Библиографическое описание:

Вострякова Т. Н. Современный урок русского языка. Технологическая карта урока по теме «Корень слова» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 28-31.



В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на восхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-познавательного процесса.

В основу ФГОС положен системно-деятельный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности. При разработке новых Федеральных Государственных Стандартов приоритетным направлением основного общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, которые ставят главной задачей в развитии личности ученика умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы. Однако прежняя система образования не позволяла достичь новых результатов. Наблюдается противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. В этом есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах. И проявляется это в процессе обучения: падение интереса к учёбе, нежелание самостоятельно добывать знания, самореализовываться и самовыражаться. Традиционные уроки ассоциируются с учителем, объясняющим новый материал у доски, и учениками, записывающими большое количество сложного материала, который необходимо выучить.

При этом часть учащихся не проявляют интереса к знаниям, не могут применять их в жизни. Даже ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программным материалом теряются как только оказываются в нестандартной обстановке и не могут решить продуктивные задачи. Такие дети не готовы к новым технологиям. Они ждут подсказки учителя. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования стала непродуктивной, т. к. дальнейшее накопление информации ведёт к перегрузке учащихся и задача обучения заключается не в суммировании знаний, а вооружении учащихся инструментом, который можно использовать для получения знаний. Отсюда вытекают противоречия:

− низкий уровень мотивации учебной деятельности, а ФГОС требует активную познавательную деятельность;

− неумение применять знания в нестандартной обстановке, а ФГОС предполагает необходимость развития личности, её познавательных и созидательных способностей.

Проанализировав вышеизложенную ситуацию можно сформулировать профессиональную проблему: КАК превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребёнка, используя технологию развития критического мышления?

Чтобы решить эту проблему необходимо решить следующие задачи:

− создать условия, способствующие внедрению технологии развития критического мышления в образовательный процесс преподавания русского языка, и достижения нового результата обучения посредством применения данной технологии.

− изучить теоритический материал по применению технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы;

− отобрать материал для процесса преподавания русского языка и литературы на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

− разработать технологические карты уроков на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Паспорт технологической карты.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Школа: ГБОУ ООШ с. Чёрновка м. р. Кинель-Черкасский

Тема урока: «Корень слова»

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Вид урока: традиционный

Мизансцена урока: смешанные группы, по3 человека

Оборудование: ноутбуки, учебник, раздаточный материал

Цель урока: Формировать научное мышление школьников на основе глубокого осмысления темы «Корень слова»

Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончанию изучения темы:

− совершенствует знания о корне слова, научаться подбирать однокоренные слова; научится определять однокоренные слова и формы одного итого же слова; находить общее лексическое значение слова; давать характеристику корню слова и однокоренным словам выделять графически корень слова; проявляет интерес к изучаемой теме.

Таблица 1

Программные требования

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирования ценностных ориентаций. Адекватная мотивация учебной деятельности

Прогнозирование выполнения работы. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формирование уважительного отношения к России, русскому языку. Освоение доступных способов изучаемого материала.

Программное состояние: Тема «Корень слова» изучается в 5 классе в разделе «Морфема. Орфография. Культура речи». Данная тема — четвертая в этом разделе, на изучение отводится 1 урок. (Русский язык. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Тростенцова Л. А., в 2-х ч., М. Просвещение)

Мировоззренческая идея: Научить учащихся применять технологию развития критического мышления через чтение и письмо самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотно мыслили, с удовольствием учились в течение всей жизни.

Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, формы одного и того же слова, лексическое значение слова

План урока.

  1. Составление «кластера» о корне слова (главная часть слова, лексическое значение).
  2. Ответ на тонкие и толстые вопросы.
  3. Чтение параграфа с маркировкой (приём «Инсерт»).
  4. Работа в группах (рассказать о корне, что стало известно. Найти общее лексическое значение слов, ответить на вопрос. Что общего у данной группы слов)
  5. Работа с мини- тестом.
  6. Групповая работа (прием Покопаемся в памяти)
  7. Заполнение кластера (корень- главная — значимая часть слова- одна часть речи — разные части речи)
  8. Составление Синквейна «Корень», подведение итогов урока.

Таблица 2

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин.

− Проявляют интерес к изучаемой теме;

− Владеют способами сотрудничества;

− Используют приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Практическая работа: составление кластера

(главная часть слова--- лексическое значение)

− Что мы знаем о корне слова?

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что общего в словах: чай, чайник, чайный(напиток)

Почему без корня невозможно понять слово?

Перепутанные слова являются?

Какое значение имеет корень?

Что может выражать корень?

Почему корни отличаются друг от друга?

Индивидуальная работа с ноутбуками.

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин.

− Совершенствуют знания о корне слова;

− Находят общее лексическое значение слов;

− Определяют однокоренные слова и форы одного и того же слова;

− Дают характеристику корню слова и однокоренным словам;

− Подбирают однокоренные слова;

− Выделяют корень слова; дают оценку, прогнозируют знания.

Чтение текста с маркировкой

Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Приём «ИНСЕРТ»

«v» — уже знал «-» — думал иначе

«+» — новое «?» — не понял, есть вопросы

Работа с текстами

Задание — рассказать, что вам стало известно о корне слова.

Найдите общее лексическое значение в словах: Белый, беловатый, побелка, белизна. Весна, весенний. Красный, краснеть, краснота, покраснение.

Ответьте на вопрос Что общего у данных слов?

Решить мини-тест на отличие однокоренных слов и форм одного итого же слова.

Приём «Покопаемся в памяти»

Подобрать однокоренные слова, выделить графически корень: рыба, ветер, шахматы, луна

Работа в парах, самостоятельное чтение параграфа 74 (стр. 12–13);

Раздаточный материал в ноутбуках;

Работа в группах по тексту с приёмом «инсерт» и выполняют задания, проверка озвучивается;

Самостоятельно решают тест, проверка индивидуально учителем;

Подбирают слова, называют их товарищам в группе, дополняют свой список.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.

− Дают определение корня;

− Называют однокоренные слова;

− Объясняют, что корень – это главная, значимая часть слова.

Практическая работа: заполнение кластера

− Что мы знаем о корне слова?

− Какие слова называются однокоренными?

− Что является основным лексическим значением слова?

Проверка:

Практическая работа: составление синквейна

Корень

Главная, значимая

Заключает, носит, образует

Без корня не существует слово

Морфема.

− Самостоятельно;

− Фронтально;

− Иллюстрации в ноутбуках и в учебнике.

Раздаточный материал:

− Самостоятельно;

− Фронтально;

− Работа в парах.

Подведение итогов урока: содержательная оценка

Литература:

  1. «Концепция ФГОС общего образования» под редакцией А. А Кузнецова, А. М. Кондакова.
  2. Поташник М. М. Требования к современному уроку. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
  3. Технология развития критического мышления / Калмыкова Е. В. // http://ipk.68edu.ru/2010–05–31–12–25–16/consultinnovatika/381-kritika.html
Основные термины: развития критического мышления, технологии развития критического, «Корень слова», русского языка, однокоренные слова, лексическое значение слова, технологию развития критического, корне слова, корень слова, преподавания русского языка, общее лексическое значение, часть слова, «Развитие критического мышления, главная часть слова, Технологическая карта урока, характеристику корню слова, нестандартной обстановке, Технология развития критического, развития личности, подведение итогов урока

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle