Библиографическое описание:

Колоницкая О. Л. Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 146-148.



Ключевые слова: гуманитаризация, культурологический подход, гуманитарная среда, конкурентоспособный специалист, культуроведческая социологизация

В условиях современного общества происходит объединение культурологического и образовательного аспектов образования. Это связано с потребностями человека, которые базируются не только на получении знаний, а ещё и «на способах, придающих человеческой активности внутреннюю целостность» [1], то есть на культуре. Образование является ключевым фактором вхождения человека в культуру как национальной и мировой, так и личностной. Обучаемые должны овладеть культурным достоянием, которое было создано человечеством. Необходимо готовить конкурентоспособных специалистов настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду. Наряду с общепринятыми аспектами, необходимо учитывать и то, что образование должно способствовать включению студента в национальную культуру, во-первых, а во-вторых, в общероссийскую и мировую культуру.

Для достижения поставленных задач в техническом ВУЗе необходимо создать гуманитарную среду (далее ГС). Для создания ГС как один из основополагающих используется культурологический подход, который предполагает использование культуры в качестве ключевого понятия. «Культурологический подход — это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом, способным вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые» [2, 37].

Итак, будущий конкурентоспособный специалист должен овладеть самой необходимой частью культуры, поэтому образованию присуща культуротрансляционная функция, которая в неязыковом вузе является чрезвычайно важной, потому, что выпускаемым специалистом необходимо иметь представление о разнообразии культур, их особенностях и основных чертах. Следовательно, технический вуз должен готовить высокообразованных конкурентоспособных специалистов, настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду.

Очевидно, что личность живет и действует в условиях культуры, а культура, в свою очередь, является неотъемлемым фактором полноценного существования личности. Культурное развитие личности это, в первую очередь, непрерывный, целостный процесс. Мы считаем, что высшее профессиональное образование должно помогать усваивать культуру и её реалии, прививать толерантное отношении к другим культурам, учить человека быть полноценным носителем культурных ценностей данного народа, так же как и учить творчеству и самореализации, то есть умению выражать себя, своё “Я” и быть субъектом творчества.

Всё больше и больше уделяется внимание культуре в системе профессионального образования. Довольно долго недооценивался очевидный факт: именно образование является наиболее важной частью культуры. Многие исследователи изучали культурные функции, присущие образованию, которые необыкновенно важны и представляют собой своеобразное триединство. Мы полностью согласны мнением Г. И. Гайсиной, что образование реализует следующие культурные функции: гуманитарную − развитие гуманитарной культуры студента; культуротрансляционную — трансляция из поколения в поколение опыта, представлений, идеалов, культурных особенностей как исторически сложившихся, так и новых составляющих культуры; культуротворческую — обогащение культуры за счёт не только её изучения, но и переработки и понимания [3, 82].

Процесс гуманитаризации, затрагивающий сферу высшего профессионального образования, выражается во взаимосвязи культуры, личности и образования и выявляется в его культурных функциях. Гуманитарная, культуротрансляционная и культуротворческая функции образования необходимо рассматривать при создании модели конкурентоспособного специалиста. Поэтому в настоящее время происходит культуроведческая социологизация содержания высшего профессионального образования, которая предполагает, что образование — это средство передачи индивиду универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения цивилизаций и культур, разницы менталитетов, влияние культур друг на друга [4, 56]. Данное понятие лежит в основе создания ГС в техническом вузе. В свою очередь для достижения культуроведческой социологизации как основополагающий используется культурологический подход.

На наш взгляд, вслед за Н. Е. Буланкиной важно заметить, что формирование культурологической компетенции личности приобретает в настоящее время первостепенную значимость для решения различных глобальных проблем развития современного общества. В зависимости от того, насколько адекватно осознают люди ценности своей культуры и народа и сопоставляют их с другими, определяется благополучие данного народа и статус страны в мировом пространстве [5, 33–43].

Необходимо подчеркнуть, что культурологический подход представляет собой совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни и деятельности человека через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и т. д.

Культурологический подход представляет собой совокупность различных технологий, направленных на развитие гуманитарной культуры будущего специалиста, его профессиональных и личностных качеств. Более того, в контексте культурологического подхода представляется необходимым выделить ещё несколько задач высшего технического образования в дополнение к вышеизложенным: во-первых, овладение общей культурой, адекватной мировому уровню и, во-вторых, интеграцию личности национальную и мировую культуру.

Являясь методологической основой и методом проектирования личностно-ориентированного образования, культурологический подход, позволяет трактовать: культуру как гуманистически ориентрированное содержание образования; образование как процесс овладения культурой, направленный на развитие, целостное преобразование личности человека; познание мира, творчество и диалог как способы саморазвития и самореализации личности [7].

По мнению В. Шубина, гуманитарная культура − это культивирование таких ценностей, которые ориентированы на развитие и саморазвитие самого человека путем формирования гражданских качеств, нравственных оценок, правовых норм, эстетических вкусов, интеллектуальных и познавательных способностей [6].

Гуманитарная культура и основные качества и ценности, которые формируются с её помощью, закладываются на дисциплинах гуманитарного профиля: это и знания этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Следовательно, гуманитаризация образования происходит через гуманитарные дисциплины. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль гуманитарного образования.

Отметим, что к особенностям практической реализации культурологического подхода относятся: опора на культуру как целостный опыт предыдущих поколений, систему нравственных и духовно-материальных ценностей, определяющую смыслы человеческой жизни и творческого развития личности в организации процесса воспитания обучаемых и формировании содержания образования; понимание человека как творца и творения культуры, ориентация на личность как субъекта индивидуального и исторического развития; понимание культуры как условия, средства и желаемого результата педагогического воздействия; усиление гуманитарной составляющей обучения в техническом вузе, использование культуры в целях объединения и реализации задач воспитания и обучения; направленность на сохранение культуры, её основных ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств личности и развития их индивидуальных способностей [7].

Выводы:

  1. Внедрение культурологического подхода в высшее профессиональное образование объясняется потребностями современного общества, которое нуждается не только в высокообразованных специалистах, но и в гибких, коммуникабельных и конкурентоспособных личностях.
  2. Культурологический подход является перспективным направлением развития системы высшего профессионального образования и адекватно отражает тенденции, происходящие в современном обществе.
  3. Использование культурологического подхода происходит за счёт изучения гуманитарных дисциплин. Технические знания формализованы, а гуманитарная подготовка способствует расширению кругозора, формированию мировоззрения и развитию личностного потенциала. Именно они знакомят с ценностями мировой и региональной культуры, дают понимание закономерностей развития общества и процессов, происходящих в нём, влияют на социализацию, самоактуализацию и самоидентификацию личности.

Литература:

  1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. Г. В. Драча. — Ростов-на-Дону, 1995
  2. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике пед. Образования, автореф. дис. на соскание уч. ст. доктора пед. Наук, М., 2002
  3. Гайсина Г. И. Формирование гуманитарной культуры будущего учителя в довузовских структурах педагогического образования. — Уфа: Баш ГПИ, 1999. — 178с
  4. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж: ИСТОКИ, 1996. — 237с.
  5. Буланкина Н. Е. Полиязыковое информационно-образовательное пространство личности. Методология. Проблемы. Технология: Монография. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. — 200с.
  6. ШУБИН В. Культура. Техника. Образование http://n-t.ru/ri/sb/kt.htm
  7. http://school-c.ru/dissertatsiya-ot-avtora/vozmozhnosti-kulturologicheskogo-podhoda-v-formirovanii-kachestv-lichnosti-cheloveka-kulturyi-u-shkolnikov

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle