Библиографическое описание:

Юшкова Е. В. Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 240-243.



Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Юшкова Елена Викторовна, воспитатель

МАДОУ

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Все предметы и оборудование в группе должны гармонично сочетаться по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Украшением являются шторы, занавески, которые тоже могут быть дополнены цветочками, колечками, ленточками, шариками и т. п.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Для развития физических качеств в групповой комнате детского сада может быть представлен как традиционный материал для мальчиков и для девочек — это мячи разного размера, скакалки, кегли, кольцеброс, так и нетрадиционный — это мешочки с песком, мягкие палочки, которые можно использовать как полосу препятствий, делать из них дорожки разной величины и ширины; могут быть гантели с песком, коврики с шипами для стопотерапии, дорожка массажная из пуговиц. Для выбора спортивного оборудования детям может помочь кубик, на гранях которого есть изображения спортивного оборудования, а второй кубик можно использовать для выбора упражнений, дополнив его схемами. Для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни может быть представлен иллюстративный материал — тематические альбомы с разными видами спорта, альбомы, сделанные родителями вместе с детьми о любимом виде спорта. Для накопления и обогащения двигательного опыта детей необходимо играть в валеологические игры, использовать схемы и картотеку подвижных игр. В группе должен быть ростомер для того, чтобы дети смогли спокойно подойти, измерить свой рост, сравнить свой рост с ростом друга.

В детском саду мы работаем по теме «Основы безопасности жизнедеятельности детей». Для приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, дети могут просматривать тематические альбомы по правилам безопасности на дороге и в быту, обсуждать как правильно вести себя в той или иной ситуации. С помощью плаката по ПДД, можно познакомиться с дорожными знаками и правилами поведения на дорогах. Всё это можно прослушать с помощью музыкального плаката и обыграть ситуацию на дороге с помощью дидактического коврика с разметкой улиц и дорог. Для передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, в зоне ближайшего развития предложить настольные игры с соответствующей тематикой, например: дидактическая игра по ПДД, в которую можно поиграть с друзьями под руководством воспитателя, домино «Дорожные знаки», игра «Дорожные знаки» и др.

Особое место в группе занимает «Экологическое окно», оно и украшает, и место отдыха (под ним расположен ковёр), и место решения познавательных задач (липучками прикрепляются силуэты животных). Это дидактический компонент среды, с ним педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой.Достоинством его является возможность применения как комплексного средства решения образовательных задач. Для формирования целостной картины мира в группе могут быть представлены книги о природе, энциклопедии, можно послушать произведения композиторов о природе, почитать стихи. В минутки тишины узнать что-то новое, поиграть в словесные дидактические игры. Интересно разговаривать также о том, какими видами спорта можем заниматься в разное время года. Ещё важно использовать образно-символический материал — карту Пермского края, глобус, календарь природы и календарь погоды. Старшие дети сами цветным маркером отмечают, какая сегодня погода, есть ли ветер, осадки, конечно, делаем надо это после прогулки, когда понаблюдали за погодой. Для познавательно-исследовательской деятельности в группе должны быть объекты для исследования в действии — наборы для опытов с водой, воздухом, магнитами, коллекция минералов Пермского края, природный материал, сыпучие продукты, емкости разной вместимости, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, картотека опытов, тетрадь для зарисовки проводимых опытов.

Для художественно-эстетического развития надо создать зону художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, мелками, разными трафаретами. Для развития мелкой моторики и творчества в свободном доступе должен быть пластилин, также кисти, краски, клеёнка для рисования, а чтобы дети не испачкали свою одежду, фартуки. Здесь дети рисуют, используя тематические альбомы, в которых пошагово предложены схемы рисования, лепки, оригами, а полюбоваться творчеством художников могут в уголке искусства, где представлены и картины, и предметы искусства, изделия народных промыслов.

В реализуемой программе труд выступает в качестве одного из ведущих средств социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста. Несмотря на то, что он проводится в разнообразных игровых формах, оснащение данного вида деятельности является непременным условием эффективности работы в этой области. Такое оснащение включает в себя оборудование для хозяйственно-бытового труда. Эта деятельность организуется в зоне ближайшего развития преимущественно под руководством взрослого, поэтому весь материал для труда сосредоточен в специально отведённом для него месте. Для воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в группе должны быть настольно-печатные игры, например: лото «Профессии», «Кто что делает?» и т. д., образно-символический материал с видами профессий.

Успешность реализации педагогического процесса обусловлена обеспечением возможности ребенка ежедневноиграть в сюжетно-ролевые игры. Для этого в группе нужны необходимые атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей. В среду вносятся игровые наборы, включающие в себя основные атрибуты. Необходимые для развёртывания таких игр, как «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и др. Осваиваемые с помощью таких наборов игровые сюжеты постепенно включаются в организуемые игры и значительно обогащают их сюжеты.

Для развития в детском саду строительно-конструктивной деятельности необходимы разнообразные наборы конструктора. В группе должно быть представлено значительное количество строительного материала и многообразие его видов. Необходимость данного вида материала обусловлена его ролью в решении задач образовательного процесса, актуальностью, привлекательностью и доступностью для детей. В соответствии с требованиями программы, каждый воспитанник обеспечен индивидуальным набором настольного конструктора. Свободное, бессюжетное размещение материала позволяет детям проявлять творчество в создании конструктивных замыслов. Для обогащения конструктивного опыта детей широко применяются дидактические материалы (схемы, фотографии). Для строительства необходимы игрушки, заселяющие постройки, — это могут быть различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо, чтобы все эти разнообразные, небольшие по размеру, игрушки ребенок мог использовать в игре, чтобы создать сказочную ситуацию, парк, зоопарк, ферму или лес.

Старшие дети с увлечением играют конструктором «Лего».

В важное значение для образовательного процесса приобретает использование обучающих дидактических игр. У детей появляется желание объединяться для совместных игр. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков может хранится множество мозаик, кубиков, настольно-печатных и дидактических игр. Дидактические игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации в совместной деятельности. Игры должны быть подобраны в соответствии с возрастом.

В процессечтения художественной литературы в ДОУлитературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Здесь должен быть представлен портрет писателя, произведения которого дети читают в данный период времени, книги, иллюстрации из его произведений, герои его произведений, перо, «которым писатель писал свои сказки». В старшей группе среда обогащается новым элементом — групповой библиотекой. с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами. Необходимость введения этого элемента обусловлена задачами подготовки детей к обучению в школе: развитие познавательной мотивации, обогащение круга представлений, формирование культуры читателя. Такая библиотека создается силами сотрудников детского сада и семьи.

Для восприятия художественной литературы в группе размещён уголок театрализации с различными видами театров, большой ширмой, элементами костюмов, масками, аудиокассеты с записями детских песен и сказок. Для приобщения к музыкальному искусству особое место занимает музыкальный уголокс детскими музыкальными инструментами, шумовыми коробочками, портретами композиторов, картотекой карточек для формирования чувства ритма.

Для речевого развития должны быть представлены серии сюжетных картинок, алгоритмы для составления рассказов и заучивания стихов, лото, дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики: мозаика, шнуровки…

Для формирования математических представлений должен быть представлен раздаточный счетный материал, комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы, набор объемных геометрических фигур.

При создании предметно-развивающей среды обязательно учитывается и региональный компонент: могут быть представлены тематические альбомы, художественная литература, карта Пермского края, символика России, портрет президента.

Развивающие миры (Полочки с предметами избыточной информации) — этот элемент среды выполняет функции обогащения представлений детей (преимущественно в зоне неясных знаний), развития познавательной активности. Некоторые из развивающих полочек предназначены для презентации новых способов деятельности, перспективных замыслов, обозначения интересных тем для свободного общения. Это мобильный элемент среды, его содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1–2 недели.

Разноуровневое размещение элементов декора — охрана зрения дошкольников, также решает задачи эстетического воспитания.

Для родителей должен быть оформлен информационный уголок, из которого они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателя об образовании и развитии детей. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Выставка должна быть очень красочно оформлена.

Развивающая среда в детском саду всегда подчинена принципам:

Трансформированности — среду можно поменять: раздвинуть столы, передвинуть ковёр…

Полифункциональности- предмет можно использовать в разных видах деятельности.

Педагогической целесообразности- все предметы необходимы, количество их достаточно, каждому ребёнку будет, чем заняться.

Эмоциональной комфортности- есть возможность играть, общаться, познавать, достигать успеха.

Безопасности- обязательны сертификаты на игрушки, столы и стулья должны соответствовать росту детей (есть паспорт группы), мебель прикреплена, углы у столов закруглены.

Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.

Литература:

  1. Крылова Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н. М. Крылова. —3-еизд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 264 с.; 2 приложения.
  2. Н. В. Нищева «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду», Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006 г.
  3. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы — Волгоград: Учитель,2009.-143с.
  4. Полякова М. Н. Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации) Учебно-методическое пособие. М., Центр педагогического образования, 2008.- 96с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle