Библиографическое описание:

Еременко С. В., Леонова Т. И. Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 110-112.



В последние годы все больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 %, а от коэффициента эмоционального развития — почти на 80 %. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит развитие эмоционального мира ребенка, либо искажает этот процесс. Способность к распознанию эмоциональных состояний значима для любого ребенка, но особенно она актуальна для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Работая, с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР на протяжении многих лет я заметила, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, препятствует их полноценному общению. На занятиях и в игровой деятельности у детей наблюдалось:

– ограниченность речевой коммуникации;

– снижение мотивационной потребности сферы общения;

– неумение установления контакта с окружающими;

– отсутствие совместной деятельности;

– недооценка информации исходящей от взрослого;

– неуверенность в своих действиях;

– повышенная потребность во внимании и одобрении взрослого;

– недостаточная сформированность умения словесно описывать эмоциональные состояния, характеризовать их внешние проявления;

– отсутствие волевых усилий.

Анализ исходного состояния позволил мне поставить цель: Формирование эмоционально-волевых усилий через межличностное взаимодействие в разных видах деятельности. Для достижения этой цели я наметила следующие задачи:

– развивать у детей чувство уверенности в себе, возможность самостоятельно проявлять себя в общении с окружающими;

– формировать умение слушать, помогать, поддерживать другого при решении поставленных задач;

– научить проявлять навыки и знания общечеловеческих норм и правил общения;

– создать условия для развития творческих способностей детей и их проявления в учебной и игровой деятельности;

– формировать навык координаций совместных действий;

– воспитывать культуру диалогической и монологической речи;

– расширить спектр средств и методов работы с родителями для обеспечения благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и дошкольного учреждения.

Работу по данной теме я осуществляла по следующему алгоритму — разработала методический комплекс материалов:

– программу деятельности с детьми 5–7 лет «Азбука общения», способствующую формированию способов выражения эмоциональных состояний и развитию межличностного взаимодействия;

– разработала игровые упражнения на развитие творческих способностей детей в учебной и игровой деятельности;

– обобщила опыт работы по теме «Формирование эмоционально-волевых усилий», формирующий сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу ребенка, воображение и творческие способности детей в разных видах деятельности.

В практике своей работы использую педагогические технологии на основе личностной ориентации, такие как:

– гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, которая позволила мне воплотить в жизнь группы знания общечеловеческих норм и правил общения между людьми, умение помогать и поддерживать друг друга;

– «Педагогика сотрудничества»- помогает развивать у детей чувство уверенности в себе, возможность самостоятельно проявить себя в общении с окружающими при безусловном приятии и полном доверии к каждому ребенку;

– использование «социо-игровых подходов к педагогике» (Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов) способствовали налаживанию межличностных отношений между детьми.

Работу по реализации поставленных задач я начала с создания предметно-развивающей среды, которая сама бы «провоцировала» ребенка на разные виды деятельности (пение, хореография, игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, игра-драматизация, театрализованная), общение, чтение художественной литературы, экспериментирование). Важно, чтобы среда была разнообразна, доступна, открыта для ближайшего развития детей. В группе дети общаются не только в игровой комнате, но и созданных для них мини-театре, мини-библиотеке, мини-музее, уголках уединения, где созданы все условия для создания сюжетно-ролевых игр.

Для развития познавательного интереса и повышения интереса к исследовательской деятельности в нашей группе создана мини-лаборатория, в которой дети могут самостоятельно проводить исследовательскую деятельность, делать элементарные выводы и умозаключения, развивать свои творческие способности.

Организацию занятий веду через создание малых групп, где дети имеют возможность чувствовать поддержку друг друга, могут выражать свои чувства не только словом, но взглядом, улыбкой, жестом, когда ребенка не поучают, как поступить, а он находится в ситуации самостоятельного выбора, но при этом реализуются законы совместной деятельности, в которой дети зависимы друг от друга. А используемые социо-игровые приемы и методы: воображаемые ситуации, пиктограммы, придумывание сказок, игр-драматизаций создают мотив для публичных обсуждений, раскрепощают детей, снимают обязательность по воле взрослого, делают процесс естественным и интересным для ребенка.

Основным приемом формирования представлений о доброжелательных чувствах и взаимоотношениях, которые я использовала в своей работе является чтение и обсуждение фольклорных произведений и чтение художественной литературы, в которых описаны образцы различных поступков людей, примеры их положительного и отрицательного поведения в различных ситуациях. Через восприятие и обсуждение сказок дети учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, обретать уверенность в них и в себе.

Следующим приемом, позволяющим сформировать представления об эмоционально-положительных взаимоотношениях и способах поведения в различных коммуникативных ситуациях я использовала игры-драматизации. Сначала мы читали с детьми сказку или «диалог», например: «Жили у бабуси», «Котята» и так далее, разучивали роли, беседовали с детьми о характере героев, пробовали оценить их действия и выразить свое отношение к событиям. Дети с удовольствием играли в такие игры, где они могли сыграть одну роль, потом другую и выразить эмоциональное состояние героя по-разному. В содержание занятий я включала и такие игры и упражнения, как: «Приветствие», «Музыкальные приветы», «Комплименты», «Я и мои эмоции» и так далее. Все используемые приемы дают положительные результаты. К концу старшего дошкольного возраста у детей формируется умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, договариваться, прислушиваться к мнению товарищей.

Следующим этапом моей работы стало формирование у детей способов выражения эмоциональных состояний, то есть умения осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также формирование потребности в изменении отношения к другим людям. Обучение вербальным невербальным способам выражения различных чувств и эмоций я начала проводить с использования элементов психогимнастики: мимические и пантомимические этюды- выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, основных эмоций, этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций, этюды и игры, используемые для естественного воплощения в заданный образ. Используемые игры и упражнения такие как: «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто самый веселый, грустный, шумный?», «Пантомимические загадки» и др. развивали у детей способность понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и переживать. Для лучшего понимания детьми каждого состояния использую в своей работе литературные произведения, описывающие схожие переживания героев и реальные ситуации в детском саду, на улице, дома. Параллельно с овладением представлений о человеческих эмоциях и чувствах я знакомила детей с невербальными средствами выражений подобных состояний. Приемом помогающим мне в решении этого вопроса являлось использование иллюстраций к художественным произведениям или к ситуациям «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль» и т. д., которые помогали детям понять различные эмоциональные состояния героев, а затем и передавать их в различных видах изо-деятельности. На рисовании мы рисовали с детьми на разные темы, такие как: «Нарисуй свое настроение», «Дорисуй кукле лицо», «Рисование с секретом» используя различные виды художественной техники: акварель, карандаш, гуашь, фломастеры, мелки, что давало детям возможность передавать разные эмоциональные состояния в художественной деятельности, находить самостоятельные творческие подходы для реализации своих замыслов.

На следующем этапе моей работы мне было важно закрепить все новые проявления детей, укрепить веру в собственные силы и возможности, способствовать развитию их творческого потенциала. Потребность в фантазии и импровизации наиболее полно реализуются у детей в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, музыкальных праздниках и развлечениях, а подвижные, народные игры, хороводные игры, помимо эффективного влияния на укрепление здоровья использовала в качестве средства формирования самооценки дошкольника. Ведь такие игры вырабатывают у детей такие качества, как выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности, способствуют становлению начальных форм самооценки и самоконтроля. Так как у детей к этому периоду был сформирован достаточный словарный запас, умение передавать эмоциональные состояния с помощью вербальных и невербальных средств общения и личный опыт их участие в видах деятельности приобрело творческий характер и позитивное общение со сверстниками.

Работая по данной теме, я координировала свою педагогическую деятельность с деятельностью учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и социальными институтами (музеями, библиотекой, Домом детского творчества). В работе по данной теме моими помощниками были родители группы, которые всегда с удовольствием участвовали в различных мероприятиях проходящих как в группе, так и в детском саду, поддерживали уверенность ребенка в себе, его положительной самооценки.

Таким образом, все вышесказанное позволило мне сделать вывод об особенностях эмоциональной сферы детей с ОНР и о необходимости специальной работы по обогащению их эмоциональных представлений. Планомерная работа помогла мне сформировать у детей навыки общечеловеческих норм и правил общения, развить воображение, творческие способности. Дети стали более уверены в себе, у них сформировалось положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций, любознательность, целеустремленность. Они стали умельцами в разных видах деятельности, научились определять свой уровень успеха в деловых отношениях. А сформированные эмоционально-волевые усилия в дошкольном возрасте приведут детей к стремлению расширения границ своих возможностей в новой социальной ипостаси-ученик.

Литература:

  1. Букатов В. М. Ершова А. П. «Хрестоматия игровых приемов обучения»2000г.
  2. Шулешко Е. Е. Ершова А. П. Букатов В. М. «Сцио-игровые подходы к педагогике» Красноярск 1990г.
  3. Букатов В. М. «Шишел-мышел, взял да вышел» С-ПБ 2008г.
  4. Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle