Библиографическое описание:

Еременко С. В., Леонова Т. И. Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 98-101.



Все, что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе является возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе и в игровой деятельности, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности.

Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста чутко откликается на малые формы устного народного творчества: потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, веселые — радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с устным народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, благотворно действует как на физическое, так и на психическое развитие ребенка, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру.

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоится.

Ребёнок младшего дошкольного возраста может прийти в детский сад с плохим настроением и не только в период адаптации. Разобраться в причинах плохого настроения, отвлечь, успокоить ребёнка — вот основная задача воспитателя. В подобной ситуации как и прежде актуальны пальчиковые игры:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

А этот пальчик — Я,

Вот и вся моя семья!

Дети с удовольствием рассматривают свои пальчики, играют с ними, идёт на контакт с воспитателем. Прислушиваясь к словам потешки, детки веселеют, начинают внимательно смотреть на воспитателя, пытаются повторить слова.

Пальчиковых игр большое количество, приведу ниже наиболее полюбившиеся детям потешки:

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Вот вам хлеб и ложки.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Я предполагаю решать с помощью русского народного фольклора следующие задачи:

– обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации;

– воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. п.;

– создать в группе хорошее настроение, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

Прежде всего необходимо было подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая хрестоматии, я обращала внимания на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Большое внимание уделяли подбору иллюстрированного материала. Предпочтение отдавала таким художникам: Васнецов, Елисеева, Игнатьев, Скотина.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не так велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Я заучивала наизусть и, конечно, искала соответствующие интонации: колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко, веселую потешку — задорно, с юмором, с улыбкой. Дети реагируют на потешки неодинаково. Кто-то любит весёлые, озорные потешки, кто-то, наоборот, тихие, распевные, на пример:

Этот пальчик хочет спать, (загибаем пальчики)

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

И в окошко не глядит… (произносится на распев)

Тише! Тише, не шумите! (произносится тихо)

Пальчики не разбудите. (произносится шепотом)

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, чтобы создать каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей заика, скачущий по комнате под слова русской народной потешки:

Скачет зайка маленький

Около завалинки

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Дети радостно бегут догонять зайку, хлопают в ладоши, наблюдают за поведением друг — друга, видят положительные эмоции.

С помощью потешки можно побуждать детей к движениям. Дети очень хорошо чувствуют ритм потешки. Если потешка спокойная, мелодичная, детки двигаются тихо, иногда на носочках. Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создает радостное настроение, на пример:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, также прибегаем к потешкам.

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот поэтому я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у них желания есть, можно проговорить следующую потешку:

Травка — муравка со сна поднялась,

Птица — синица за зерно взялась,

Зайка — за капустку,

Мышки — за корку,

Детки — за молочко!

Не все дети охотно ложаться в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении, в период адаптации или после длительной болезни. Здесь помогает потешка про сон:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят — поспят,

Всему миру спать велят.

Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я приговариваю:

Валенки, валенки, Невелички, маленьки,

Опушка бобровая Маша чернобровая.

Вот они — сапожки,

Этот — с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Этот-с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот как хорошо!

Очень хорошо использовать потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, дети повторяют: «Баю — бающки — баю». Во время кормления кукол дети приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!».

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у ребят чувство сопереживания сверстникам. Девочки, успокаивая друг — друга, говорят: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Малыши играют, пытаются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки, повторяют интонации, мимику педагога: хмурятся или, наоборот, улыбаются.

Потешки с куклой:

Ой ты, сынок,

Медовый сахарок,

Румяный пирожок,

Березовый душок.

(Подбрасываем куклу вверх, опускаем на колени)

Дыбочек, дыбок, Скоро Ванечке годок!

(кормим куклу)

Воспитатель напевает колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Воспитатель нахваливает куколку — детки складывают ручки лодочкой, смотрят на куколку с восхищением.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, можно подбирать более сложный материал для развлечения ребят. В развлечении «Здравствуй, солнышко» ребята произносили слова:

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

Малыши шутливо грозили пальцем, затем звали солнышко, приглашая его выглянуть в окошко:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко,

Ждут детки тебя,

Ждут малолетки.

Когда солнышко появлялось, малыши выражали свою радость возгласами, хлопками в ладоши.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появляется бабушка — забавушка, они с интересом рассматривают ее костюм, корзиночку, которую она держит в руках. С восторгом встречают игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой — забавушкой, рассказывать ей о козе.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия:

  1. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски — используется в соответствии с возрастными особенностями детей.
  2. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми.
  3. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой — грамотное использование фольклорного материала.

При использовании народных подвижных игр необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Дети активно участвуют в народных играх, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают яркие игровые образы: например, ребенок идет твердым шагом — “волк идет”, с гордой осанкой — “лиса — всему краса”.

Очень нравятся детям театрализованные игры с использованием имитаций, инсценировок, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок — Золотой Гребешок. В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Теремок” и др.).

Детям не всегда просто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных — персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.

Одной из форм работы с детьми является прослушивание музыки. Дети младшего дошкольного возраста хорошо чувствуют ритм мелодии, хлопать, пританцовывать в такт музыки, менять характер движений в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе с детьми народных мелодий позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра — способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера), смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной.

Проведенная работа по внедрению фольклора в развитие детей даёт свои положительные результаты: к концу года у детей развивается устойчивый интерес к двигательной деятельности, ребята с удовольствием участвуют в подвижных играх. Далее в средней группе движения детей станут более мотивированными, упорядоченными, дети научатся понимать связь между характером движений и их целью — выполнением определенных задач. В старшей группе знакомство с народными играми приведёт к расширению кругозора детей, обогатился их словарный запас. Дети станут активно употреблять такие слова, как водящий, ведущий, считалка, поговорка, закличка и т. п.

Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа. Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания детей поддерживает их интерес к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание играть и общаться.

Результаты использования фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.

Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом нам помогут произведения русского народного творчества.

Литература:

  1. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии обрядовых праздников. Детство-Пресс,2001г.
  2. Ботякова О. Л., Голякова Л. Ф., Зязева Л. К. Методическое пособие Детство-Пресс,2001г.
  3. Гудимов В. Л. Тематические загадки для дошкольников.ТЦ, Москва 2002г.
  4. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России. АРКТИ, Москва 2003г.
  5. Аникин, В. П. Русский фольклор [Текст] М.:.: Высшая школа, 1987.- 283с.
  6. Василенко, В. А. Детский фольклор [Текст] — М.: Высшая школа, 1978.- 198с.
  7. Виноградов, Г. С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. — 231с.
  8. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для. Студ. сред. И высш. пед учеб. заведений / Г. Н. Волков. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: «Академия», 2000. — 176с.
  9. Литвин, Э. С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.—Л., 1958. -2000
  10. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз. и лит». — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  11. Соколов, Ю. М. Русский детский фольклор [Текст]: М — Л, 1991. — 297с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle