Автор: Чернышева София Анатольевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Библиографическое описание:

Чернышева С. А. Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 132-135.



Основными тенденциями развития экономики, политики, науки, техники и прочих факторов, напрямую влияющих на образование, являются глобализация, открытость и неопределенность [6, с. 7–11]. В этих условиях простое накопление и передача знаний стали неэффективными, в настоящее время от обучающегося требуется умение самостоятельно определять и решать проблемы обучения, для этого добывать нужную информацию, делать выбор в условиях недостатка или избытка данных и неопределенности результата. Смена парадигмы образования со знаниевой на компетентностную должна способствовать более эффективному обучению современного специалиста. В связи с этим результатами освоения основной профессиональной образовательной программы сегодня являются общие и профессиональные компетенции, прописанные в новых образовательных стандартах, таких, как ФГОС среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1353 от 27.10.14).

Общие компетенции (в дальнейшем ОК), согласно стандарту, включают в себя способность в целом осуществлять самостоятельную педагогическую деятельность, начиная от осознания значимости своей профессии до соблюдения правовых норм, ее регулирующих; профессиональные компетенции (в дальнейшем ПК), касаются освоения основных видов профессиональной педагогической деятельности и для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» подразделяются на собственно преподавание (планирование и проведение уроков, ведение документации и т. д.), организацию внеурочной деятельности, классное руководство и методическое обеспечение образовательного процесса.

Мы считаем, что общие и профессиональные компетенции, прописанные в Стандарте, не полностью отвечают идее формирования специалиста начального образования. На наш взгляд, необходимо дополнять требования Стандарта специальными компонентами. Одним из таких дополнений мы считаем формирование художественно-эстетической компетенции.

Определим художественно-эстетическую компетенцию студента педагогического колледжа (в дальнейшем ХЭК) как комплексную характеристику личности будущего педагога, состоящую из следующих компонентов:

  1. Когнитивный компонент: художественно-эстетические знания, умения и опыт (теоретические знания и практические умения по основам рисунка, композиции, цветоведения, технологии художественной обработки материалов); общая когнитивная сложность картины мира;
  2. Мотивационный компонент: сформированная мотивация к творческой художественно-эстетической деятельности и творческому росту; способность и готовность обучать художественно-эстетическому творчеству будущих учеников;
  3. Деятельностный компонент: опыт успешной практической творческой деятельности по созданию произведений искусства и декоративно-прикладного творчества;
  4. Эстетический компонент: общая способность к восприятию, пониманию и интерпретации произведений искусства; сформированный эстетический вкус; сформированное стремление к эстетическому преобразованию окружающего пространства [9].

Проанализировав компоненты ОК, ПК и ХЭК, мы пришли к выводу, что ФГОС нацелен в основном на когнитивный, мотивационный и частично на деятельностный компонент ХЭК, а эстетический компонент совершенно выпадает из зоны охвата Стандарта. Это означает, что, выполняя только требования Стандарта, мы не формируем у будущих педагогов культурно-эстетическую позицию, что подтверждает мнение Н. В. Увариной о том, что современное образование не нацелено на формирование творческих и созидательных способностей [7, с. 6].

Одним из условий формирования ХЭК является использование в процессе обученияпроектного, исследовательского и проблемного методов. Основным является проектный метод. В нашем случае студенты создают различные средства обучения по предмету «Технология» для студентов и школьников. Это учебные, учебно-методические и методические пособия, электронные технологические карты, видеоуроки и пр.

Метод проектов в педагогике достаточно старый, и восходит еще к мысли Ж.-Ж. Руссо, который искал «средства, чтоб сблизить всю массу уроков, рассеянных в стольких книгах, свести их к одной общей цели, которую легко было бы видеть, интересно проследить» [1, с. 261].

Словарь по образованию и педагогике говорит, что метод проектов —форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей [4, с. 80].

Теоретическими вопросами организации проектной деятельности занимались такие современные исследователи, как В. В. Гузеев, И. А. Зимняя, А. П. Зольников, Г. Л. Ильин, Е. Н. Киселёва, Р. Курбатов, Н. Н. Курова, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др. Вопросами проведения исследований на уроках и во внеурочное время занимались А. Л. Нестернко, Н. Н. Тулькибаева, Н. В. Уварина, Н. М. Яковлева и др.

Одна из современных развивающихся ветвей педагогики — креативная педагогика [2] в целом основывается на концептуальном проектировании, как одном из способов решения какой-либо задачи, в том числе образовательной. Образовательной задачей для нас, как для преподавателей СПО является формирование у студентов необходимых компетенций.

Преподавая технологию в педагогическом колледже, мы в своей практике используем проектные технологии для создания различных средств обучения. Мы выбрали в качестве содержания проектов создание средств обучения по нескольким причинам: на наш взгляд, это активизирует эмоциональную, умственную и творческую деятельность студентов. Рассмотрим эти воздействия подробнее.

Средства обучения активизируют эмоции студентов при воздействии на них. Активизация проявляется как непосредственное интенсивное переживание учащегося, которое придает определенную направленность его мышлению, служит стимулом его деятельности, источником уверенности в правильности избранного пути. Поэтому средства обучения нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности. Стимуляция познавательных интересов вызывается прежде всего новизной средств обучения [5, с. 147]. И самыми новыми средствами обучения для студентов являются те, которые они создали своими руками.

Опыт передовых учителей и экспериментальные исследования (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. П. Калошина и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства учения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств обучения дает больший развивающий эффект и более высокое качество знаний, нежели их ординарное использование по данному образцу. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных заданий и инструкций, алгоритмов и планов работы, разработку новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляет одно из основных условий повышения качества знаний, развития кругозора и способностей учащихся. В процессе изготовления и использования новых средств учения происходит умственное развитие учащихся потому, что осуществляется взаимодействие средств с учебной информацией, порождающее творческие способности при условии выделения этого средства в специальную цель дидактического анализа на уроке [3, с. 242].

Также на развитие творческих способностей указывает Н. В. Уварина. Одной из закономерностей актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе она называет атрибутивную закономерность, которую формулирует следующим образом: «Включение личности учащихся в различные виды продуктивной деятельности актуализирует творческие способности» [8].

Прежде, чем предлагать студентам проектное задание по созданию средства обучения, мы проводим предварительную подготовку, которая включает задания репродуктивного характера для освоения технологий художественной обработки материала.

Мы предлагаем студентам создать несколько вариантов средств обучения, которые они будут использовать на уроках технологии в школе и в колледже:

  1. Технологические карты изготовления изделий;
  2. Электронные технологические карты для презентации к уроку (поэтапное фотографирование процесса изготовления изделия);
  3. Демонстрационный ролик (съемки и монтаж видеоролика, демонстрирующего процесс создания изделия в действии);
  4. Образец коллективной работы в виде иллюстрированной книги, видеоролика или другого варианта проекта.

Практика показала, что указанные формы проектов активизируют интерес студентов за счет практической направленности: студенты используют данные средства на практике и убеждаются в их действенности.

Кроме этого, мы широко практикуем межпредметные проекты, позволяющие студентам проявить максимум самостоятельности и креативности: в настоящее время это иллюстрирование книг при помощи разнообразных техник (оригами, лепка из пластилина, аппликация), создание слайд-шоу и анимационных мультфильмов. Мы предоставляем студентам возможность не только выбрать уровень сложности задания, но и решить, какую роль он будет играть в проекте — организатор, исполнитель или координатор, какую часть проектной работы он может выполнить хорошо. Как правило, студенты в процессе выполнения проекта меняются ролями и зачастую осваивают все необходимые роли.

Таким образом, мы считаем, что использование проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже способствует формированию художественно-эстетической компетенции у будущих преподавателей начальных классов, а также активизирует эмоциональную, умственную и творческую деятельность студентов.

Литература:

  1. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие [текст] / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика,1989. — 416 с.
  2. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [текст] / под. ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАОЮ. Г. Круглова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 319 с.
  3. Педагогика. Учебное пособие [текст] / под.ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2007. — 430 с.
  4. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике [текст] / В. М. Полонский. — М.: Высш. шк, 2004. — 511 с.
  5. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования [текст] / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко.–– М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  6. Современные образовательные технологии [текст]: учебное пособие / коллектив авторов; под. ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.
  7. Уварина Н. В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе: монография [текст] / Н. В. Уварина. — Челябинск: Взгляд, 2007. — 296 с.
  8. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [текст] / Н. В. Уварина // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4(263).
  9. Чернышева С. А. Теоретико-методологические основы проблемы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа [текст]. С. А. Чернышева // Современная высшая школа: инновационный аспект.

колледжа [текст] аспект. 2015. № 4. С.162–169

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle