Библиографическое описание:

Зайцева Л. А. Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 102-104.


  1. Актуальность проблемы

Все знают, что рождение психологических параметров в организме человека — это природный процесс. Он не связан с основами каких –либо знаний психологии. Данные параметры либо развиваются в норме, либо угасают со временем, что мешает ребенку полноценно усваивать материал, а взрослому полноценно доносить до ребенка обучающий материал в полном объеме.

Длительное использование знаний, привитие умений, перерастающих в навык без подкрепления психологическими упражнениями приводит к механическому запоминанию, лишает возможности творчества ребенка, не тренирует жизненные ходы и не прогнозирует результат. Данный подход устарел, и требует, вмешательства не только учитывая возрастные особенности ребенка, но и их исследование, развития его психологических процессов, их коррекции и воспроизведению с их помощью точных и глубоких научных фактов.

В своих обращениях к народу, законодательных документах, президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев всегда подчеркивает, что развитие и становление гражданской позиции закладывается в наших детях с дошкольного возраста. Именно с этих лет, когда ребенок адекватно может оценить ситуацию, способен мыслить и рассуждать, мы — учителя должны внести ясность, научность и доступность в предлагаемый изучаемый материал. А без глубоко исследования психологических параметров ребенка это просто невозможно.

Именно поэтому данная проблема является актуальной и значимой в современном мире.

  1. Теоретические основы ТРИЗ

ТРИЗ в наших подходах к обучению и воспитанию раскрывает следующую теоретическую основу:

Т- творческое, Р- развитие, И- индивидуальных, З- задатков

С младшего дошкольного возраста начинается исследование внутреннего потенциала ребенка, что позволяет на основе данных результатов обеспечить правильную стратегию преподавания и конечно высокие результаты обученности детей в процентном соотношении.

Серии занятий, идущих параллельно с тематическим материалом, дополнительные творческие задания, индивидуальный подход помогают узнать внутренний мир ребенка, уберечь его от жизненных стрессовых ситуаций, привить любовь к процессу получения знаний.

Целью ТРИЗ является работа с такими блоками как: память, внимание, мышление, воображение, речевой блок, моторный блок. Многолетнее исследование, наработанные авторские приемы, профессионализм кадров делают высокие проценты в получении ребенком функциональной грамотности в любой изучаемой области. А наложение этого материала на яркий эмоциональный фон, музыкальный видео ряд, фото слайды и т.д , делает его запоминающимся надолго.

Данные приемы дают реальный, высокопроцентный результат. Что подтверждают следующие данные:

– высокая результативность в обучении,

– яркая творческая и фантазийная база у дошкольника,

– высокий процент восприятия учебного материала,

– качественная подготовка дошкольников к школьной программе,

– высокая степень любознательности у детей.

  1. Практические аспекты реализации технологии ТРИЗ и ее авторских приемов:

В качестве базовых были приняты следующие основные структурные компоненты общего образования детей дошкольного возраста:

Совокупность теоретических и практических знаний в пределах возраста

Запоминание изучаемого материала

Использование полученных знаний на практике

Внедрение самостоятельных изобретений, на основе полученных знаний в жизнь, функционирование нового изобретения

  1. Особенности изменения процесса обучения с использование технологии и авторских приемов ТРИЗ

Сильная сторона данной технологии, ее основная цель — положительный настрой, направленный на эмоциональный блок развития ребенка. Дети работают в душевном комфорте, учтены их все психологические всплески и неточности воспитания.

Каждому ребенку, предоставляется возможность, в ходе занятия выступить в роли кого- либо, проявит речевую активность, высказать свою точку зрения. Успешность поставленной цели в ее преодолении зависит от четко продуманной инструкции, что определяет один из авторских приемов. Занятия всегда ведутся по одному тематическому принципу.

В использовании ТРИЗ отбирается речевое содержание темы ( воспитатель), методическое обеспечение, серия упражнений для отработки и коррекции психологического параметра, что обеспечивает высокий процент запоминания нового материала, взаимосвязь речевой и художественной деятельности, что развивает нестандартный подход ребенка к ответам, учит проявлять себя, учит рисовать. Во всем этом используется четкая преемственность в работе между дошкольной организацией и начальной школой. Использование данной технологии и приемов позволяет воспитанникам нашего детского сада « Аленушка» много лет подряд являться не только выпускниками, но и учениками ведущих лицеев и гимназий города.

Многолетнее исследование проблемы в данном направлении имеет четкую структуризацию, выверенные формы, методы, приемы работы, что приводит в высокой результативности в практике.

Экспериментальной площадкой является ГККП «Ясли сад «Аленушка», экспертной группой коллективы учителей школы № 10, лицея ЛОРД, лицея « Дарын», гимназии № 1, гимназии « Бест»

Литература:

  1. Град А. Д « Эмоции, психология эмоций» М. Просвещение 1981г
  2. Вилл.Г.Н « Стресс, стрессовые расстройства, история стрессовых расстройств и их преодоление»
  3. Рин.РР « Сознание ребенка, его развитие»
  4. Рин Р.Р « Сознание, самореализация, самооценка»
  5. Грачевский А.П « Способный ребенок — радость в доме»
  6. Гиппенрейтер Ю « Самая важная книга для родителей»
  7. Маховская О « !00 ошибок воспитания, которых легко избежать»
  8. Шадрин М « Учебное пособие. Психология личности»
  9. Соснин Э.А, Шувалов А.В, Пойзнер Б.Н « Лидер и управление циклом системы: шкала творчества, примеры»
  10. Фаер С, Тимохов В « Полцарства за идею»
  11. Шимукович П. Н « Информационный метод творчества2
  12. Гин А А , Кудрявцева А.В , Серединский А « Теория решения изобретательских задач»
  13. Злотин Б.Л, Зусман А. В» Изобретатель пришел на урок», Кишинев , 1989г
  14. Иванов Г. И « Формула творчества», М. Просвещение 1994г
  15. Пузанкова Е.Н « Формирование языковой способности детей дошкольного возраста»Образование и общество — 2001г
  16. Крутий Е. Л « Грамматическая хрестоматия»
  17. Арушанов А. Г « Речь и речевое общение детей»- М. Мозаика — синтез, 1999г

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle