Библиографическое описание:

Еременко С. В., Леонова Т. И. Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 101-103.



Дидактическая игра- средство воспитания А. С. Макаренко подчеркивал значение игр как средства всестороннего развития ребёнка. В процессе использования дидактической игры у детей формируется определённые умения и навыки. Умения, и навыки формируется путём упражнений, то есть многократным повторением действий для их сознательного совершенствования.

В процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности у детей с задержкой психического развития формируются определенные умения и навыки:

– общей моторики,

– ручной моторики,

– артикуляционной моторики, (статической, динамической, организации движений, переключения движений, объёма, тонуса, темпа, точности, координации);

– ритма

– произносительные умения и навыки: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Связной речи; дифференциация звуков, коррекция нарушений звуко — слоговой структуры;

– коммуникативного опыта (удивление, радость, восторг, огорчение)

Следует отметить, что успешному формированию навыков и умений детей с задержкой психического развития осуществляется в индивидуальной работе с каждым ребёнком.

Сенсорное развитие — это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития значительно отстает по срокам формирования и происходит неравномерно. Дети не умеют ориентироваться в здании, не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки — пробами и примериванием. При обучении и планировании игр, учитывать определенную последовательность формы, величины и развитию цвета:

Игра «Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена)

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези, составлять целое из частей, подбирать нужные с помощью проб и примеривания.

Игра «Помоги Незнайке собрать букеты»

Цель: осуществлять выбор цвета по образцу, продолжать различать цвета, знакомить с названием цвета, ориентироваться в игре на цвет, как на значимый признак.

После того дети научились практически выделять форму, величину и цвет, начинается работа над формированием зрительного восприятия формы, величины и цвета.

В дидактических играх данного раздела нельзя действовать с помощью практической ориентировки, здесь форму, величину и цвет надо увидеть, сопоставлять зрительно. А развить зрительное восприятие формы, величины и цвета помогают такие иры:

Игра «Угадай, что янарисовала»

Цель: учить выделять контур предмета, соотносить объемную и плоскую форму, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Игра «Улица»

Цель: учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин, развивать внимание: вызвать интерес и положительное отношение к совместной деятельности.

Игра «Времена года»

Цель: продолжать действовать в соответствии образом, формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определяющий цвет: у зимы — белый, у осени- желтый, у весны — зеленый, у лета — пестрый; развивать внимание, интерес к результатам действий, целенаправленность.

Все эти игры формирует у детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе возникает интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, приводят к зрительной ориентировке. В этом и заключается основная задача при обучении детей с задержкой психического развития.

Дидактические игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Развитие целостного образа предмета начинается с узнавания. Дети с отклонениями в развитии контрольной группы не всегда могут узнавать предмет в новой ситуации, выделить его из группы предметов. Преодолеть эти трудности помогают игры:

Игра «Игрушки идут на праздник»

Цель: учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активировать внимание.

Игра «Запомни инайди»

Цель: учить узнавать изображения, запомнить их и соотносить мысленно в представлении, закрепить знания названий предметов.

Особое с важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. Помочь детям овладеть пространственными представлениями также поможет ряд игр.

Игра «Петрушка»

Цель: познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предметов «на», «под», «около», «рядом», вызвать интерес к пространственному положению предмета, делать его значимым.

Игра «Дом для матрешки»

Цель: учить производить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.

Зная характерные особенности детей с задержкой психического развития надо отметить, что коррекции и компенсации требуют развитие тактильно — двигательного восприятия. Они без специального обучения не овладевают хватанием, не могут определить на ощупь форму и величину предмета, часто промахиваются при действии с предметами.

Проводя работу по формированию тактильно — двигательного восприятия, узнавать предметы на ощупь помогают игры:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально — положительное отношение к игре.

Игра «Ощупай ислепи»

Цель: учить изображать полученный путем тактильно — двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности. Эта игра проводится несколько раз в течении учебного года, а материал меняется в зависимости от общей темы, которая планируется на месяц.

Так, если проходим тему: «Игрушки», в игре «Ощупай и слепи» используется мяч, шарик и др., по теме: «Овощи», используем «морковку», «яблоко»; по теме: «Продукты»- «бублик», «печенье» и др.

Как известно, развитие познавательной деятельности ребенка с интеллектуальным недоразвитием претерпевает существенные изменения, это связано с непривычным дефектом. Работа по формированию всех видов мышления приобретает особое значение. Ряд игр по формированию мышления по двум направлениям: от восприятия к мышлению и от наглядно-действительного к наглядно-образному и логическому мышлению. Например, игра «Сделай ёлочку» учит подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других, формируется первичное обобщение «все шарики», «все кубики», «все больше», «все маленькие», проводя игру «Сделай ёлочку» целью является: учить детей систематизировать свойства, выкладывая последовательный ряд предметов. Позднее задачи постепенно усложняется. Необходимо научить детей действовать в уме, оперируя образами представления, находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с предметами. Решению этой задачи помогают игры: «Достань шарик», «Что случилась», «Кому такое угощение» Цель: научить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Одной из важных особенностей в отклонении развития умственно отсталых детей является отклонение в развитие речи. Используемые вышеперечисленные игры являются предпосылками к развитию речи. Одновременно в них воспитывается внимание к речи взрослого, умение воспринимать ее как сигнал к действию, что в свою очередь способствует развитию фонематического слуха, накоплению пассивного словаря, уточнению значения слов, пониманию конкретно отнесенного значению слова. А также используется игры, направленные на развитие основной функции речи-функции общения (коммуникативной, познавательной), регулирующей деятельность. Для развития делового общения используем игр: «Позови», «Передай Колокольчик», «Помоги» Цель которых вызвать потребность в деловом общении, учить использовать в общении простейшие слова и выражения «дай», «на», «дай это», «не то», «подержи», «возьми» и др., а также жесты; учить при общении называть друг друга по имени.

Надо отметить, что важным условием результативности использования дидактических игр, а следовательно положительной динамики в развитии детей с задержкой психического развития является соблюдение последовательности в подборе игр. При планировании игр учитывается следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, возрастающую сложность.

Литература:

  1. Л. Бабич 365 Увлекательных занятий для дошкольников. Москва 2000г.
  2. Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина И учеба, и игра: математика. Ярославль 2000г.
  3. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева, Коррекционно — развивающее обучение Масква 2007г. Мозайка — Синтез.
Основные термины: задержкой психического развития, использования дидактических игр, двигательного восприятия, процессе использования дидактических, разных видах деятельности, обучении детей, Сенсорное развитие, планировании игр, Сенсорное развитие детей, восприятия образ предмета, коррекция нарушений, положительное отношение, развитие процессов восприятия, формированием зрительного восприятия, формирование целостного восприятия, пространственному положению предмета, целостного образа предмета, Игра «Помоги Незнайке, угощение» Цель, Игра «Времена года»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle