Автор: Севба Елена Васильевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Библиографическое описание:

Севба Е. В. Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 42-44.



В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Ключевые слова: аксиологический подход; подход; ценности; профессиональная подготовка студентов.

In article the essence aksiologichesky the approach in vocational training of student, a way of its realization is opened, concept generalization «values», «approach» is given, its structure is shown.

Keywords: aksiologichesky the approach; approach;values; vocational training of student.

Современная система лесного образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущей его профессиональной деятельности. Использование аксиологического подхода в лесном образования прежде всего должно быть направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в действительности и в мире в целом.

Преподаватель в основном взаимодействует уже с личностями, у которых сформированы ценностные профессиональные ориентации. Несомненно, легче работать с теми студентами, у которых такие ценностные ориентации правильно сформированы, носят положительный характер, направлены на интересы отдельной личности и общества в целом. Сложнее работать с теми студентами, у которых необходимо осуществлять корректировку профессиональных ориентаций или полностью их реабилитацию.

В рамках аксиологического подхода будущего специалиста лесного хозяйства важно определить, что такое профессиональная ценность, принципы аксиологического подхода, провести классификацию и определить значение основных аксиологических принципов профессионального саморазвития обучающегося. Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики.

Остановимся на категории «подход» определения которой дают авторы из различных областей знаний. Так, в толковом словаре Ожегова подход рассматривается как «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» [13].

Зимняя И. А. дает несколько определений данному понятию: «По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента)» [7].

В англо-русском терминологическом справочнике по методике преподавания иностранных языков подход к обучению трактуется как реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения [9]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подход к обучению — наиболее широкое понятие, включающее в себя методы, способы и приемы.

Образование является основным каналом приобщения учащегося к ценностям культуры, образования и профессии. Аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей деятельности специалиста, но и определяют его взаимодействие с миром и людьми. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс выводит обучающихся в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности своих отношений с миром [10].

Аксиологический подход традиционно считается одной из методологических основ гуманистически ориентированного педагогического образования, так как направлен на формирование гуманных профессионально-ценностных ориентаций [3].

Аксиологический подход как таковой возник в XIX столетии. К. Д. Ушинский рассматривает человека как феномен в единстве естественного, социокультурного, материально-телесного и духовного явлений. Он обращал внимание на народное воспитание человека, которое должно было основываться на общечеловеческих ценностях.

Если в конце XIX столетия в педагогике понятия «человек» чаще всего рассматривали в единстве с понятием «природа», то с началом XX столетия в педагогической теории возникает другое изучение сути человека — в единстве с понятиями «ценности». В этот период возникают различные определения педагогических ценностей. Так, например, М. М. Рубинштейн, С. И. Гессен и П. Ф. Каптерева, считали, что человек является источником высших духовных ценностей, а процесс образования является возможностью индивидуального, социального и творческого развития [5], [8], [14].

Другой точки зрения придерживались ученые А. П. Нечаев, П. П. Блонский, И. А. Сикорский, которые видели в образовании возможность психологического развития человека [2], [12], [15]. С. А. Левитин и С. Т. Шацкий рассматривали педагогику как средство трудового воспитания человека [17].

Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности.

В психологии ценность, это понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного [6].

В философии ценности — это материальные и духовные реалии, позволяющие людям удовлетворять их желания, потребности, интересы, чаяния и заставляющие прилагать усилия для их достижения, созидания, сохранения и приумножения [1].

А. В. Мудрик рассматривает понятие «ценности» с социально-педагогической точки зрения как «коллективные представления о положительной или отрицательной значимости для человека и общества явлений, предметов реальной действительности и их свойств, а также абстрактных идей» [11].

В. А. Сластенин выделяет определенные группы ценностей педагогической аксиологии.

В первую группу объединены ценности, которые связаны с утверждением в обществе, социальной среде (признание родственников, друзей, успешная профессиональная деятельность).

Во вторую группу вошли ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении. К ним мы можем отнести возможности общения с семьей, родителями, коллегами и т. д.

В третью группу объединены ценности самосовершенствования — это то, что связано с развитием творческих способностей, приобщением к культуре, занятия любимым делом.

Наконец, в пятую группу В. А. Сластенин объединил ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами — возможностями самоутверждения, профессионального роста, межличностного общения, продвижения по службе и т. д. [16].

Под педагогической ценностью Сластенин В. А. понимал нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Н. М. Борытко, О. А. Мацкайлова, обращают внимание на то, что профессиональная направленность обучения в профессиональной школе позволяет представить ценность познания, разума, понимании сущности бытия, мироздания не только как абстрактный идеал, но как учебную и практическую деятельность, как процесс становлении н самосовершенствования профессионала [4].

Профессиональная ценность будущего специалиста лесной отрасли, на наш взгляд, — это предмет, явление, идеи, побуждения необходимые для удовлетворения профессиональных потребностей специалиста. Важно отметить, что в рамках аксиологического подхода ценностью будет являться не всякий предмет или отдельное явление, а только те, которые отвечают определенным аксиологическим критериям. Ведь любая ценность субъективна, и если отдельная ценность для конкретного специалиста лесного хозяйства является таковой, это еще не означает, что она носит гуманистическую направленность, а, следовательно, является аксиологической.

Литература:

  1. Бачинин В. А. /Философия/ Энциклопедический словарь / из-во Михайлова В. А./Санкт-Петербург, 2005.
  2. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения, — М., 1961.
  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для Вузов СПб 2000.
  4. Борытко Н. М., Мацкайлова О. А. /Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография/ Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002.
  5. Гессен С. И. В защиту педагогики // Гессен / Сост. е. Г. Осовский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 39 61.
  6. С. Ю. Головин. Словарь практического психолога/изд-во РАГС, 2004.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 480с.
  8. Каптерев П. Ф. О нравственном чувстве детей // Женское образование, 1878. № 5. С. 233–296.
  9. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. — 224 с.
  10. Медведева С. А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 61–63
  11. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  12. Нечаев А. П. Сила воли и средства ее воспитания. М.-Л.: Государственное издание, 1928.
  13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 6-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2006. — 944 с.
  14. Рубинштейн М. М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — 4-е изд. — М., 1920.
  15. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания/Киев., 1905.
  16. Сластенин В. А. Педагогический процесс как система. — М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.
  17. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения/ Т.1. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1962

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle