Библиографическое описание:

Минкова Е. С., Петрова Е. И. Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавра технологии транспортных процессов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 67-70.



Наше диссертационное исследование посвящено формированию эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов.

Актуальность выбранной темы определяется положениями, изложенными в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.В стратегии инновационного развития среди задач развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, отмечена необходимость создания в обществе атмосферы терпимости к риску [11, с. 18–19]. Среди основных задач инновационного развития указано создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности: «способности к критическому мышлению», «способности и готовности к разумному риску», креативности и предприимчивости» [11, с. 36]. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года среди задач развития автомобильного транспорта отмечена необходимость «развития системы страхования ответственности и рисков, связанных с автотранспортной деятельностью» [14].

Под эмоционально-ценностным отношением к профессиональному риску мы понимаем индивидуальную, устойчивую связь личности, включающую наличие познавательного интереса, осознание личностной значимости и осознанной потребности во взаимодействии с профессиональным риском, и выражающуюся в сформированности представления о деятельности в условиях профессионального риска у бакалавра технологии транспортных процессов.

В исследованиях, посвящённых формированию отношения (ценностного, эмоционально-ценностного, ценностно-смыслового, мотивационно-ценностного) к какой-либо категории (учебной деятельности, профессиональной деятельности, природе, самовоспитанию), авторами предложены структуры (компонентный состав) данных «отношений». Приведём фрагмент составленной сводной таблицы (Таблица 1), в которой показаны предлагаемые исследователями структуры (различные рассмотренные виды отношений объединены в общую единицу — «отношение», а объект, в направлении которого формируется данное отношение в общее понятие — «исследуемое новообразование» («ИН»)).

Таблица 1

Структура отношения висследованиях различных авторов

Автор

Компоненты структуры

Содержание компонента

Мясищев В. Н.

Когнитивный (познавательный, оценочный)

Элемент знания (способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)

Эмоциональный

Эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки

Мотивационно-поведенческий (волевой)

Связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности (способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе) [6].

Драгунова О. Н.

Знаниевый

Понимание, представления об «ИН»

Аксиологический

Осознанность мотивов

Поведенческий

Умение критически оценивать, анализировать «ИН» [2].

Леонтьева Э. С.

Мотивационно-ценностный

Интерес к «ИН», направленность осуществляемой деятельности к «ИН»

Когнитивный

Владение знанием об «ИН», знанием особенностей «ИН» в будущей профессиональной деятельности

Действенно-практический

Активность, настойчивость, готовность в отношении «ИН»

Рефлексивный

Рефлексия сделанного, значимость «ИН» лично для студента, его субъективная позиция [4].

Позднякова А. Л.

Мотивационный

Внутренние побуждения к «ИН»

Когнитивный

Знания о ценностях «ИН», его содержании

Коммуникативный

Умение работать в сотрудничестве

Технологический

Умение использовать ценностно-ориентированные технологии

Рефлексивный

Умение сопоставлять, преобразовывать отношение к «ИН» в ценностное [9].

Гугина Е. М.

Оценочно-рефлексивный

Осмысление, оценка, осознание, личностный смысл, самооценка

Ценностно-мотивационный

Целенаправленное стремление

Эмоционально-волевой

Эмоции и чувства, влияющие и определяющие проявление активности в отношении «ИН»

Деятельностный

Отражает проявление ценностного отношения, степень активности студентов при усвоении ими ценностей-средств «ИН» и результат этого усвоения [1].

Мокроусова Л. В.

Когнитивный

Осознание социальной и личностной значимости «ИН», его ценностей, содержания

Эмоционально-ценностный

Интерес, желание заниматься «ИН», эмоциональное переживание ценностей «ИН», их интериоризация

Содержательно-деятельностный

Осознание содержания «ИН», усвоение системы принципов, способов организации и построения деятельности в «ИН»

Деятельно-практический (процессуальный)

Целеустремлённость, настойчивость, активность в освоении «ИН», профессиональная саморефлексия [5].

Орлова Н. С.

Мотивационно-ценностный

Совокупность ценностных ориентаций личности в области «ИН» и мотивов его деятельности

Содержательный

Система знаний по «ИН»

Практический

Личностный опыт, умения и навыки взаимодействия с «ИН»; эмоциональное восприятие «ИН»; проявление творческой активности во взаимодействии с «ИН» [8].

Сучкина Н. Н.

Когнитивный

Ценности-цели

Эмоциональный

Ценности-чувства

Деятельно-практический

Ценности-действия [12].

Жарикова Л. И.

Эмоциональный

Эмоциональное отношение к «ИН»

Познавательный (когнитивный)

Осознание, понимание, объяснение «ИН»

Поведенческий (конативный)

Выбор поведения в отношении «ИН» [3].

Исследователи выделяют от трёх до пяти компонентов в структуре отношения. Причём из 25 рассмотренных работ в 21 исследователи используют когнитивный (знаниевый, познавательный) компонент при описании структуры. Более половины (16 исследователей) выделяют эмоциональный (эмоционально-волевой, аффективный) компонент. Восемь исследователей (одна треть) выделяют в отношении компонент, связанный с деятельностью (деятельностный, деятельностно-творческий, деятельностно-практический и другие).

В результате анализа исследований по формированию отношения, с опорой на существование когнитивной, эмоциональной и деятельностно-практической сфер сознания личности [12, с.12], эмоционально-ценностное отношение к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов может быть структурировано следующими компонентами: когнитивным, регулятивным, профессионально-деятельностным.

Нами выбран не эмоциональный, а регулятивный компонент, так как второй компонент содержит в себе первый и дополнен произвольностью (функция регулирования на уровне сознания представлена как произвольность [7]), столь необходимой для осуществления осознанной и последовательной деятельности. Учитывая, что профессиональная среда постоянно содержит в себе скрытые или явные риски [10], осуществление такой деятельности должно протекать успешно, в том числе, в затруднённых условиях (условиях неопределённости, риска), когда для их преодоления от субъекта помимо прочего требуется наличие определённых знаний. Здесь также регулятивная функция эмоций, которая относится к корректору мыслительной деятельности, «способствует зарождению мыслительного процесса» [13], имеет большое значение для актуализации имеющихся знаний, готовности и способности их обдуманно применять в зависимости от создавшихся условий.

Представим в табличном виде компоненты (и их содержание) эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов (Таблица 2).

Таблица 2

Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения кпрофессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов

Компонент структуры

Содержание компонента

Когнитивный

представления о сущности, видах, структуре риска;

профессиональные знания о причинах, факторах, способах оценки, предупреждения, воздействия на риск;

Регулятивный

эмоции, мотивы, волевые качества, определяющие готовность к возникновению и обнаружению рисковой ситуации в процессе профессиональной деятельности и совершение действий личности в отношении и в ситуации риска;

проявление самостоятельности, ответственности, решительности в ситуации риска;

способность управлять своими эмоциональными, волевыми, мотивационными состояниями, поведением в ситуациях риска;

Профессионально-деятельностный

принятие ценностей профессионального риска;

владение способами идентификации и оценки профессиональных рисков;

владение способами организации и построения собственной профессиональной деятельности в ситуации риска;

владение способами оценки и анализа собственного поведения и результатов деятельности в рисковой ситуации.

Предложенный компонентно-содержательный состав может служить основой для разработки системы педагогических целейформирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску в процессе профессиональной подготовки в вузе. Дальнейшее исследование мы видим в разработке системы эффективных педагогических средств формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов.

Литература:

  1. Гугина Екатерина Михайловна. Формирование ценностного отношения студентов университета к математическому образованию: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Магнитогорск, 2011. — 23 с.
  2. Драгунова Ольга Николаевна. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук:13.00.08. — Москва, 2012. — 24 с.
  3. Жарикова Людмила Ивановна. Формирование ценностного отношения будущего учителя к непрерывному педагогическому образованию: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Барнаул, 2002. — 24 с.
  4. Леонтьева Элина Сергеевна. Формирование профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе в процессе изучения русского языка: Автореф. … канд. пед. наук:13.00.08. — Курск, 2012. — 25 с.
  5. Мокроусова Людмила Васильевна. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Курск, 2007. — 23 с.
  6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1960, с. 133–155
  7. Нурмухаметов Э. А. К вопросу о структуре нормативности как характеристики личности // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 26.03.2016).
  8. Орлова Н. С. Формирование ценностного отношения к природе в профессиональной подготовке офицеров-пограничников: Автореф. … докт. пед. наук: 13.00.08. — Калининград, 2006. — 48 с.
  9. Позднякова А. Л. Формирование ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности (на примере подготовки экономистов): Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Чита, 2011. — 22 с.
  10. Петрова Е. И. Профессиональный риск как элемент профессиональной среды // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — Калининград: Изд-во БГАРФ — 2015.№ 4 (34).
  11. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  12. Сучкина Наталья Николаевна. Педагогические условия формирования ценностного отношения студентов аграрного колледжа к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Курск, 2003. — 28 с.
  13. Тихомиров О. К., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 23–31.
  14. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (проект) // Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс].URL: http://mintrans.ru/ (дата обращения: 08.12.14).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle