Автор: Тиунова Наталья Николаевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Библиографическое описание:

Тиунова Н. Н. Повышение интенсификации учебного процесса студентов колледжа средствами ИКТ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 127-130.



В статье предложены некоторые приемы интенсификации учебного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий, а также приведены примеры конкретных порталов для студентов колледжа специальности Архитектура.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интенсификация обучения, образовательные платформы, виртуальная среда.

В настоящее время инновации в образовании ассоциируются в первую очередь с понятиями компьютеризации и информатизации учебного процесса. Данное явление связано со стремительным развитием и совершенствованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также с повышением их доступности для участников образовательного процесса. Однако, в полной ли мере последние используют и применяют данные средства в образовательных целях?

Интернет сегодня заменил студентам и преподавателям библиотеки, учебники, журналы открыв огромный массив информации, включающий и оцифрованные печатные издания. Он позволяет за секунды передавать файлы и сообщения другому пользователю, компьютер значительно упростил поиск, подбор, оперирование информацией. Все это сегодня широко используются в образовательных учреждениях, но технологии стремительно развиваются и появляются новые возможности, которые можно эффективно использовать в учебном процессе.

Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности. В учебной литературе предлагают следующие пути повышения темпа учебного процесса: за счет совершенствования содержания учебного материала и методов обучения [1].

Этому направлению можно следовать, внедряя в образовательный процесс средства ИКТ не только для передачи материала, поиска разнородной информации, оформления работы, а также используя готовые образовательные комплексы или отдельные их части — видеолекции, тесты, геймифицированные системы обучения, мини-программы.

К существующим образовательным комплексам можно отнести курсы в форме MOOC (Мassivе Open Online Coursе — массовые открытые онлайн-курсы) на образовательных интернет платформах (ОП). Задача преподавателя здесь заключается в отборе среди массы ОП наиболее подходящих по ряду критериев: доступность, язык, формат. На отобранных образовательных платформах необходимо найти подходящие для данной дисциплины и специальности курсы. Внедрение таких форм в классический образовательный процесс разнообразит обучение, продемонстрирует иной тип изложения материала, познакомит студентов с новым способом учения. В дальнейшем студенты могли бы сами подбирать интересующие их курсы и самостоятельно планировать свое дополнительное образование. Подобный комплекс позволит: заменить образовательный аудиторный модуль, перенести его на домашнее обучение или заниматься в аудитории индивидуально, освободив тем самым время преподавателя. Для закрепления и проверки усвоенного материала следует планировать аудиторное семинарское занятие по данному модулю.

Так, например, для студентов архитектурно-строительного отделения специальности «Архитектура» подошел бы экспресс-курс "2D+3D проектирование в AutoCAD» на российской образовательной платформе Лекториум (https://www.lektorium.tv/), поскольку данная программа используется студентами для выполнения учебных проектов.

Помимо комплексных курсов по отдельным модулям, в учебный процесс можно включать элементы электронного обучения. Отдельные видеолекции, курсы видеолекций, видеоконференции действующих специалистов помогут качественнее усвоить, закрепить тему, расширить знания по данному вопросу. Кроме того, подобные системы могут быть рекомендованы неуспевающим и тяжело усваивающим материал студентам, в замен дополнительных заданий, учебных работ, платных занятий и репетиторства.

Для студентов специальности Архитектура можно подобрать курсы лекций «Инженерная графика», курс «Saint Petersburg Design Week 2014" на ОП Лекториум, серия видео по теме «История искусств» на ОП Khanacademy (https://ru.khanacademy.org/). Некоторые лекции на образовательных платформах проходят при участии зарубежных специалистов, диалог ведется преимущественно на английском языке, иногда при участии переводчика. Такая форма лекций позволит закрепить знания языка, проверить их на практике. Серия лекций конференции «Социально-ориентированный дизайн: Новые идеи для привычных пространств» (ОП Лекториум) проходит при участии таких лекторов как: Фернанда Торре (Швеция), Пер Кристенсен (Дания), Стейнар Валаде-Амланд (Дания). Если обучающихся и преподавателей интересует именно обмен профессиональным опытом, а также закрепление языка, то стоит обратить внимание на портал Ted (https://www.ted.com/), который содержит плейлисты, отдельные видео выступлений действующих специалистов в различных профессиональных областях. Они делятся идеями, размышлениями, а также результатами исследований, кроме того сайт предоставляет текстовые материалы.

Для входного, текущего и итогового контроля возможно подбирать готовые тестовые задания. Такой способ проверки знаний является оперативным, психологически комфортным для студентов, а также некоторые подобные формы контроля носят обучающий характер. В сети имеются порталы с разнообразными онлайн тестами по различным темам и дисциплинам, а также сборники тестовых заданий от образовательных учреждений. Педагоги могут корректировать вопросы на свое усмотрение и включать их в учебный процесс, онлайн сервисы также могут использоваться на аудиторных занятиях, либо включаться в домашнее задание.

Для студентов колледжа специальности архитектура подойдет сборник тестов первого уровня «Архитектура» (Головко А. В. Архитектура. часть 1: Жилые здания. Сборник тестов первого уровня. В 3-х частях. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. — 85 с.: ил.), а также обучающие тесты некоторых курсов на ОП Аrzamas (http://arzamas.academy/).

Отдельно можно выделить такие средства обучения как компактные узкоспециализированные программы и геймифицированные системы обучения. Подобные сервисы создаются в основном для изучения иностранных языков, так портал по изучению английского языка Lingualeo (https://lingualeo.com/ru) обладает ярким, динамичным интерфейсом, обучение проходит в форме игры, при этом учебный материал подбирается в зависимости от предпочтений обучающегося. Существуют и мини-программы по запоминанию иностранных слов, в которые загружается массив терминов с переводом, после этого начинается процесс учения. Программы позволяют различными способами, быстро запоминать написание, перевод, произношение слов, а также показывают прогресс обучения. Аналогичные средства возможно найти в сети и для других дисциплин (онлайн кроссворд на знание терминов, спецпроект ОП Аrzamas «Пазл: старые мастера»), а также стимулировать студентов на создание аналоговых проектов для конкретных дисциплин.

При использовании интернета в классическом обучении как дополнительной учебной площадки необходимо виртуальное пространство для оперативного обмена информацией со студентами, модель такой интерактивной информационно-образовательной среды представлена на Рисунке 1 [2].

При наличии виртуальной среды преподаватель может убедиться в доступности задания для всех участников учебного процесса, в выполнении поставленных задач, а также контролировать процесс обучения студентов удаленно. Обучающиеся в свою очередь имеют оперативную связь с педагогом, которая позволит: решить проблемы с поиском задания, доступом к нему, обсудить усвоенный материал, внести предложения и критику текущей формы обучения, получить консультацию по учебному вопросу. Воплощением такой среды может быть социальная сеть, программы для общения (с возможностью диалога и беседы), чат, либо специальный авторский проект, удовлетворяющий вышеуказанным требованиям.

схема.jpg

Рис. 1. Модель интерактивной информационно-образовательной среды

Нельзя не упомянуть тему доступности инновационных проектов и предложений. Сегодня компьютером и подключением к сети интернет обладает практически каждый студент и преподаватель, образовательные учреждения оборудованы компьютерными кабинетами с доступом в интернет, крупные библиотеки также оснащены средствами ИКТ. Имеющееся личное материально-техническое оснащение (МТО) участников образовательного процесса, а также МТО образовательных организаций позволяют внедрять готовые образовательные комплексы и их элементы в целях интенсификации образовательного процесса. Существенным плюсом предложенных образовательных платформ, а также ряда развитых отечественных и зарубежных проектов (Универсариум, Национальная платформа открытого образования, Coursera и др.) является свободный доступ к размещенным материалам. От пользователя необходима только регистрация на курс. Существуют и платные услуги на подобных проектах, в основном они связаны с получением документа — сертификата о прохождении курса.

Современному студенту открыта масса образовательных возможностей, необходимо просвещать о наличии таковых, мотивировать учащихся на саморазвитие, а также знакомить их с новыми формами и методами обучения. Используя некоторые доступные приемы и инструменты интенсификации обучения, педагоги разнообразят образовательный процесс, повысят его эффективность, а также познакомят студентов с новой формой учения, которая может быть доступна каждому желающему при наличии устройства с выходом с сеть. Подобные элементы обучения могут быть применены в сложных ситуациях, таких как необходимость восполнить образовательные пробелы самостоятельно, невозможность посещения аудиторных занятий по разным причинам, как форма дополнительных заданий. Применяя электронные средства обучения мы не меняем классический образовательный процесс, а совершенствуем его, используя возможности сети. Такая форма обучения позволяет студентам заниматься самостоятельно, при этом педагог выполняет роль наставника, способствует обучению, а текущий контроль осуществляет либо сам студент, либо компьютер. Таким образом, обучающийся сможет рассчитывать свои силы, заниматься дополнительно в комфортной для него среде, самостоятельно оценить свои успехи и образовательные возможности.

Литература:

  1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002. — 544 с.
  2. Тиунова Н. Н. Информационно-образовательный кластер как фактор интенсификации профессиональной подготовки студентов // Аспирант. — 2014. — № 5. — С. 38–41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle