Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 78-81.



Здоровье студентов и формирование их физической культуры является одной из важных проблем в современном образовательном пространстве. Воспитание и формирование будущего специалист настоящего интеллигента с широким кругозором и подлинном внутренней культурой во многом происходит в вузовской среде. От здоровья студентов в будущем специалистов в различных областях деятельности зависит уровень экономического развития страны. Является актуальным внедрение в повседневную жизнь молодых людей моделей здорового образа жизни с использованием средств и физической культуры.

Качественная составляющая различных проявлении жизнедеятельности, благополучие и счастье человека непосредственно зависит от уровня его здоровья, соблюдения правил здорового обрив жизни. Сознательная ориентация на здоровьесберегающее поведение в различных жизненных ситуациях являются базовой составлявши и общей культуры человека.

Цель работы — комплексная оценка программы формировании здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ).

Научная проблема, на решение которой направлено оздоровительная программа, заключается в разработке моделей развития мотивации активных действий студентов для сохранении и укрепления потенциала здоровья средствами физической культуры и спорта.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить факторы, влияющие на формирование у молодежи осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  2. Рассмотреть роль рекреационных мероприятий, проводимых на базе Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ) в формировании культуры здоровья студентов.

Для изучения факторов, влияющих на формирование здравоцентрических установок студентов, проведено социологическое исследование. По анкете, разработанной авторским коллективом, было опрошено 105 студентов в возрасте 17–19 лет, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении.

Проведенные исследования показали, что здоровье в иерархии ценностей студентов занимает достаточно высокие позиции. Вместе с тем, конкретные модели жизнедеятельности молодых людей в большинстве случаев не способствуют сохранению и укреплению их здоровья. Успешное решение задач физического воспитания обучающихся во многом определяется общими, согласованными действиями образовательных учреждений и семьи. Лишь 7,2 % респондентов отметили, что родители уделяли достаточное внимание их физическому развитию и укреплению здоровья. Это свидетельствует об очевидной недооценке значения физической культуры в системе основных факторов обеспечения здоровой жизнедеятельности ребенка. Как показали результаты проведенного опроса, семья, которая изначально должна закладывать у детей основные представления о здоровом образе жизни, оптимальном тщательном режиме в настоящее время выполняет данную функцию далеко не в полном объеме. В этой связи на современном этапе возрастает роль образовательной системы в формировании физической культуры молодого человека.

По данным опроса, только 17.3 % молодых людей считает свое поведение здоровьесберегающим. Студенты в массе своей пребывают в глубоком убеждении, что по большому счету кардинальное изменение сложившейся модели поведения ничего не изменит в их жизни. Молодость нередко является периодом вступления на путь рас граты ресурсов здоровья, подчас весьма бездумной и бездарной.

Нaкафедре физического воспитания Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ), врачебно-педагогической комиссией ежегодно проводится обследование первокурсников и анализ их заболеваемости. На основании данных медицинского осмотра установлено, что только 18–28 % обследованных студентов признаны здоровыми. У остальных (72–82 %) выявлены от одного до 8 заболеваний и дефектов в физическом развитии. Причем у 31,7–52,8 % определены два и более заболеваний.

Проведённые исследования показали, что обследуемые студенты по состоянию физического здоровья в большинстве своём имеют различные отклонения и нуждаются в поддержке, помощи и разработке для них социальной, медицинской, физической реабилитации и рекреации со стороны ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодёжных и научных организаций.

В разрешении поставленной проблемы необходимо исходить из положения о том, что в настоящее время физическое воспитание студентов технического вуза является одним из основных средин формирования, укрепления и сохранения здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Сфера вопросов, охватывающих выполнение здоровье формирующей программы, включает укрепление материально-спортивной базы, совершенствование форм работы и области физической культуры и спорта. В настоящее время в Московском государственном университете путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ) уделяется особое внимание организации активного отдыха, для студентов создаются условия, где интересно и с пользой для здоровья можно провести время. Деятельность в данном направлении для молодых людей должна являться импульсом и осуществлении конкретных шагов по построению индивидуальной технологии сохранения и укрепления здоровья тем более, когда спортивные объекты находятся в зоне шаговой доступности.

Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ), располагает достойной спортивной базой которая постоянно совершенствуется: стадион (соответствующий всем параметрам международных стандартов), три теннисных корта открытая площадка для гандбола и мини-футбола, площадки для пляжных видов спорта, лыжная база, три силовых городка, четыре спортивных зала, шахматный клуб, тир, зал гиревого спорта. В этом году сдан в реконструирован бассейн, а зимой функционирует ледовая хоккейная площадка. Это очередной шаг к созданию в университете всеобъемлющей территории здоровья.

С целью пропаганды здорового и спортивного стиля жизни среди студенческой молодежи, привлечения большего числа студентов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II (МГУПС (МИИТ) с 2010 года функционирует общественная студенческая организация «Студенческий спортивный клуб «Савенок». В составе спортивного клуба «Савенок» работают 24 тренера по 22 видам спорта, в которых занимаются порядка 1500 студентов дневной формы обучения.

Благодаря созданной инфраструктуре в университете удалось разнообразить формы проведения занятий со студентами и тем самым вызвать у молодежи новый всплеск интереса к укреплению своего здоровья.

Для повышения эффективности социального управления процессом физического воспитания студенческой молодежи в университете также проводится:

  1. активная пропаганда здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом: тематические рубрики по обозначенному направлению в газете «Технолог», возможность просмотра спортивных программ в холлах университета, посещение и просмотр соревнований высокого ранга по волейболу во дворце спорта «Космос» и др.
  2. увеличение количество спортивных секций, ориентированных на потребности и материальные возможности студенческой молодежи,
  3. реализация системы поощрений студентов, ведущих здоровый образ жизни и активно занимающихся спортом;
  4. спортивно-массовые мероприятия, способствующие формированию мотивации к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;
  5. активное привлечение студентов с ограниченными физическими возможностями для занятий спортом;
  6. внедрение в студенческую среду принципа: «Спорт без табака, алкоголя и наркотиков».

Развитие познавательного интереса, занятия в спортивном клубе, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях способствуют вовлечению студентов в высокоактивную, целесообразную деятельность. По большому счету важно не упустить время, чтобы создать у молодых людей сферу стойких, полезных во всех отношениях увлечений.

Выводы. Проведенные исследования показали, что здоровье в иерархии ценностей студентов занимает достаточно высокие позиции. Имеете с тем, конкретные модели жизнедеятельности молодых людей и большинстве случаев не способствуют сохранению и укреплению их здоровья. В этой связи на современном этапе возрастает роль образовательной системы в формировании физической культуры молодого человека. На примере Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова были изложены особенности организации активного отдыха студентов с использованием средств физической рекреации. Показано значение физкультурно-оздоровительных мероприятий для вовлечения максимально возможного числа молодых людей в систематические занятия физической культурой и спортом.

Заключение. Таким образом, оздоровительная программа рекреационной направленности, прежде всего, должна побуждать молодых людей созидать собственное здоровье, активно задействовать физические, психические и духовные возможности самого человека. Другими словами, речь идет о формировании такого элемента культуры, который создает мощные и эффективные стимулы, побуждающие самого человека, без принуждения, систематически заботиться о своем здоровье и физическом совершенствовании. Это, в свою очередь, создает прочную базу для более быстрой социальной профессиональной адаптации будущих специалистов, а значит и достижению успехов в различных сферах деятельности с сохранением ресурса здоровья.

Литература:

  1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 528 с.
  2. Габриелян К. Г., Ермолаев Б. В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». — М.: Физкультура и Спорт, 2006. — 122 с.
  3. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В. И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. — 480с.
  4. Евсеев Ю. И. Физическая культура: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 384 с.
  5. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие. — М.: Высшая школа, 1982. — 176 с.
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 304 с.
  7. Климов Е. А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 1993. — 57 с.
  8. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Прикладная физическая подготовка: 10–11 классы: Учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 2003. — 184 с.
  9. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. — 144 с.
  10. Манжелей И. В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. — М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — 185 с.
  11. Крамской С. И. О реализации оздоровительной программы в условиях технического вуза / С. И. Крамской, И. А. Амельченко // Высшее образование в России (научно-педагогический журнал). — М. 2014,- № 3.
  12. Лотоненко А. В. Молодежь и физическая культура: монография / А. В. Лотоненко, Г. Р. Гостев, С. Р. Гостева, О. А. Григорьев. — М.: Еврошкола, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle