Библиографическое описание:

Смирнова Н. В. Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 17-19.



Процесс перехода к системе рыночных отношений дал стимул для развития интереса к финансовым продуктам и потребностям в них у всех слоев населения, стремления определить возможности своего участия в рыночных структурах. Однако эффективность работы по обучению финансовой грамотности в общеобразовательных учреждениях России пока отстает от реальной потребности общества. Существует несколько причин. Назовем несколько из них.

Во-первых, на первоначальном этапе вхождения в рынок явно игнорировались духовные и нравственные качества личности. Чрезмерно завышенные экономические оценки перспектив рыночной экономики не подкреплялись анализом и прогнозированием развития негативных явлений, характерных для переходного этапа.

Во-вторых, учебный план общеобразовательных учреждений РФ продолжительное время не предусматривал изучения основ экономики, тем более финансовой грамотности.

В-третьих, в системе педагогического образования отсутствует подготовка преподавателей финансовой грамотности — профессионалов, способных на высоком уровне осуществить обучение финансовой грамотности школьников.

Стремление решить весь комплекс проблем обучения финансовой грамотности через предмет базового компонента ученого плана учителями, имеющими образование по традиционным специальностям, не обеспечило эффективности обучения финансовой грамотности школьников. Поэтому, возникает необходимость в формировании знаний финансовой грамотности, на уроках математики и во внеурочной деятельности. В таких условиях обоснован переход от обособленного изучения дисциплин к комплексному, в частности, к объединению математики и экономики.

Математические знания зачастую оказываются невостребованными в реальных условиях, а их усвоение, порой, требует больших усилий. Изрядное значение приобретает решение математических задач с экономическим содержанием, обсуждение ситуаций, использование деловых игр, типичных для семейного хозяйства, экономии предприятия и страны в целом. В сфере интересов каждого человека оказываются вопросы, объединенные с проблемой выбора наилучшего из предложенных вариантов, оценкой степени риска, прогнозирования возможных последствий того или иного решения.

В факультативный курс требуется не только включить комплекс задач, предоставляемых учебником математики, задания прикладной направленности, но и обдумать систему заданий практического содержания, способствующих реализации деятельностного подхода, формированию финансово грамотного обоснования при решении задач реальной жизни. Независимо от того, какой жизненный путь и профессию выберут выпускники в дальнейшем, опыт решения прикладных задач, пригодится им в жизни и поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в российском обществе.В итоге, у учащихся складывается понимание о месте математики, формируются навыки использования математических моделей для решения задач реальной жизни. Экономические сведения позволяют школьникам лучше осознать особенности труда в промышленной и предпринимательской деятельности. [1]

Сегодня остро встала задача создать конструктивный вариант организации непрерывного обучения финансовой грамотности через социально-экономическое образование, отвечающей духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знание, компетентность, профессионализм.

Учитывая длительность процесса подготовки самостоятельной, деятельной личности, обладающей качествами инициативного работника и ответственного гражданина, программа факультативных курсов должна отражать различные аспекты образования и воспитания и обеспечивать целостность восприятия, непрерывность и преемственность социально-экономической подготовки учащихся старших классов гуманитарного профиля средней школы.

Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения финансовых проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Она осуществляется за счет целесообразной совокупности средств, путей, форм и способов приобретения, углубления, расширения финансовых знаний и умений, формирования финансового мышления, способности к деловому общению, воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения запланированного конечного результата с наименьшими затратами всех видов ресурсов.

Программа не может, да не должна охватывать все стороны финансовой жизни общества. Она призвана вооружить учащихся элементарными знаниями о финансовом мире, умениями и навыками поведения в рыночной действительности. Что способствует обоснованному профессиональному самоопределению школьников.

Программа должна учесть современные особенности финансового развития страны, ближнего окружения, финансовые продукты, а также личный и социальный опыт учащихся.

Содержание курса не перегружено экономическими определениями и категориями. Специфика методики состоит в широком использовании различных математических методов, активизирующих процесс обучения (тренинги, игры, тесты и др.), что способствует раскрытию личностного потенциала школьников и их социализации.

Цель курса

  1. Дать общее представление о принципах формирования и развития финансовой грамотности по средством математических методов.
  2. Помочь учащимся самореализовать себя как личность, найти свое место в рыночном обществе.
  3. Развивать у школьников практические навыки и умения финансово грамотного, нравственно образованного поведения.

Задачи курса

  1. Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения понятием финансовой грамотности.
  2. Убедить учащихся в ограниченности всех видов ресурсов, исходя из чего, они должны научиться делать нравственный выбор.
  3. Наглядно, в игровой, доступной форме закрепить убеждение в том, что удовлетворять свои потребности нужно с учетом нравственных норм и финансовой целесообразности.

Основные знания и умения

Учащиеся должны знать:

– основные математические приемы и методы вычисления;

– усвоение учащимися экономических знаний в процессе решения математических задач с экономическим содержанием;

– основные приемы финансового планирования (расходы, накопления, экономия);

– принципы работы банка и банковых услуг;

– основные валютно-кассовые операции (обмен валюты, банковские ячейки, переводы, карты);

– виды ценных бумаг (векселя, облигации, акции);

– принципы работы с паевыми инвестиционными, страховыми и пенсионными фондами;

– основные риски при работе с финансовыми продуктами.

Учащиеся должны уметь:

– распознавать задачи, решаемые математическими методами;

– строить математические модели;

– выполнять основные приемы финансовой деятельности (рассчитывать доходы, расходы семьи);

– находить пути экономии;

– анализировать текущую финансовую ситуацию семейного бюджета, российского и мирового рынка;

– принимать коллективные решения, работать в группах;

– анализировать статистические данные, касающиеся отдельных сторон экономической жизни общества;

– разумно обосновывать свои финансовые намерения и потребности, соотносить свои способности и возможности;

– осознавать всевозможные риски, связанные с финансовыми продуктами.

Новый курс представляет преподавателю немало возможностей для проявления творческих способностей при работе. Учитель должен помнить, что он осваивает принципиально новый курс и от него зависит сделать так, чтобы дети не совершали новых ошибок и в будущем их уровень жизни был на порядок лучше нашего. Именно он должен подготовить их к взрослой жизни, содействовать формированию финансовой грамотности, обеспечивающий эффективное вхождение школьников в социальную среду.

Литература:

  1. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика/А.В. Зеленцова, Д.Н. Демидова. — М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012.
  2. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост. Л.Н. Поташева. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle