ, формирует эстетическое отношение и потому располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения к миру. Все произведения декоративно-прикладного творчества создаются и используются с целью художественной обогащения окружающей среды, приданию ей больше декоративности и выразительности. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного творчества позволяет привлекать к участию в работе учащихся школ практически всех возрастных групп с различной художественно подготовленностью. Занятия декоративным искусством, наряду с удовлетворением художественных потребностей, формируют эстетическое отношение к окружающему миру, развивают эстетический вкус, приобщают учащихся к труду, прикладному творчеству.

«Практика подтвердила, что влияние народного искусства на детей выразилось в их повышенной творческой активности и самостоятельности, в усилении художественной выразительности созданных ими декоративных работ» [2, с. 134].

В образовательно-воспитательной деятельности, в частности, в процессе обучения изобразительному искусству, декоративно-прикладное творчество следует рассматривать как часть общей материальной и духовной культуры, формирующего эстетического отношения младших школьников. Правильное его понимание и умелое использование позволяет определить главную цель педагогического процесса — развить творческую активность личности, эстетическое отношение учащихся стимулировать особые качества индивида, его одаренность, учитывая при этом исторический опыт народа. Поэтому, знакомя учащихся с образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, необходимо добиться, чтобы они органически поняли приемы практической художественной деятельности, усвоили принцип традиционного, коллективного создания образов, изобразительных сюжетов, декоративных мотивов народного творчества, основных принципов (повторы, вариации, импровизации).

Сегодня в учебно-воспитательном процессе школы преподаватели изобразительного искусства должны понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связано с повседневным бытом, это одна из важнейших констант организации оптимальной среды обитания, своеобразная «художественная летопись» в национальной культуре, поскольку основные характерные для данного региона объемные формы и декоративные мотивы базируются на многовековом отборе, «рыночном» спросе народов, потребителя изделий мастерства и определенной художественно-ремесленной школы.

Испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями которые способствуют формированию эстетического отношения младших школьников. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике художественном образовании. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической его оценкой образец народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачу не только дать оценку, но и активизировать познавательный эстетический потенциал, которые способствует развитию эстетического отношения младших школьников.

Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание учащегося, они живо и непосредственно реагируют на объем и форму окружающих предметов, их линейное очертание, цвет и цветовые сочетания. Это относится прежде всего к произведениям декоративного искусства, поскольку они в силу своего прикладного характера, окружают ребенка с первых дней его жизни, являются естественным компонентом быта способствуют формированию эстетического отношения младших школьников.

К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для развития эстетического отношения учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.

Поэтому наиболее верным направлением эстетического образования и развития эстетического отношения учащихся школ является использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.

Литература:

  1. Некрасова М. А., народное искусства как часть культуры// М.: Изобразительное искусство, 1983. 343с.
  2. Максимов Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство — детям. — В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство — детям. — М., 1976
  3. Радажбов И. М.,Ю. В. Печерский. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой активности школьников. — 1. — 2004: Даггоспедуниверситет, 2004. — 95 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle