Библиографическое описание:

Вострякова Т. Н. Современный урок русского языка. Технологическая карта урока по теме «Корень слова» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 28-31.



В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на восхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-познавательного процесса.

В основу ФГОС положен системно-деятельный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности. При разработке новых Федеральных Государственных Стандартов приоритетным направлением основного общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, которые ставят главной задачей в развитии личности ученика умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы. Однако прежняя система образования не позволяла достичь новых результатов. Наблюдается противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. В этом есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах. И проявляется это в процессе обучения: падение интереса к учёбе, нежелание самостоятельно добывать знания, самореализовываться и самовыражаться. Традиционные уроки ассоциируются с учителем, объясняющим новый материал у доски, и учениками, записывающими большое количество сложного материала, который необходимо выучить.

При этом часть учащихся не проявляют интереса к знаниям, не могут применять их в жизни. Даже ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программным материалом теряются как только оказываются в нестандартной обстановке и не могут решить продуктивные задачи. Такие дети не готовы к новым технологиям. Они ждут подсказки учителя. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования стала непродуктивной, т. к. дальнейшее накопление информации ведёт к перегрузке учащихся и задача обучения заключается не в суммировании знаний, а вооружении учащихся инструментом, который можно использовать для получения знаний. Отсюда вытекают противоречия:

− низкий уровень мотивации учебной деятельности, а ФГОС требует активную познавательную деятельность;

− неумение применять знания в нестандартной обстановке, а ФГОС предполагает необходимость развития личности, её познавательных и созидательных способностей.

Проанализировав вышеизложенную ситуацию можно сформулировать профессиональную проблему: КАК превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребёнка, используя технологию развития критического мышления?

Чтобы решить эту проблему необходимо решить следующие задачи:

− создать условия, способствующие внедрению технологии развития критического мышления в образовательный процесс преподавания русского языка, и достижения нового результата обучения посредством применения данной технологии.

− изучить теоритический материал по применению технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы;

− отобрать материал для процесса преподавания русского языка и литературы на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

− разработать технологические карты уроков на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Паспорт технологической карты.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Школа: ГБОУ ООШ с. Чёрновка м. р. Кинель-Черкасский

Тема урока: «Корень слова»

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Вид урока: традиционный

Мизансцена урока: смешанные группы, по3 человека

Оборудование: ноутбуки, учебник, раздаточный материал

Цель урока: Формировать научное мышление школьников на основе глубокого осмысления темы «Корень слова»

Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончанию изучения темы:

− совершенствует знания о корне слова, научаться подбирать однокоренные слова; научится определять однокоренные слова и формы одного итого же слова; находить общее лексическое значение слова; давать характеристику корню слова и однокоренным словам выделять графически корень слова; проявляет интерес к изучаемой теме.

Таблица 1

Программные требования

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирования ценностных ориентаций. Адекватная мотивация учебной деятельности

Прогнозирование выполнения работы. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формирование уважительного отношения к России, русскому языку. Освоение доступных способов изучаемого материала.

Программное состояние: Тема «Корень слова» изучается в 5 классе в разделе «Морфема. Орфография. Культура речи». Данная тема — четвертая в этом разделе, на изучение отводится 1 урок. (Русский язык. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Тростенцова Л. А., в 2-х ч., М. Просвещение)

Мировоззренческая идея: Научить учащихся применять технологию развития критического мышления через чтение и письмо самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотно мыслили, с удовольствием учились в течение всей жизни.

Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, формы одного и того же слова, лексическое значение слова

План урока.

  1. Составление «кластера» о корне слова (главная часть слова, лексическое значение).
  2. Ответ на тонкие и толстые вопросы.
  3. Чтение параграфа с маркировкой (приём «Инсерт»).
  4. Работа в группах (рассказать о корне, что стало известно. Найти общее лексическое значение слов, ответить на вопрос. Что общего у данной группы слов)
  5. Работа с мини- тестом.
  6. Групповая работа (прием Покопаемся в памяти)
  7. Заполнение кластера (корень- главная — значимая часть слова- одна часть речи — разные части речи)
  8. Составление Синквейна «Корень», подведение итогов урока.

Таблица 2

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин.

− Проявляют интерес к изучаемой теме;

− Владеют способами сотрудничества;

− Используют приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Практическая работа: составление кластера

(главная часть слова--- лексическое значение)

− Что мы знаем о корне слова?

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что общего в словах: чай, чайник, чайный(напиток)

Почему без корня невозможно понять слово?

Перепутанные слова являются?

Какое значение имеет корень?

Что может выражать корень?

Почему корни отличаются друг от друга?

Индивидуальная работа с ноутбуками.

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин.

− Совершенствуют знания о корне слова;

− Находят общее лексическое значение слов;

− Определяют однокоренные слова и форы одного и того же слова;

− Дают характеристику корню слова и однокоренным словам;

− Подбирают однокоренные слова;

− Выделяют корень слова; дают оценку, прогнозируют знания.

Чтение текста с маркировкой

Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Приём «ИНСЕРТ»

«v» — уже знал «-» — думал иначе

«+» — новое «?» — не понял, есть вопросы

Работа с текстами

Задание — рассказать, что вам стало известно о корне слова.

Найдите общее лексическое значение в словах: Белый, беловатый, побелка, белизна. Весна, весенний. Красный, краснеть, краснота, покраснение.

Ответьте на вопрос Что общего у данных слов?

Решить мини-тест на отличие однокоренных слов и форм одного итого же слова.

Приём «Покопаемся в памяти»

Подобрать однокоренные слова, выделить графически корень: рыба, ветер, шахматы, луна

Работа в парах, самостоятельное чтение параграфа 74 (стр. 12–13);

Раздаточный материал в ноутбуках;

Работа в группах по тексту с приёмом «инсерт» и выполняют задания, проверка озвучивается;

Самостоятельно решают тест, проверка индивидуально учителем;

Подбирают слова, называют их товарищам в группе, дополняют свой список.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.

− Дают определение корня;

− Называют однокоренные слова;

− Объясняют, что корень – это главная, значимая часть слова.

Практическая работа: заполнение кластера

− Что мы знаем о корне слова?

− Какие слова называются однокоренными?

− Что является основным лексическим значением слова?

Проверка:

Практическая работа: составление синквейна

Корень

Главная, значимая

Заключает, носит, образует

Без корня не существует слово

Морфема.

− Самостоятельно;

− Фронтально;

− Иллюстрации в ноутбуках и в учебнике.

Раздаточный материал:

− Самостоятельно;

− Фронтально;

− Работа в парах.

Подведение итогов урока: содержательная оценка

Литература:

  1. «Концепция ФГОС общего образования» под редакцией А. А Кузнецова, А. М. Кондакова.
  2. Поташник М. М. Требования к современному уроку. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
  3. Технология развития критического мышления / Калмыкова Е. В. // http://ipk.68edu.ru/2010–05–31–12–25–16/consultinnovatika/381-kritika.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle