Автор: Севба Елена Васильевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 21.05.2016

Библиографическое описание:

Севба Е. В. Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 42-44.



В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Ключевые слова: аксиологический подход; подход; ценности; профессиональная подготовка студентов.

In article the essence aksiologichesky the approach in vocational training of student, a way of its realization is opened, concept generalization «values», «approach» is given, its structure is shown.

Keywords: aksiologichesky the approach; approach;values; vocational training of student.

Современная система лесного образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущей его профессиональной деятельности. Использование аксиологического подхода в лесном образования прежде всего должно быть направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в действительности и в мире в целом.

Преподаватель в основном взаимодействует уже с личностями, у которых сформированы ценностные профессиональные ориентации. Несомненно, легче работать с теми студентами, у которых такие ценностные ориентации правильно сформированы, носят положительный характер, направлены на интересы отдельной личности и общества в целом. Сложнее работать с теми студентами, у которых необходимо осуществлять корректировку профессиональных ориентаций или полностью их реабилитацию.

В рамках аксиологического подхода будущего специалиста лесного хозяйства важно определить, что такое профессиональная ценность, принципы аксиологического подхода, провести классификацию и определить значение основных аксиологических принципов профессионального саморазвития обучающегося. Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики.

Остановимся на категории «подход» определения которой дают авторы из различных областей знаний. Так, в толковом словаре Ожегова подход рассматривается как «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» [13].

Зимняя И. А. дает несколько определений данному понятию: «По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента)» [7].

В англо-русском терминологическом справочнике по методике преподавания иностранных языков подход к обучению трактуется как реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения [9]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подход к обучению — наиболее широкое понятие, включающее в себя методы, способы и приемы.

Образование является основным каналом приобщения учащегося к ценностям культуры, образования и профессии. Аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей деятельности специалиста, но и определяют его взаимодействие с миром и людьми. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит обучающихся в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности своих отношений с миром [10].

Аксиологический подход традиционно считается одной из методологических основ гуманистически ориентированного педагогического образования, так как направлен на формирование гуманных профессионально-ценностных ориентаций [3].

Аксиологический подход как таковой возник в XIX столетии. К. Д. Ушинский рассматривает человека как феномен в единстве естественного, социокультурного, материально-телесного и духовного явлений. Он обращал внимание на народное воспитание человека, которое должно было основываться на общечеловеческих ценностях.

Если в конце XIX столетия в педагогике понятия «человек» чаще всего рассматривали в единстве с понятием «природа», то с началом XX столетия в педагогической теории возникает другое изучение сути человека — в единстве с понятиями «ценности». В этот период возникают различные определения педагогических ценностей. Так, например, М. М. Рубинштейн, С. И. Гессен и П. Ф. Каптерева, считали, что человек является источником высших духовных ценностей, а процесс образования является возможностью индивидуального, социального и творческого развития [5], [8], [14].

Другой точки зрения придерживались ученые А. П. Нечаев, П. П. Блонский, И. А. Сикорский, которые видели в образовании возможность психологического развития человека [2], [12], [15]. С. А. Левитин и С. Т. Шацкий рассматривали педагогику как средство трудового воспитания человека [17].

Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности.

В психологии ценность, это понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного [6].

В философии ценности — это материальные и духовные реалии, позволяющие людям удовлетворять их желания, потребности, интересы, чаяния и заставляющие прилагать усилия для их достижения, созидания, сохранения и приумножения [1].

А. В. Мудрик рассматривает понятие «ценности» с социально-педагогической точки зрения как «коллективные представления о положительной или отрицательной значимости для человека и общества явлений, предметов реальной действительности и их свойств, а также абстрактных идей» [11].

В. А. Сластенин выделяет определенные группы ценностей педагогической аксиологии.

В первую группу объединены ценности, которые связаны с утверждением в обществе, социальной среде (признание родственников, друзей, успешная профессиональная деятельность).

Во вторую группу вошли ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении. К ним мы можем отнести возможности общения с семьей, родителями, коллегами и т. д.

В третью группу объединены ценности самосовершенствования — это то, что связано с развитием творческих способностей, приобщением к культуре, занятия любимым делом.

Наконец, в пятую группу В. А. Сластенин объединил ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами — возможностями самоутверждения, профессионального роста, межличностного общения, продвижения по службе и т. д. [16].

Под педагогической ценностью Сластенин В. А. понимал нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Н. М. Борытко, О. А. Мацкайлова, обращают внимание на то, что профессиональная направленность обучения в профессиональной школе позволяет представить ценность познания, разума, понимании сущности бытия, мироздания не только как абстрактный идеал, но как учебную и практическую деятельность, как процесс становлении н самосовершенствования профессионала [4].

Профессиональная ценность будущего специалиста лесной отрасли, на наш взгляд, — это предмет, явление, идеи, побуждения необходимые для удовлетворения профессиональных потребностей специалиста. Важно отметить, что в рамках аксиологического подхода ценностью будет являться не всякий предмет или отдельное явление, а только те, которые отвечают определенным аксиологическим критериям. Ведь любая ценность субъективна, и если отдельная ценность для конкретного специалиста лесного хозяйства является таковой, это еще не означает, что она носит гуманистическую направленность, а, следовательно, является аксиологической.

Литература:

  1. Бачинин В. А. /Философия/ Энциклопедический словарь / из-во Михайлова В. А./Санкт-Петербург, 2005.
  2. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения, — М., 1961.
  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для Вузов СПб 2000.
  4. Борытко Н. М., Мацкайлова О. А. /Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография/ Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002.
  5. Гессен С. И. В защиту педагогики // Гессен / Сост. е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 39 61.
  6. С. Ю. Головин. Словарь практического психолога/изд-во РАГС, 2004.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 480с.
  8. Каптерев П. Ф. О нравственном чувстве детей // Женское образование, 1878. № 5. С. 233–296.
  9. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. — 224 с.
  10. Медведева С. А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 61–63
  11. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  12. Нечаев А. П. Сила воли и средства ее воспитания. М.-Л.: Государственное издание, 1928.
  13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 6-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2006. — 944 с.
  14. Рубинштейн М. М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — 4-е изд. — М., 1920.
  15. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания/Киев., 1905.
  16. Сластенин В. А. Педагогический процесс как система. — М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.
  17. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения/ Т.1. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1962
Основные термины (генерируются автоматически): аксиологического подхода, Реализация аксиологического подхода, рамках аксиологического подхода, Аксиологический подход, training of student, vocational training of, специалиста лесного хозяйства, методике преподавания иностранных, преподавания иностранных языков, сущность аксиологического подхода, аксиологического подхода будущего, структура аксиологического подхода, будущего специалиста, аксиологического подхода ценностью, Использование аксиологического подхода, принципы аксиологического подхода, ценностей педагогической аксиологии, педагогической ценностью Сластенин, ценность будущего специалиста, Аксиологический подход традиционно.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle