Автор: Прокофьева Анна Николаевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Библиографическое описание:

Прокофьева А. Н. Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 40-42.



С середины 80-х годов ХХ века антропоцентрический принцип становится одним из ведущих при определении особенностей языкового образования как процесса. Это означает смещение акцентов с преподавательской деятельности на деятельность студента в процессе иноязычной подготовки.

Таким образом, в современной лингвистике в центре внимания оказывается не только язык в неразрывном единстве его формы и субстанции, но и более высокое единство — единство языка и человека, действующего в реальном мире, мыслящего и познающего, общающегося с себе подобными.

Относительно языкового образования это означает, что на первый план выходит концепт языковой личности, вторичной языковой личности как цели обучения/овладения иностранным языком [1]. Следовательно, развитие способности и готовности к автономному и осознанному изучению языка и освоению иноязычной культуры должно быть приоритетной задачей современного языкового образования.

Достижение автономии означает желание и способность студента взять на себя управление своей деятельностью по овладению изучаемым языком — студент решает, что он хочет изучать и как он хочет изучать это, и берет на себя ответственность за принятие данных решений, равно как и за их выполнение. Уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранного языка рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком.

Коммуникативно-когнитивная автономия в обучении иностранному языку рассматривается как коммуникативная и психологическая готовность и способность личности к овладению иностранным языком, планированию и осуществлению своей иноязычной деятельности, принятию решений, осознанию ответственности, рефлексивной оценке и анализу учебной или аутентичной ситуации иноязычной коммуникативной деятельности.

Анализ педагогической и методической литературы показывает, что соотнесенность понятий «самостоятельность» и «автономия» в процессе обучения иностранному языку можно рассматривать с двух точек зрения:

  1. Если «самостоятельность» понимать как характеристику личности, включающую в себя совокупность умений и навыков, способность обучающегося без непосредственной помощи осуществлять определенную деятельность и личностные качества, проявляемые при осуществлении данной деятельности, тогда следует рассматривать автономию и самостоятельность как тождественные понятия.
  1. Если же «самостоятельность» рассматривать как качество личности обучающегося, способствующее его самореализации и саморазвитию и базирующееся на врожденном стремлении личности к самостоятельности в поведении, тогда «самостоятельность» рассматривается как психологическая почва для развития автономии.

В рамках статьи мы рассматриваем самостоятельность как основу для развития автономии. Главный признак автономии в изучении иностранного языка — самостоятельный, инициированный выход студентов за рамки строго заданного учебного контекста. В нашей статье мы рассматриваем автономию как высший уровень развития самостоятельности субъекта деятельности, предполагающий осознанное, ответственное проявление творческой инициативности в выполняемой деятельности.

Среди характеристик студентов, проявляющих автономию в устной коммуникативно-когнитивной деятельности О. В. Путистина [4] выделяет следующие: готовность и способность инициировать и самостоятельно развивать ситуации общения и осуществлять выход за рамки заданных ситуаций, управлять своей учебной и иноязычной деятельностью, адаптироваться к изменяющимся коммуникативным потребностям на иностранном языке и профессиональным требованиям, стремление самостоятельно получать информацию на иностранном языке из различных источников, владение приемами самостоятельной организации практики в общении на иностранном языке в личных и профессиональных целях и др.

Развитие автономии предполагает, с одной стороны, предоставление студентам большей свободы выбора действий в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями, с другой стороны. Вовлечение студентов в речевое взаимодействие и сотрудничество, и, соответственно, создание специальной учебной среды.

Поскольку овладение иностранным языком происходит в ситуации, непосредственно связанной с решением речемыслительных задач, в процессе активного, полифункционального и когнитивно сложного общения необходимо предоставлять студентам возможность самостоятельно мыслить и решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы студенты акцентировали свое внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей [5].

Таким образом, перенос акцента в преподавании иностранных языков с различного рода упражнений на активную самостоятельную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами является необходимым условием для продуктивной учебно-профессиональной деятельности студента и развития обобщенных когнитивных умений. Одним из путей решения данного вопроса по нашему мнению является использование личностно-ориентированных технологий продуктивного обучения, которые реально создают условия для самостоятельного управления данным процессом со стороны обучающегося и реализации его креативных (когнитивных) способностей. К таким технологиям мы относим следующие.

Технология интерактивного обучения (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения.

Проблемно-поисковая технология предполагает создание речевых ситуаций, в которых студентам необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью освоения и использования изучаемого языка.

Игровая технология включает такие методические приемы, которые используют элементы игры, что обеспечивает личностную вовлеченность студента и повышает мотивацию.

Проектная технология основана на совместном выполнении проектных заданий, связанных с изучением языка и культуры и функциональным использованием изучаемого языка.

Применительно к самостоятельной работе по изучению иностранного языка ведущими технологиями являются на сегодняшний день проблемно-поисковая и метод проектов [2]. Применение данных технологий в процессе преподавания языка предполагают поэтапность формирования коммуникативно-когнитивной автономии и влечет за собой развитие таких обобщенных когнитивных умений как: организационные, информационно-поисковые, интеллектуальные, коммуникативные, умения рефлексивной саморегуляции др.

По мнению М. М. Пантюшиной [3] высокая когнитивная сложность общения на иностранном языке является сегодня важнейшей репутационной и имиджевой характеристикой современного делового человека, так как именно лица с высокой когнитивной сложностью способны более эффективно использовать уже имеющуюся информацию и усваивать новую. Они способны к более четкому восприятию и категоризации, легче разбираются в противоречивой информации и демонстрируют более высокую креативность.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 336 с.
  2. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. — М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
  1. Пантюшина М. М. Повышение когнитивной сложности общения в процессе обучения иностранному языку: авт. реферат дисс. кан. пед. наук // 13.00.05. — М.: 2007. — 20 с.
  2. Путистина О. В. Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку через использование интерактивных форм работы: авт. реферат дисс. пед. наук // 13.00.08 — Петрозаводск. — 2008. — 25 с.
  3. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. — Спб. «Питер», 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle