Библиографическое описание:

Еременко С. В., Леонова Т. И. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 103-110.



Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Своевременное овладение правильной речью, активное использование ее — является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Поэтому проблема речевого развития — одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества — театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать — познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка — игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Проанализировав вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представленные в работах отечественных педагогов, ученых, методистов (Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой, А. П. Ершовой, В. М. Букатова и др.), остановила свой выбор на социо-игровой методике (автор А. П. Ершова и В. М. Букатов), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми.

Для решения вышеперечисленных проблем использую программу М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», которая тесно переплетается с основной программой Л. В. Венгера «Развитие», способствующей развитию не только речи, но интеллектуальных и творческих способностей детей.

Педагогическая целесообразность использования театрализованных игр в обучении и воспитании детей объясняется тем, что это позволяет на деле повысить уровень развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Адаптация и внедрение педагогической технологии «театральной педагогики» на основе социо-игровой методики (автор А. П. Ершова и В. М. Букатов). Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и делая».

Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием «превращения», дает ребенку возможность превратить себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

Ведущая педагогическая идея

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка:

– формируя знания об окружающем мире;

– активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;

– развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

– воспитывая у малышей интерес к театрально-игровой деятельности;

– совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;

– развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.

Главная педагогическая идея — развитие вербальной и невербальной стороны речи детей, добиваясь ее выразительности, используя театрализованные игры. — «Обучать, играя и делая».

Технология опыта

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность.

Проанализировав социо-игровую методику (автор А. П. Ершова и В. М. Букатов), адаптировала и использую в своей работе с детьми. Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и делая». Поэтому для повышения уровня развития речи детей я решила вовлечь их в театрализованную деятельность с помощью игр. Эти игры оказывают сильное воздействие на детей дошкольного возраста, способствуя их всестороннему развитию, привлекая детей динамикой действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами и непродолжительностью действия. Театрализованные игры являются частью воспитательно-образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных играх, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованные игры ввела составной частью в занятия не только по развитию речи, но с успехом использовала на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др. Формы проведения занятий различны: это и спектакль, сказки, путешествия и т. д. При организации занятий продумываю сюжет, персонажей, атрибутику. Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Схема построения занятий зависит от цели занятия: введение в тему, создание эмоционального настроя; театрализованные игры, упражнения, этюды на развитие словаря, звуковой культуры речи, овладение связной речью по теме занятия, в конце занятий всегда эмоционально-занимательные театрализованные игры, которые обеспечивают успешность любой деятельности.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубенштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя невербальные (мимика, позы, жесты) и вербальные (интонация, лексика, синтаксис) средства.

Для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. Поэтому была продумана и создана развивающая среда для детей, насыщенная разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующие становлению театрально-игровой деятельности и развитию речи.

Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Так, в первой младшей группе на занятиях я широко использовала настольный театр игрушек, картинок, театр на фланелеграфе. Начала свою работу с составления плана. Определила основные направления развития речи детей, используя театрализованные игры.

Решала следующие задачи:

– развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

– обогащать и активизировать словарь детей;

– воспитывать правильное звукопроизношение;

– учить детей диалогу;

– стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).

В первой младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д. Сказки приходили к детям с театром Петрушки, куклами бибабо, настольным театром, в которых роль сказочного персонажа исполняла я сама. У малышей появлялось желание подпевать, повторять, изображать какие-то движения в такт музыки.

Чтобы обучение шло успешно, я старалась предусмотреть следующие моменты:

– положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;

– непосредственно чувственное ознакомление с предметами и материалами;

– активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более целеустремленной и избирательной;

– эмоциональность общения взрослого с ребенком, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи.

Сначала исполнителем всех ролей была я сама. Мой голос, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводил детей в сказку. Характер персонажей выражала голосом, походкой.

Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.

Использовала следующие игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались... и услышали...»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потеши, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Так, например, инсценируя песенку «Самолет», дети имитировали полет самолета. Раздвинув руки в стороны и, покачивая ими, как крыльями самолет, они подпевали со мной: «У- у-у-у — я лечу в Москву». Или, играя в игру «Вышли зайки на лужок», дети имитировали движения зайчиков: зайки прыгают, зайки роют лапкой корешок.

Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то на четвертом занятии дети превращались из пассивных слушателей в активных участников беседы. Их речь заметно активизировалась, дети стали вступать активно в речевое взаимодействие не только со мной, но и со сверстниками.

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали занятия с удовольствием, активно участвовали в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи — ищем мед!» или «Мы — хитрые лисоньки». Моментально группа наполнялась ожившими персонажами сказки. Пассивных не было — все дети изображали злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Я сопереживала вместе с детьми, повторяла движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая мне, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. А принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру эмоциональней и искренней.

Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых умений у детей младшего дошкольного возраста доказало эффективность использованных методических приемов. Поэтому, я продолжила эту работу и во 2 младшей группе. Продолжая знакомить детей с различными видами театра (пальчиковый театр, настольный кукольный театр, вязаный театр, театр мягкой игрушки), решала следующие задачи:

– учить понимать эмоциональное состояние героя и изображать его;

– развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов;

– поощрять участие детей в театрализованной деятельности;

– учить навыкам вождения настольных кукол

Для успешного решения этих задач я создала в группе театральную зону, куда входят разные виды театра. Они дают ребенку свободу выбора на любимое занятие. Именно со второй младшей группы начала обучать простейшим приемам управления куклами настольного театра. Я предлагала им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывала только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь, конечно, также важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. И какими бы примитивными ни были истории, сочиненные малышами, я радовалась, вместе с ними любому проявлению творчества, стремилась, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

Продолжала работать над развитием речи детей. Так, показывая детям сказку «Курочка ряба», просила детей со мной успокоить деда и бабу, повторяя слова: «Не плачь дед, не плачь баба», или, разыгрывая с детьми сказку «Репка», говорили все вместе: «Тянут, потянут — вытянуть не могут».

На занятиях я старалась создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые развивают ребенка, дают ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка.

Дети второй младшей группы разыгрывали с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Я старалась не заучивать с детьми текст, предлагала им самим придумать диалоги.

При обучении детей средствам речевой выразительности, использовала знакомые и любимые сказки, стихи, которые позволяли детям пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, жесты). Например, в инсценировке стихотворения С. Маршака «Перчатки» дети не только проговаривают слова, но и передают настроение — радость, грусть. Таким образом, я старалась активизировать словарь ребенка, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй.

Так, к концу года почти все дети второй младшей группы овладели техникой управления настольными куклами, умели до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, научились внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытались сочинять небольшие сказки, в которых сопровождали движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст, улучшилась речь.

Пятый год жизни особо значим в становлении речи детей. Это период, когда ярко проявляется способность к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками. Поэтому в средней группе продолжаю использовать на занятиях театрализованные игры как основное средство развития речи. Но в основу своего подхода к построению занятий, я использовала новый метод театральной педагогики. Это социо — игровая методика (автор А. П. Ершова и В. М. Букатов), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством. Они развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

Используя на занятиях нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включаю театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса. Театрализованные игры входят составной частью в занятия познавательного цикла: широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, математике, грамоте, ориентировке в пространстве. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театральную зону предметно-развивающей среды средней группы пополнила новым видом кукол на гапите, ширмой.

При организации занятия с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают сами. С помощью куклы (игрушки) я корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выявила, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Поэтому, я считают куклу помощником в решении многих педагогических задач. Для проведения большинства игр мне не нужны специальные оборудования. Самое главное — это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, — мебель, посуда, камешки, и листики — может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Новые знания преподношу в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и, конечно же, от меня, совместных активных поисков. Занятия провожу в занимательной, интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

Усложняю методы и приемы, используемые в младшей группе: ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я — петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!»

И если во 2 младшей группе я учила разыгрывать сказки, используя настольный театр, учила детей играть с театрализованными куклами, показывала выразительные движения для создания образа персонажей участвующих в диалоге, учила изображать их с помощью мимики, жеста, движения, то в средней группе, дети пробуют самостоятельно разыгрывать сказки. Расширение игрового опыта детей происходит за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 5 лет дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года — и с ширмой), театр ложек и пр.

В средней группе работала над усложнением театрально-игровых умений дошкольников:

– Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (т. е. быть внимательным и доброжелательным зрителем). Проявляются элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля; адекватно реагировать на происходящее «на сцене»; отвечать на обращение «артистов; благодарить их с помощью аплодисментов. Позитивно оценивать игру сверстников-артистов.

– Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре. Имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

– Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игpe, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

– Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

– Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Так, на занятиях по художественной литературе дети с удовольствием участвуют в драматизации таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Разыгрывают сказки с театральными куклами. Это позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество. Также предлагаю сочинять небольшие сказки, песенки. Большинство детей довольно легко справляются с заданием. Постепенно в действие ввожу шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.

Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Так, на занятиях по грамоте с помощью театрализованных игр учу детей правильному произношению звуков. Например, при произношении звука «ж» использовала театрализованную игру «Медведь и пчелы». С помощью считалочки выбираем медведя: «Раз, два, три — медведем будешь ты!» Остальные дети пчелы — они подбирают себе маски-шапочки.

Я читаю: Полетели пчелы, собирать мед с цветочков

Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет.

Пчелки, домой!

Пчелки: Этот улей — домик наш, уходи, медведь, от нас!

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж Пчелки летают и жужжат. Медведь ходит по «поляне» и приближается к улью. Пчелки машут крылышками, прогоняя медведя. Игру провожу несколько раз. Отвечая на вопрос: Кто еще из насекомых жужжит? — разыгрываем стихотворение «Жук»

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жук: жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь

Низко-низко наклоняюсь.

При произнесении слов жука обращаю внимание на интонационную выразительность. Предлагаю игры на пальцах:

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок, указательный и мизинец разведены в сторону. Дети проговаривают слова и шевелят «усами».

При закреплении правильного произношения таких звуков, как: у, х, р, ш, с, использовала словесный метод обучения в сочетании с элементами выразительных средств. Например, как завивает вьюга? у-у-у-у-у (дети произносят с разной силой голоса). Как дворник сметает с порога снег? ш-ш-ш-ш-ш (дети берут веники и сметают снег с дорожек).

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. У малышей, работая над выразительностью речи, развивала непроизвольную эмоциональность. Продолжая работу над выразительностью речи у детей средней группы, развивала интонационную речевую эмоциональность. В старшем дошкольном возрасте буду работать над языковой выразительностью речи.

Для развития выразительной стороны речи стараюсь создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Поскольку не редко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Огромную помощь в этом помогают театрализованные игры типа «Превращение детей», «Вкусные слова», «Волшебная корзинка», «Муравьи» (развитие пластической выразительности) и др.

Итак, с уверенностью могу сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.

Используя театрализованные игры на занятиях во 2 младшей группе и в средней группе, я ощутила заметные сдвиги не только в общении друг с другом, но и в развитии речи.

Театрализованные игры — интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие.

Анализируя свою работу, могу сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными.

Проведенная работа подтвердила целесообразность использования театрализованных игр для развития речи:

Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);

Речь стала связной, выразительной, расширился словарный запас;

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

У детей появился интерес к театру

Так как использование театрализованных игр на занятиях дало желаемый результат, то и в дальнейшем я буду использовать театрализованные игры для развития речи детей.

Результативность

Самым сложным в работе воспитателя является оценка качества своей работы. Отрадно видеть, что дети в моей группе любят театрализованные игры. Они с увлечением импровизируют на тему знакомых сказок, но еще интереснее, когда показывают игры-драматизации. Театрализованные игры помогают преодолеть ребенку робость, неуверенность в себе. Диагностика в начале года учебного года помогает выявить таких детей и работать с ними индивидуально. Я стараюсь создать с такими детьми отношения доброты и сердечности, таким ребятам я уделяю больше внимания, и результат не заставляет себя ждать. Театрализованные игры становятся для них самыми любимыми, а мне, как педагогу, становится значительно проще проводить коррекционную работу. В этой ситуации на помощь к ребенку приходят театральные куклы. Ведь робкому ребенку легче выразить свои эмоции от лица куклы, чем что-то сказать от своего лица.

Театрализованные игры помогают не только робким, неуверенным в себе детям, но и детям с речевой патологией. При помощи специально подобранных театрализованных игр, дети легко интонационно выделяют первый звук в слове, определяют «старшего братца» или «младшего братца», подбирают слово на звук, предложенный мною. Используя театрализованные игры в совместной деятельности на протяжении нескольких лет, я ощутила заметные сдвиги не только в общении друг с другом, но и в развитии речи. Проведенная диагностика во 2 младшей и в средней группах подтвердила эффективность влияния театрализованных игр на развитие речи.

По итогам результатов диагностики можно сделать следующие выводы: происходит уменьшение количества детей с низким уровнем и увеличение количества детей с высоким уровнем развития речи (словарный запас, звуковая культура речи, связная речь, выразительность речи). Кроме этого были получены и дополнительные результаты:

– повышение активности, как в творческой, так и в речевой деятельности; — улучшение психологического климата в коллективе детей;

– уменьшение числа агрессивных детей;

– проявление взаимопомощи и взаимовыручки;

– раскрепощение детей, снятие зажатости.

Целенаправленная работа по выявлению эффективности влияния театрализованных игр на развитие речи обеспечило не только интенсивное речевое общение (обогатило словарный запас, звуковую культуру речи, связную речь, выразительность речи), но и внесла разнообразие в жизнь каждого ребенка, повысила их самооценку, проявила активность детей. А положительно-эмоциональный настрой, который я стараюсь создавать, способствует быстрому и легкому усвоению знаний детьми и переносить их в свободную самостоятельную деятельность. Начатую работу по использованию театрализованных игр для развития речи детей продолжу и в старших группах. Сейчас я начинаю разрабатывать тематические недели, которые дадут возможность детям глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог, так как использую метод погружения в тему. Тематические недели помогают мне не ограничивать возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, а являются канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности и делает их максимально полезными для детей.

Итак, специально организованные театрализованные игры позволяют развить речь детей дошкольного возраста, что является одной из основных проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. А. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 2000.
  2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2003.
  3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2003.
  4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1982.
  5. Фольклор — музыка — театр. /Под ред. С. И. Мерзляковой./ М., 1999.
  6. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. издательство “Арки”. М. 2004.
  7. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. −2-е изд. М., 1984.
  8. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС», 2003г.
  9. Фомичева М. ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада — М. «Пресс», 2004.
  10. Менежмент Д. В. Игра драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А. П. О.,1994
  11. Щеткин А. В. Театальная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  12. Арушанов А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками,// Дошкольное воспитание, 2001.№ 5.
  13. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: «Педагогика»,1974.
  14. Статья Акулова О. В. «Театрализованные игры для детей» // Дошкольное воспитание, 2006. № 4
  15. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
  16. В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, Возращение к таланту. — Красноярск, АКМЭ,1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle